Город Исчезающий Ростов проблема

Старый Ростов пережил оккупации, но не Логвиненко: в городе возобновились сносы вековых домов

Чиновники забыли про обещание спасти квартал на Семашко

Со зданиями расправлялась тяжелая техника

Архитектурное наследие Ростова еще больше оскудело. В минувшую субботу власти начали снос двух исторических зданий в переулке Семашко. За них годами боролись жильцы и общественники, но проиграли.

Вместе с активистами, защищавшими здания от сноса, и архитектором пытаемся определить, что для Ростова на самом деле значит старая архитектура и какой политики придерживается администрация.

Что теряет Ростов


Дом № 30 в переулке Семашко принадлежал купцу Николаю Аджемову — армянскому меценату конца XIX века. Доходный изрядно потрепало во время капремонта улицы перед чемпионатом мира.

Семашко, 32 — здание Общества взаимного кредита. Именно с ним связана легенда про крупнейшее ограбление в Ростове. В 40-е годы прошлого века здание сильно пострадало. После войны его восстановили в упрощенном виде, надстроили один этаж и реконструировали под жилой дом. Не снесли.

У него был статус объекта культурного наследия, но летом 2020-го появилась экспертиза, по которой здание лишили статуса памятника. Законсервированный дом № 32 стал наживой для мародеров. В марте этого года, например, украли тротуарное мощение, а в январе — перила, ворота и люки.

В мае 2022 года оба дома пошли под ковш.

Боролись за лицо города


Сносят дома в переулке Семашко с помощью тяжелой техники. Зрелище не уступает кадрам из кино: масштабно, драматично и, кажется, не по-настоящему.

На руинах истории

— Реакция и ожидаемая, и неожиданная. Друзья из общественного движения «МойФасад» общались по поводу этих домов с администрацией, комитетом по охране ОКН и инвестором. Я решил, что попробую поверить им всем и посмотреть, что будет. Поругать администрацию мы всегда успеем, а вдруг они сделают что-то хорошее? — рассказывает краевед Геннадий Крольман. — В голове сидела мысль, что никто шевелиться не будет по поводу спасения зданий. Но надежды оставались до того момента, как узнал про начало сноса. Сейчас он остановлен, но надолго ли, не знаю. Всё-таки десятки миллионов рублей на снос на кону.

Руководитель спецпроектов фонда «Внимание» Елена Чернышева признается, что шокирована сносом и не могла поверить, что «это правда происходит».

В середине апреля состоялось первое и пока единственное заседание комиссии по аварийному фонду при администрации Ростова-на-Дону — там сошлись в необходимости сохранить оба аварийных исторических дома на Семашко. Чернышева входит в состав этой комиссии.

— Мне крайне странно то, что произошло. По версии администрации Ленинского района, это якобы ошибка подрядчика. Звучит не очень убедительно. Я опасаюсь, что по такой же схеме — «Ой, мы ошиблись» — снесут в ближайшие дни еще дома № 28 и 41 на улице Московской, — опасается Чернышева.

Дом № 28 на Московской она называет редким для города примером архитектуры модерна. Про Московскую, 41 известно, что это самый старый дом на улице. Он уцелел и не пострадал во время ожесточенных боев Великой Отечественной войны. Совпадение или нет — в декабре 2021-го в доме случился пожар, хотя на него уже претендовал инвестор, готовый восстановить здание.

«Спасибо районной администрации за предельный пофигизм»

— Я встречалась с главой района, всё было мило, максимально плюшево, потом меня слили. Игнор на максималках. Хотя мне казалось, что уже нечему удивляться, но нет, — говорит Чернышева. — Заявления высших должностных лиц о необходимости сохранения исторической застройки — просто слова, чтобы успокоить горожан и спокойно сносить?

По словам директора «Южного градостроительного центра» Сергея Трухачева, снесенные здания в переулке Семашко не были шедеврами или выдающимися проектами. Но архитектор оценивает их как крепкую застройку своего времени, которая еще недавно была в хорошем состоянии и при нормальном уходе могла простоять много лет.

— Сложно сказать, что подействует на наших чиновников. Мне непонятно, что на них может оказать влияние, кроме оклика откуда-то сверху, — считает Трухачев. — От всех нас нужна более сплоченная реакция. В Ростове существует две точки зрения по архитектурному историческому наследию. Первая — о том, что историю нужно сохранять, вторая — что это рухлядь, которую нужно снести. Сторонников и той, и другой точки зрения немало. Я даже не уверен, кого больше.

Архитектор полагает: чем больше тех, кто называет старинные постройки рухлядью, тем крепче позиция чиновников, когда они принимают решения о сносе.

— Требуется просвещение, более ясная позиция о том, что это историческое наследие, без которого Ростов потеряет собственную идентичность и лицо. Нужна активная реакция горожан, — подытожил Трухачев.

Как отвечают чиновники

Начавшийся в мае снос домов № 30 и 32 в переулке Семашко оказался досадной случайностью — так утверждают в администрации Ленинского района Ростова, отвечая градозащитникам.

На днях глава администрации Ленинского района Владимир Влазнев и представители комитета по охране памятников встретились с ростовскими активистами. Последние возмутились, что дома начали ровнять с землей вопреки обещанию городских властей проработать возможность сохранения построек.

— Версия [инициировавшей снос] администрации района — «экскаваторщик ошибся». Как вообще экскаваторщик оказался на площадке, учитывая, что здания «собирались сохранить»? Странно, правда? — иронизирует Чернышева.

По ее словам, протокол заседания комиссии по аварийному фонду, состоявшегося 15 апреля, до сих пор не подписан.

— По версии администрации Ленинского района, [снос] якобы ошибка подрядчика. Звучит не очень убедительно, — говорит Чернышева. — Снос вроде как затормозили. Что делать сейчас — мне лично не понятно, как еще разговаривать с городскими властями.

В приемной главы администрации Ленинского района корреспондента 161.RU перенаправили с вопросами к представителю районного управления ЖКХ Александре Кириленко. Она сказала, что не уполномочена давать комментарии без согласования с пресс-службой администрации Ростова. Глава пресс-службы Мария Петрова не ответила на наши звонки. Ее подчиненные отказались комментировать ситуацию без письменного запроса редакции.

161.RU готов предоставить главе Ленинского района Владимиру Влазневу и районному управлению ЖКХ площадку для пояснений по сносу домов в переулке Семашко.

Очередь на снос


Останавливать тяжелую технику власти не собираются. Положительное заключение на снос 19 мая получено для дома по Социалистической, 128. Это здание стоит по соседству с домом, который рухнул в июле 2021 года.

— Архитектурно этот дом выглядит хорошо, Когда-то находился в одном из наиболее сохранившихся кварталов. Его надстроили на два этажа в советское время. По ощущениям, он сильно поплыл после постройки многоэтажки рядом, — рассказал краевед Крольман.

Возможно, из-за надстройки здание и стало аварийным

Что по домам в переулке Семашко, то планы на землю под ними уже давно известны. В феврале активисты «МоегоФасада» объявили, что на месте домов хотят сделать музей советского разведчика Геворка Вартаняна, родившегося в Ростове. Инвестором выступил местный застройщик и депутат Заксобрания области Арутюн Сурмалян.

Тогда общественники приводили слова Сурмаляна. Мол, дом на Семашко, 32 обследовали и пришли к выводу, что сохранить его будет очень сложно. Но оставалось второе здание под номером 30.

— Давайте обследуем дом. Может, и правда разместить экспозицию в нем? Я не хочу, чтобы за мои деньги меня же проклинали жители города, — цитировали бизнесмена.

Но что теперь будет с проектом музея?

Представитель Сурмаляна на запрос корреспондента 161.RU не ответил.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем