«Атлант», «Алмаз» и другие рынки между Ростовом и Аксаем заблокированы. Часть павильонов за год сгинула под ковшами экскаваторов. Работавшие там предприниматели оценивают убытки в миллиарды рублей, а бывшие владельцы земли — семья Бабаевых вместе с партнерами — под арестом. Корреспондент 161.RU Сабина Бондарь в первую годовщину разгрома аксайских рынков вспоминает обстоятельства самого масштабного уголовного дела 2021 года — и разбирает случившееся с участниками событий.
Действующие лица:
Карим Бабаев — влиятельный ростовский бизнесмен;
Виталий Борзенко — многолетний глава Аксайского района до апреля 2021-го;
Эдуард Бабаев — бизнесмен, старший сын Карима Бабаева;
Вадим Бабаев — бизнесмен, младший сын.
Иван Ситько — владелец рынка в Аксае, совладелец «Овощного», зять Борзенко.
По версии следователей, они вместе с еще 12 участниками составили преступную группу, которая с 2000 года проводила махинации с землей Аксайского района. Подозреваемые, как говорят силовики, похитили у государства участки кадастровой стоимостью 426 миллионов рублей, незаконно заработали 219 миллионов и отмыли еще 19 миллионов рублей.
Всё началось до апреля 2021-го
Прокурорские проверки на аксайских рынках начались в ноябре 2019 года, вспоминает Николай Сухомлинов — адвокат Эдуарда Бабаева. По его словам, силовики еще тогда попытались возбудить уголовное дело, но, не обнаружив существенных нарушений, документы передали в следственную часть донского главка МВД. Прокурорские проверки длились весь 2020-й, членов семьи Бабаевых обязали отчитываться о сделках, собирали с них налоговые декларации. Сухомлинов говорит, что тогда рынки «проверили вдоль и поперек», но причин для закрытия не нашли.
— Поводом для возбуждения уголовного дела стал рапорт сотрудника УФСБ России по Ростовской области и постановление заместителя Генерального прокурора Андрея Кикотя. Это произошло 9 апреля 2021 года, — утверждает Сухомлинов. — И вот уже следственным отделом УФСБ более года расследуется уголовное дело по обвинению Карима, Эдуарда и Вадима Бабаевых, а также Борзенко и Ситько. В деле также есть иные лица — всего обвиняемых 17 человек.
Хроника разгрома
12 апреля 2021 года прошли обыски у главы администрации Аксайского района Виталия Борзенко. В тот же день чиновника задержали на отдыхе в Кисловодске. Борзенко объявили членом преступной группы Карима Бабаева, якобы созданной для захвата и получения незаконных доходов с земли аксайских рынков — крупнейшей торговой площадки юга России. Чиновника назвали «политической крышей».
14 апреля были задержаны трое предполагаемых соучастников Виталия Борзенко: директор Аксайского рынка и родственник чиновника Иван Ситько, сыновья Карима Бабаева — Вадим и Эдуард. Весь год будут задерживать бизнес-партнеров семьи. Фигурантами станут 17 человек, среди которых предприниматели, бухгалтеры, юристы, бывшие и действующие силовики. Карим Бабаев проведет полгода в бегах.
27 апреля тысячи полицейских и росгвардейцев оцепили аксайские рынки, земля под которыми с начала 2000-х принадлежит Бабаевым. Около пяти тысяч силовиков несколько часов искали на рынках нелегальных мигрантов, бордели, наркотики и казино. Судя по дальнейшим событиям, нашли только несколько сотен нелегалов.
28 апреля проезд к торговым площадям перекрыли бетонными блоками. Предприниматели были шокированы — документов о закрытии рынков тогда не было.
29 апреля владельцы павильонов с рынков «Атлант», «Алмаз», «Строительный» и «Овощной» потребовали ответов от властей Ростовской области и прокуратуры. Потенциальные потери от закрытия и простоя бизнесмены оценили в миллиарды рублей. Начались митинги против блокировки рынков.
30 апреля суд в Аксае официально закрыл рынки, фактически прекратившие работать еще 27 апреля. Суд принял обеспечительные меры по старому иску районной прокуратуры к собственникам участков на Аксайском проспекте.
Весь май и летом предприниматели с аксайских рынков осаждали прокуратуру, писали президенту и просили помощи у местных депутатов. Последние не пошли дальше слов поддержки. К концу года открылись «альтернативные торговые площадки» под Батайском — проекты группы строительных компаний «Дон» и малоизвестного молодого бизнесмена Никиты Денисова.
9 ноября бизнесмен Карим Бабаев был задержан сотрудниками ФСБ. По информации трех источников редакции в силовых структурах, Карим сдался сам, чтобы «пойти на сделку» и содействовать освобождению своих партнеров. Собеседник 161.RU в ФСБ уверяет: Бабаев был именно задержан и не ждал силовиков.
Главные фигуранты проходят по четырем статьям: 210 УК РФ «Организация преступного сообщества или участие в нём»; 159 УК РФ «Мошенничество»; 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями»; 174.1 УК РФ «Отмывание денег». По версии следствия, руководимая Бабаевым группа около 20 лет назад незаконно завладела шестью земельными участками из фонда перераспределения Аксайского района, после чего организовала на этих территориях бизнес. Это участки, где размещаются рынки. Полученную за эти годы выручку следствие, судя по всему, считает ущербом государству.
К чему привел год следствия?
— Попытки привлечь Бабаевых к уголовной ответственности предпринимались с января 2020 года, когда следствием Аксайского ОМВД было возбуждено уголовное дело по статье «Незаконная миграция», — рассказывает адвокат Николай Сухомлинов. — За год расследования установить причастность Карима Бабаева к организации незаконной миграции не удалось. Однако это не помешало предъявить ему обвинение по данной статье в феврале 2022 года, хотя доказательств у следствия не добавилось.
В силовых структурах региона отказались комментировать 161.RU ход следствия по самому громкому уголовному делу последнего года, ссылаясь на его незавершенность. Сухомлинов процесс комментирует охотно, перечисляя нарушения, с которыми столкнулся его подзащитный — Эдуард Бабаев.
— В обвинении не содержится сведений о месте, времени совершения преступлений, отсутствуют сведения о способе и обстоятельствах участия моего подзащитного и остальных лиц в преступной организации, то есть его конкретных действий, направленных на достижение преступного результата, — утверждает Сухомлинов. — Кроме общих фраз об участии в неких событиях, не описанных с учетом требований процессуального закона, следствие не раскрыло обязательные, основные признаки состава преступления, не описаны цели, мотивы, а самое главное, конкретные действия. При таких обстоятельствах можно говорить об объективном вменении, прямо запрещенном Уголовным кодексом.
По словам адвоката, в деле почти 200 томов. Большую часть документов защитники и фигуранты не видели, но вопросы у стороны Бабаевых возникли с первых страниц.
— Как привлекаемые к ответственности должностные лица Андрей Ремизов и Анатолий Свириденко принимали участие в [преступном сообществе] с 2000 года, хотя были назначены на должности в 2012-м и 2015 годах соответственно? — пересказывает претензии Сухомлинов.
«Это свидетельствует о неверной квалификации действий обвиняемых как участия в преступном сообществе»
Сухомлинов считает дело актом давления на бизнесменов Бабаевых, мотивы которого продиктованы не борьбой с преступностью, а лоббированием чьих-то интересов.
— Давление на коммерсантов именно статьей 210 УК РФ [об организации преступного сообщества] стало порочной практикой, с которой борется власть страны. Соответствующие изменения были внесены в Уголовный кодекс президентом в апреле 2020 года. Несмотря на очевидно задаваемый вектор декриминализации статьи, правоохранительные органы по-прежнему используют положения последней для подавления бизнеса и деловой активности, — утверждает адвокат.
Согласно заключению центра судебной экспертизы Минюста, копию которого получила в распоряжение редакция, для нужд следствия были изучены доходы Карима, Вадима и Эдуарда Бабаевых, а также Ивана Ситько за последние годы. Эксперты заявили суду о невозможности однозначно ответить, сколько каждый из фигурантов получил благодаря арендным платежам тех, кто торговал на рынках.
В документе указано, что больше всех заработал Вадим Бабаев — 336 миллионов за 12 лет. Доходы его отца и брата, задекларированные ими в качестве ИП, оказались многократно ниже. Ситько отчитался о 36 миллионах, полученных в 2017–2020 годах.
— На самом деле это всё смешно. Они проводили экспертизу и в итоге спустя год ничего не могут представить, так как возможности проверить нет. Таковы выводы экспертов. В ходе расследования им не удалось определить суммы доходов [от ведения бизнеса на рынках]. Это говорит о том, что не нашли к чему придраться. Все доходы, которые они указывают, легальны, — утверждает Сухомлинов, комментируя документ.
Где теперь предприниматели с аксайских рынков?
— Всё это началось, потому что кому-то потребовалась наша земля. Кому-то лакомый кусочек этот очень приглянулся, — считает Оксана Аттарова («Атлант-Сити»). — Изначально мы думали, что всё это продлится максимум неделю-две и всё решится. Но всё затянулось… [Теперь] у нас там охрана, мы поддерживаем коммуникации, порядок, следим, чтобы не было мусора. Смотрим, чтобы мародеры не ходили и не растаскивали.
По словам предпринимательницы, рынки для многих будто квартира — всё бросить, оставить и уйти многие не могут. Для многих это налаженный годами бизнес.
— Прокуратура наша неправильно себя ведет, мы надеемся, что хотя бы после того, что наша земля перешла муниципалитету Аксайскому, найдется достойный хозяин этой земли и будет заинтересован в сохранении нашего торгового комплекса, — продолжает Оксана. — Он приносил прибыль: аренда, налоги, мы были огромной частью казны.
За год после разгона рынков женщина перевезла часть бизнеса на соседний «Классик». Говорит, приезжающие оптовики жалуются, что ездить за товарами стало труднее.
— Я сейчас работаю на «Классике». Ничего не хочу сказать. Этому рынку 20 лет, всё понятно, но всё равно это небо и земля. На «Атлант-Сити» всё было гораздо цивильнее. В ближайшее время мы хотим встретиться с администрацией Аксайского района и напомнить о себе. Мы не складываем руки, несмотря на то что все, кто приезжал к нам из депутатов и прочих год назад, обещали помочь, но так ничего и не сделали.
«Всё это было связано с политическими мотивами, выборами. Как только выборы прошли, мы стали абсолютно никому не нужны»
По мнению Александра Федоренко, предпринимателя с «Атланта», в начале 2021 года никто из годами работавших бизнесменов на аксайских рынках и торговых комплексах даже представить не мог, что при наличии всех разрешений и договоров их выгонят на улицу.
— Если мы говорим, почему это произошло, то это всем известно: по предположению следствия, есть преступная группировка [Бабаевых и Борзенко], незаконно овладевшая землей. Тем не менее в разрезе того, что сейчас происходит в нашей стране, непонятно, почему нельзя сохранить крупнейший оптово-розничный торговый комплекс, ввести мораторий, чтобы нас не смогли закрыть или снести, — недоумевает предприниматель. — В условиях, когда земля перешла в муниципалитет и приобрела законный статус, — уверен, логичнее дать бизнесу работать. Вся инфраструктура есть, комплекс готов к запуску, земля в муниципалитете — нет никаких юридических препятствий для власти. Бизнесмены готовы платить аренду. Это будет пополнение бюджету, места для трудоустройства граждан.
По словам бизнесменов, только в комплексе «Атлант-Сити» около 1100 объектов, большинство из которых готовы возобновить торговлю в любой момент. Но, как считает Александр, единственное, чего сейчас хотят власти, — чтобы предприниматели съехали с земли.
— Губернатор прорабатывал постановление по отсрочке или амнистии на снос ларьков разных незаконных, стоящих на территории Ростова и области. Почему бы в этом ключе не провести аналогичное мероприятие по нашей территории? Остался цивильный комплекс с большими строениями, с возможностью трудоустройства тысяч граждан. Это самый большой вопрос — почему добросовестным предпринимателям не дают на нем работать.
По мнению адвоката Сухомлинова, никого не волнует, что люди создавали успешный бизнес в течение 20 лет, платили налоги и приносили доход в казну.
«Это не просто история о незаконной земле, которая по случайному совпадению находится возле [отданного структурам Виктора Вексельберга] аэропорта»
— Это довольно ценная земля, которая все мы знаем кому приглянулась, — продолжает он. — Если бы интересанты были в регионе, возможно, вопрос бы так далеко не зашел, но они не здесь, и это очень усугубляет процесс. Всё давно покатилось как снежный ком, заведены уголовные дела, 17 человек под уголовным преследованием, люди арестованы уже больше года. Теперь остановить этот процесс будет сложно, так как объяснить свои поступки по закону они не смогут.
Главные тексты 161.RU о разгроме рынков и деле Бабаевых: