Город Дело Борзенко — Бабаевых Зачистка рынков репортаж Малый бизнес тонет в бетоне. Репортаж с рынка «Атлант», который три недели живет в осаде

Малый бизнес тонет в бетоне. Репортаж с рынка «Атлант», который три недели живет в осаде

Торговые площадки под Ростовом так и не открылись после рейда силовиков

Теперь по «Атланту» ходят силовики и владельцы павильонов

Больше трех недель крупнейшие рынки Ростовской области парализованы. Оставшиеся без клиентов предприниматели привыкли к людям в форме и чиновникам, которые то и дело обещают скорое спасение. Спецкорреспондент 161.RU Ирина Бабичева выяснила, зачем бизнесмены продолжают собираться у закрытых магазинов и почему ждут помощи властей, в эффективность диалога с которыми не верят.

Въезды на «Атлант» всё так же преграждают бетонные блоки. Они стоят даже на узкой тропинке, которая через рощицу выходит на улицу Черешневую. Груженые машины подъезжают к роще со стороны павильонов. По другую ждет пустой фургон — пакеты и коробки с оставшимся грузчики переносят вручную.

Из этой «Газели» переносят товар

На «Атлант» сегодня пускают только предпринимателей и сотрудников магазинов. Для того чтобы проехать к своим павильонам, на въезде нужно показать бумаги — паспорт и договор аренды. Обычным покупателям вход закрыт.

Больше, чем рынок


Александр Коробков называет себя первым предпринимателем, который стал работать на «Атланте». Согласился строить магазин в поле — после того как увидел проект торговой площадки. До этого Коробков продавал велосипеды на «Алмазе».

— Я понимал, что это гораздо больше, чем рынок — это площадь, на которой будет много магазинов. Только построились — пришли гости с афганской диаспоры. Они прошлись по территории магазина, посмотрели. Один из них спросил: «Скажи, зачем ты построил такой магазин здесь, в поле, когда никого нету?» <…> На что я ответил: «Понимаю, что здесь будет перспектива, город. Трафик». А трафик — это самая главная составляющая.

Коробкова подкупили близость трассы М-4 и мысли о том, что на просторной площадке перед магазином покупатель всегда сможет прокатиться. Сейчас Коробков, по его утверждению, продает велосипеды покупателям «от Калининграда до Камчатки», поставляет в крымские магазины, на Донбасс.

Перед тем как строить павильон, Коробков проконсультировался с юристом. Специалист не увидел проблем в бумагах, поэтому Александр спокойно вложил в магазин почти 4 миллиона рублей.

Александр Коробков построил магазин фактически в поле

Николай Долгополов держит на «Атланте» двухэтажный павильон с текстилем для дома. В Ростове у него еще несколько магазинов, но основная точка все-таки здесь.

Как и Коробков, Долгополов утверждает, что перед строительством изучил все доступные документы: заказал выписку из Росреестра, убедился, что земля находится в собственности, а целевое назначение соответствует требованиям. После этого Николай построил павильон площадью 1000 квадратных метров.

Утром 27 апреля Долгополов как обычно открыл павильон — около 08:00, но вместо покупателей через час встретил тяжело экипированных силовиков.

О задержании главы района Виталия Борзенко и членов семьи Бабаевых предприниматель узнал из прессы. Фамилий фигурантов в изученных им документах не было, поэтому Долгополов и не подумал, что громкое уголовное дело как-то связано с рынками.

Не знал предприниматель и о том, что прокуратура Аксайского района еще с декабря 2020 года пытается через суд заблокировать «Атлант», «Овощной» и другие площадки. Об этом Николай тоже прочитал в СМИ после того, как рынки перестали работать.

Почему рынки оказались в блокаде


Утром 27 апреля на рынки, примыкающие к границе Аксайского района и Ростова, нагрянули тысячи сотрудников полиции, Росгвардии, ФСБ, прокуратуры — официально там искали нелегалов, запрещенку, санитарные и пожарные нарушения. Следующей ночью бетонные блоки заблокировали десятки въездов на территорию «Атланта», «Алмаза», овощного и строительного рынков.

При этом Аксайский районный суд лишь 29 апреля принял обеспечительные меры по иску к собственникам земли, которую занимают торговые площадки.

Эту площадку сделали для детей покупателей. Теперь она пустует

Еще на первой встрече с предпринимателями и. о. главы Аксайского района Константин Доморовский заявил, что блокировка торговых площадок связана с уголовным делом против Виталия Борзенко, который почти 30 лет руководил районом, и бизнесменов Карима, Эдуарда и Вадима Бабаевых. Всех, кроме исчезнувшего Бабаева-старшего, арестовали и задержали в первой половине апреля. Подозреваемым вменяют организацию преступного сообщества, легализацию незаконных доходов и хищение муниципальной земли — той самой, на которой появились рынки.

По словам Николая Сухомлинова — одного из адвокатов Бабаевых, члены семьи лишь владели землей под рынками — с хозяевами магазинов работали несколько ИП и фирм, которые арендовали у Бабаевых участки и сдавали в субаренду. Адвокат считает, что такая схема появилась, чтобы упростить управление огромными комплексами.

Сухомлинов настаивает, что участки были законно оформлены и приобретены Бабаевыми более 15 лет назад, поэтому нынешние претензии силовых структур называет «переходом границ разумного».

Как заявил адвокат в комментарии 161.RU, прокурор Аксайского района заявил обеспечительные меры еще в декабре — но тогда ему отказал и районный суд, и апелляционная инстанция. Изменение решения 29 апреля он считает попыткой юридически оправдать блокаду рынков.

По совпадению, один из заблокированных рынков — овощной — граничит с территорией старого аэропорта Ростова, полный контроль над которой зимой получили структуры миллиардера Виктора Вексельберга. 18 мая аффилированной с ним фирме разрешили начать перепланировку участка, на которую планируют построить огромный жилой массив. После начала блокады рынков части торговцев овощами разрешили перевезти товар именно на взлетную полосу.

Пускают по бумагам


По мнению многих местных предпринимателей, СМИ «искажают действительность», когда называют «Атлант» рынком, а владельцев павильонов торговцами.

— Ассоциация с рынком у людей идет с какими-то прилавками, овощами, небольшими ларьками. Здесь расположены большие магазины. В нашем понимании это все-таки торговый комплекс, нежели рынок, — говорит предприниматель Александр Федоренко.

По подсчетам бизнесменов, на «Атланте» больше тысячи капитальных павильонов.

Предприниматели называют «Атлант» не рынком, а торговым комплексом

— Людей других национальностей тут — 15%, а 85% — русские, — утверждает Хосейни Мир Абуль Касим, владелец магазинов сувениров и подарков и один из лидеров местного сообщества предпринимателей. — И это не просто русские торгаши или бабки на базаре — это предприниматели, у них многомиллионные контракты с Китаем, Германией, Ираном, Турцией.

Касиму принадлежит двухэтажный павильон, который стоил 15 миллионов рублей.

Предприниматели считают, что рейды связаны с «кем-то свыше», но в общении с корреспондентом 161.RU отказываются обсуждать, кто именно может стоять за блокадой. Но все уверены — разбирательство не местного уровня, а федерального.

Думали, «папа Ростова» что-то сообщит


Хосейни Мир Абуль Касим — член инициативной группы «Атланта», которую бизнесмены избрали, когда поняли, что для общения с властью нужны представители. Касим был тем, кто ярко выступал на первых встречах обманутых предпринимателей и обвинял чиновников в том, что они убивают веру бизнеса в правовое государство.

Общие собрания проходят на «Атланте» каждый день с момента блокировки. Бизнесмены собираются у пустующих павильонов, чтобы скорректировать план действий. За всеми встречами наблюдают силовики.

Силовики гуляют по рынку

— Они следят за порядком. Им приказано охранять, пока наложены ограничения. Относимся к ним нормально, мы в тесном контакте. Они за нас. Им тоже не хочется под солнцем тут находиться. К ним абсолютно никаких вопросов нет, — говорит Хосейни Мир Абуль Касим, который поначалу сравнивал вооруженных силовиков с бандитами.

Уже на следующий день после блокировки рынков предприниматели ждали замгубернатора Виктора Гончарова — даже построили импровизированную сцену из поддонов. Но удалось поговорить только с и. о. главы Аксайского района Константином Доморовским, который спросил у внезапно лишившихся дохода людей, «что они сделали, чтобы себя защитить».

Встречи с Гончаровым и с его коллегой Игорем Гуськовым последовали, когда первая волна негодования предпринимателей уже разбилась о бетонные блоки.

— Мы ждали от официальных властей каких-нибудь новостей. Неважно — хороших, плохих. Но они тоже не понимали, что творится, и хотели у нас узнать. То есть замгубернаторы не были в курсе, — считает Хосейни Мир Абуль Касим.

По словам бизнесмена, после таких встреч нечего было сказать на общих собраниях.

— Толпа, которая тут каждый день собирается, ждала от нас, членов инициативной группы, конкретики какой-то, новостей. А мы каждый раз приходили и не могли народу ничего говорить. Потому что ответа не было.

Хосейни Мир Абуль Касим надеется, что «Атлант» откроется вновь

С губернатором Василием Голубевым встретились в начале мая. Общение с главой региона, который неделю избегал встречи, стала для предпринимателей неожиданностью. В тот день планировали буднично поговорить с Гончаровым.

— Мы очень обрадовались этой встрече, думали, что сам наш папа Ростова какую-нибудь новость сообщит. К сожалению, ничего не сообщил, сказал, что над этим работают. Они [чиновники] очень заинтересованы в том, чтобы мы [продолжили торговать]. Дали маленькую надежду, что не только мы стараемся, но и правительство Ростовской области за нас. По сей день мы ждем от них помощи.

— Какие результаты?

— Честно говоря, никаких результатов нет до сих пор, — подводит печальный итог Касим.

18 мая в Ростов прилетел уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Омбудсмен заявил, что предприниматели должны сменить место торговли. Другой вариант — передать земли третьему лицу, управляющей компании. С ее помощью можно будет заключить договоры на новых условиях до октября — и возобновить торговлю.

Разобрать павильоны и перевезти на новое место — задача нереальная, говорят предприниматели с «Атланта». Демонтаж обойдется дороже, чем строительство новых комплексов. Но и то, и то — дело на миллионы рублей.

— Мы верим, что у нас правовое государство, нас защитят. Нам просто некуда идти. Десять тысяч человек не могут просто так за черту бедности кинуть, — считает Касим.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем