Громкая история выселения кривошлыковцев и сноса дома получила новое развитие. Свое собственное постановление о прекращении уголовного дела по дому № 4 в Кривошлыковском переулке отменил следственный отдел Пролетарского района Ростова. Причина: «необходимо выяснить, довольны ли потерпевшие выплатами». Проверку «о возможном нарушении прав» жильцов начали 28 сентября 2022 года, после чего возбудили уголовное дело о халатности. 50 томов дела в мешках успело побывать в Москве, запылиться и вернуться домой. После поездки в столицу постановление о прекращении уголовного дела было неожиданно отменено.
Ведущий корреспондент 161.RU Сабина Бондарь разбирается, что за интересные обороты приобретает скандальное дело.
С чего всё началось?
Противостояние жильцов дома № 4 и администрации Ростова началось летом 2020 года, когда власти решили признать дом аварийным и добиться расселения жильцов. Тогда люди стали требовать ремонта дома. Сначала сити-менеджер Ростова Алексей Логвиненко обещал, что, если «есть хоть одна возможность сохранить дом, нужно этим воспользоваться». Но этого не случилось. Весь 2021 год продолжались суды, в которых городские чиновники и привлеченные ими эксперты доказывали, что спасти дом или невозможно, или слишком дорого.
Городских властей не смутило, что выкупить квартиры в муниципальную собственность будет намного дороже. Деньги на расселение они были готовы найти. Для понимания: реконструкция пятиэтажки стоила бы максимум 150 миллионов рублей, а на выкуп квартир понадобилось почти 300 миллионов.
В январе 2022 года пятиэтажку признали зоной ЧС, а здание оцепили. Кривошлыковцы дошли до Верховного суда, но все инстанции встали на сторону городских властей. В феврале того же года власти объявили эвакуацию и потребовали немедленного выселения, якобы опасаясь, что дом рухнет. Чиновники пригрозили отключить свет и газ, если люди не покинут свое жилище.
Но после жалоб главе следкома РФ Александру Бастрыкину прокуратура потребовала, чтобы местные чиновники просто укрепили опасные конструкции в доме.
В августе 2022-го суд всё же признал решение о сносе законным, пятиэтажку отключили от коммунальных благ. Всё это произошло перед 1 сентября, когда жильцы собирали детей в школу.
Тогда в доме еще жили десятки ростовчан. После отрезанных коммуникаций и протестов замерзающие жильцы в ноябре вышли с пикетами к зданию правительства Ростовской области. Прожив почти два месяца без света, воды и газа, кривошлыковцы потребовали возбудить уголовное дело против первого зама Логвиненко.
В октябре 2022 года СК возбудил уголовное дело из-за осады дома в Кривошлыковском переулке, а местные жители подали жалобу в Верховный суд. Ростовчане даже везли замерзающим жителям дома обогреватели. В борьбе за жильцов депутат гордумы Наталья Оськина дошла до Первого канала, где ведущий Александр Гордон назвал сити-менеджера Ростова Алексея Логвиненко некомпетентным, а администрация Ростова в ответ потребовала наказать Оськину.
В январе 2023 года администрация добилась выкупа 59 из 60 квартир. Тогда же сразу несколько чиновников подряд покинули свои должности в Пролетарском районе. Алексей Логвиненко заявил: Кривошлыковский, 4 нужно снести до конца 2023 года. В ноябре того же года экскаватор начал сносить здание, но дом не поддавался ковшу в течение трех дней.
Уголовное дело. Второй заход
Ростовский следком выпустил постановление «об отмене прекращения производства по уголовному делу». Оно датировано 1 июля 2024-го. По словам юриста Ирины Якымив, защищающей права жильцов на протяжении трех лет, все 50 томов уголовного дела о халатности отправляли в Москву, после чего следователь в Ростове принял решение об отмене постановления.
Дело, возбужденное на неких «неустановленных лиц», прекратили в прошлом году за отсутствием состава преступления. Год спустя ведомство не смогло ответить на вопрос редакции 161.RU, установлены ли те самые «неустановленные лица».
Глава СК Александр Бастрыкин трижды просил доложить ему о ходе расследования, но до сих пор неизвестно, к каким выводам оно пришло и сумели ли следователи найти чиновников, причастных к отключению коммуникаций.
— Сейчас в рамках предварительного следствия идет повторный допрос потерпевших. Расследование ведет следственная группа, — рассказала нам Ирина Якымив. — Один из вопросов, который ставит следствие: «Довольны ли собственники выплатами?»
Несмотря на всю ситуацию, депутат гордумы Наталья Оськина, которая в борьбе за кривошлыковцев дошла до Москвы, считает, что отмена постановления и возобновление уголовного дела — это своего рода победа. По мнению Оськиной, новое расследование даст возможность жильцам потребовать наказания всех виновных в незаконных действиях по отношению к людям на протяжении трех лет. И задавать кривошлыковцам вопрос, а довольны ли они выплатами, депутат считает неуместным.
— Нет, недовольны. Недовольны тем, что людям не отремонтировали дом, тем, что не предложили жилье, тем, что отключали дом от коммуникаций. Недовольны тем, что людям пришлось идти в суды и тратиться на экспертизы, и тем, что дали на 40% стоимость ниже принятой правительством региона.... Есть экспертизы и заключение, что можно было дом отремонтировать. Очень сложно, почти невозможно возобновить дело, если его прекратили.
Это дело возобновили, и жильцы могут теперь привлечь к ответственности виновных лиц.
Сейчас ростовчане требуют выделить в отдельное производство всё то, что действительно, по их мнению, требует расследования. По этому поводу они неоднократно обращались в полицию, но заявлениям ход никто не давал. Кривошлыковцы считают, что преступления до сих пор остаются безнаказанными.
В частности, они подали заявление о выделении из уголовного дела материалов по всем фактам нарушения их жилищных прав. Речь идет о фальсификации журналов наблюдения за трещинами, безосновательного введения режима ЧС, незаконного использования средств резервного фонда города на выкуп квартир, говорит юрист Ирина Якымив.
— Кроме того, в ходатайстве мы заявляем об отключении электроэнергии по сфальсифицированной заявке, якобы от управляющей компании, незаконного отключения воды по звонку и о том, как бывший директор УЖКХ Стелла Руф не допустила в муниципальные квартиры сантехников для ремонта системы отопления в декабре 2022 года. Виновные в этих деяниях лица должны понести заслуженное наказание. Жильцы ходатайствуют и о проведении повторной экспертизы, так как не доверяют выводам, что дом нельзя было реконструировать, а нужно было непременно снести, — добавляет Якымив.
Уголовное дело. Есть нюанс
Измученные судами и несправедливостью, жители снесенного дома не верят в правосудие, но готовы бороться до конца. Правда, возобновленное следствие пошло странным путем, рассказывают кривошлыковцы. Им снова начала звонить следователь и задавать те же вопросы, на которые они отвечали много раз.
В частности, говорят наши собеседники, следователь спросила, довольны ли кривошлыковцы выплатами и компенсациями. Сами ростовчане посчитали такой вопрос следователя некорректным — никому из пострадавших в данной ситуации не компенсировали судебные издержки на проведение экспертиз и прочего.
Одна из самых активных жительниц Кривошлыковского Мария Зинькова, которая дошла в борьбе с администрацией за свой дом до Верховного суда, уверена, что возобновление дела может не дать должного результата. Говорит, в справедливость уже не верит.
— Им просто нужно привести документы в порядок. Они нам в прошлом году сказали: «До свидания. Всё у вас хорошо». Экспертиза на дом подтвердилась и что деньги нам правильно посчитали. Их самые честные экспертизы были проведены, что мы чуть ли не самые счастливые люди в Ростове-на-Дону. Чем довольны? — высказалась Зинькова.
По словам Марии, следователь, которая обзванивает жильцов и приглашает на беседу, даже не представляется. Просто начинает задавать вопросы.
— Я попросила ее представиться перед началом беседы, а она мне в ответ: «А зачем вам?» Вот этим всё сказано. Если они нам готовы еще по полмиллиона предложить за землю, думаю, здесь не будет тех, кто откажется. Конечно, это история из области фантастики, — считает Зинькова. — У них экспертизы есть, согласно которым мы должны быть всем довольны.
И вообще, как организация, апеллирующая к статьям законодательства, может ставить философские вопросы? Еще бы спросили, а в Бога верим?
Наша собеседница не верит, что год спустя следователи решили всё еще раз проверить: может всё же ростовские власти допустили нарушения в законодательстве, желая снести дом.
— Если мы скажем снова, права нарушены, никого не наказали, на компенсации надули — и что? У них простой ответ — суд вынес решение. Точка. Скорее занавес. Посмотрим, — добавила Мария.
Другая наша собеседница — Татьяна Чигасова — уверена, что пока не накажут чиновников, которых кривошлыковцы обвиняют в своих разрушенных жизнях, люди не успокоятся.
— Беспредел, устроенный властью, у меня еще сидит в душе, когда смотришь на свое жилье. Сколько насущного ремонта… Всё простить — это значит себя считать быдлом, — сказала Чигасова в беседе с нашим корреспондентом. — Завтра не факт, что ты опять не столкнешься с беспределом, нельзя себя не уважать. Поэтому, конечно, если нам действительно помогут, встанем и пойдем снова.
И у каждого, с кем связывалась следователь, она спрашивала все ли довольны, что «решением суда возмещена стоимость судебной экспертизы по оценке стоимости вашей квартиры». Ольга Кобзарева, еще одна жительница снесенного дома, даже показала следователю решение суда. В документе ни слова о компенсации.
— Она делала акцент, что были соседи, кому выплатили судебные издержки. Я показала свое судебное решение, давала показания слово в слово те же, что и первому следователю. Зачем? Загадка, — говорит женщина. — Виновных в отключениях коммуникаций они тоже никак не могут установить, так как это очень сложно.
Как говорят все жители снесенного дома, с которыми мы пообщались, никому стоимость судебной экспертизы тоже не компенсировали. У кого-то она стоила 32 тысячи, у кого-то больше — 60 тысяч рублей. По словам бывшей жительницы дома Марии Зиньковой, фактически администрация проиграла суд, потому что оценка их была недостоверной. Жильцам обязаны были компенсировать судебные издержки, стоимость юридических услуг, стоимость почтовых расходов и экспертизы.
— Следователь заявила мне, что 10 людям, с кем она уже пообщалась, якобы всё компенсировали. Если она это утверждает, пусть назовет фамилии, мы имеем право знакомиться с материалами дела. Она и свою-то не называет. Жаль, что больные раны так бесцеремонно потревожили. Не думаю, что кто-то сможет забыть этот ужас, а СК искажает показания, не знакомится с материалами дела, — прокомментировала ситуацию Мария Зинькова. — В принципе, этого следовало ожидать.
На днях на месте снесенного дома появилась строительная техника. В ноябре прошлого года администрация Ростова заявила, что участок под снесенной пятиэтажкой в Кривошлыковском переулке намерены благоустроить «с размещением малых архитектурных форм и зеленых насаждений». А в мае того же года, анонсируя снос дома, глава администрации Алексей Логвиненко говорил, что на его месте могут сделать спортивную площадку, хотя рядом расположен стадион.
— Все мы видели видеокадры сноса дома. Нам рассказывали в течение трех лет, что дом вот-вот рухнет, в итоге его еле снесли спецтехникой. На это им понадобилось три дня. Все эти рассказы о риске обрушения и угрозе жизни людей были страшными сказками для суда и прокуратуры, позволившими за счет денег из резервного фонда города освободить так нужный застройщику земельный участок, — считает Якымив.