ФСБ, ГИБДД, МЧС, полиция, криминалисты, прокуратура — кажется, 27 апреля на рынках Аксайского района собрался весь свет силовиков Ростова. Четыре рынка взяли в осаду — предпринимателей обстреливали проверками, а автомобилистов сковали в пробках из-за досмотров. Что это было: продолжение уголовного дела главы Аксайского района Виталия Борзенко или просто рейд по нелегальным мигрантам? Разбирался корреспондент 161.RU Григорий Ермаков.
Не пожар — так снег на голову
Улицы у Аксайского проспекта стоят в мертвой пробке, хотя время отнюдь не часпиковое. Многие автомобилисты, выехавшие закупиться без лишних очередей, еще не подозревают, что на рынок им не попасть. Первые подсказки — на железнодорожном полотне вдоль Малого Зелёного кольца: через каждые десять метров на ржавых рельсах и гнилых шпалах попарно стоят полицейские. Что они сторожат, совершенно непонятно, за их спинами — промзона за колючей проволокой.
Наверняка не знают, зачем они здесь, и сами полицейские, охраняющие дороги к «Классику», «Атланту», «Овощному» и «Алмазу». При виде полиции, которой не меньше, чем на недавних акциях оппозиции, мы надеваем зеленые жилеты.
— Что здесь происходит? — спрашиваю.
— Ничего не происходит, — отвечает полицейский.
— А чего полиции так много?
— Поставили, стоим.
«Классик» с трудом пережил последние несколько лет. После пандемии и декабрьского пожара многие магазины закрылись, лавки покрылись пылью, опустевшие торговые ряды украсили предложения о продаже торговых мест. На вопрос, что же пошло не так, торговцы только разводят руками — ответ «Коронавирус» кажется уже опостылевшим. В пандемию продажи серьезно просели. И не успели торговцы оправиться от одного кризиса, как грязнул другой — пришла полиция.
В районе девяти часов утра 27 апреля силовики оцепили район рынков на границе Ростова и Аксая: «Классик», «Овощной», «Атлант» и «Алмаз». Чтобы окружить территорию суммарной площадью в три парка «Левобережных», понадобилось от 3,5 до 5 тысяч силовиков.
ДПС закрыла въезд для машин, а каждое выезжающее с рынка авто досматривали — от документов водителей до багажника. По опустевшим рядам вместе со служебными собаками прохаживались вооруженные оперативники ОМОНа и «Грома». Сотрудники прокуратуры и МЧС проверяли магазины на соблюдение требований, некоторые лавки — по два, а то и по три раза. А патрульные стояли на обочинах, тротуарах, дорогах и рельсах, под козырьками остановок и будок с фастфудом, в тени руин сгоревшего в декабре 2020 года павильона.
— Вообще ОБЭП — тут частый гость, — рассказывает один из работников «Классика». — Рейды на контрафакт тут проходят часто, и каждый раз у кого-нибудь да что-нибудь найдут. Получается, что таможня пропускает, а крайние в итоге мы. Штрафуют сильно. Но всё это — как снег на голову сейчас.
Бизнес на аксайском рынке — дело рискованное. Если павильон не сгорит на «Атланте», как во время пожара в марте 2020 года, то может погореть на «Классике», как в декабре того же года. Если не закроют из-за коронавирусных ограничений, то работу может прервать облава на мигрантов. Несмотря на риски, рынки продолжают кормить семьи сотен мелких предпринимателей. «Большие» бизнесмены отсюда недавно стали фигурантами громкого уголовного дела.
Рынки «Алмаз» и «Атлант» — активы группы «Борзенко — Бабаева», которую предположительно возглавлял глава Аксайского района. Виталия Борзенко задержали в начале апреля в одном из санаториев Кисловодска.
Всё было спокойно, пока не закрыли Борзенко
Мы идем вдоль широкой улицы Индустриальной, рассекающей «Атлант-Сити». Мимо не проезжает ни одной машины, если не считать полицейских. Пустые парковки выглядят дико, за закрытыми, пыльными дверьми павильонов и магазинов — темно и пусто.
Зато продолжают работать маленькие кафе, лотки с фастфудом и развозчицы с пирожками. Их полицейские беспокоят по другим поводам — покупают люля, выпечку, кофе. Становится ясно: они здесь надолго.
Среди инкриминируемых Борзенко статей — «Организация преступного сообщества или участие в нем». Другими фигурантами дела стали бизнесмен Карим Бабаев и его сыновья, а также директор компании «Аксайский рынок» Иван Ситько. Рынки «Алмаз» и «Атлант» часто проверяли из-за нелегальных мигрантов, а Борзенко, по версии силовиков, оберегал бизнес от внимания полиции.
— Всё было спокойно, никто не говорил о закрытии, — уверен один из работников «Классика». — Пока не началось дело по Борзенко.
Но не все уверены, что «Классик» могут закрыть из-за истории вокруг подследственного чиновника. Руководство рынка не имеет отношения к активам предполагаемой группы «Борзенко — Бабаева», считает ряд владельцев точек. Это подтверждается данными из открытых источников — организацией работы «Классика» занимается компания «ПКФ «Классик»», которой владеет Марина Ерошинкова.
Только к полудню власти попытались внести хоть какую-то ясность в то, чем может быть вызвана осада рынков. Полицейские начали обходить торговые ряды и раздавать бумагу, которая должна была ответить если не на все, то на многие вопросы.
Непонятные бумажки
Согласно документу, емко озаглавленному «уведомлением», торговля на рынке «Классик» скоро будет запрещена, а все договоры аренды будут прекращены. Власти ищут новую площадку, на которую торговцам позже предложат переехать. А о сроках закрытия «торгового объекта» сообщат позже.
У «уведомления» нет ни шапки, ни печати, ни подписи — ровно ничего, что позволило бы судить о том, что этот документ написан властями, а не, скажем, корреспондентом 161.RU. Обезличенность письма тоже не внушала доверия — такую бумагу раздавали на всех рынках: и на борзенковском «Алмазе», и на стороннем «Классике». Но в бумагу поверили если не все торговцы, то многие.
— Не буду я это подписывать! — бушевал мужчина где-то между лавкой с сухофруктами и стойкой с атрибутикой на тему Дня Победы. — Я только точку открыл, у меня кредиты, ипотека!
— Ну и не подписывайте, — отвечали полицейские, забирали документ и уходили.
Действительно ли «Классик» попал под удар, в администрации рынка не смогли ответить — руководство в отъезде. Но как сказал один из владельцев торговой точки на рынке, «полиция попросту промахнулась» с рынком, а значит, закрывать его не будут. Впрочем, для работников других рынков ситуация дальше может развиваться хуже. В редакцию 161.RU обратилась работница рынка «Атлант-Сити». По ее словам, силовики вынудили ее уйти с рабочего места и закрыть магазин, оставив внутри товар. Утром 28 апреля она вместе с другими продавцами планирует выйти с митингом против закрытия.
Между опустевших торговых рядов аксайского рынка — города внутри города — сейчас трудно найти хоть одного человека, который приехал сюда за покупками, а не для работы. Но одного найти всё же удается. На вопрос «Что вы будете делать, если рынок закроют?» мужчина ответил:
— Ну закроют и закроют. Поеду в другое место закупаться, вот и всё.
От аксайских рынков до ТРЦ «Мега» — всего три километра. И на машине туда пропустят.
Стояние продлится целый день. Оно закончится задержанием более 400 нелегальных мигрантов и абсолютным непониманием торговцев, доведется ли им продолжать здесь работу когда-либо.