Дороги и транспорт Пропадают рельсы, вагоны и деньги: что происходит с ростовским трамваем

Пропадают рельсы, вагоны и деньги: что происходит с ростовским трамваем

Водители трамваев собираются в прокуратуру и СК

О трудностях, с которыми сталкиваются водители трамваев, нам рассказала Оксана Мирошкина

Модернизация трамвайной системы обойдется Ростову в миллиарды рублей. При этом муниципальное предприятие, которое обслуживает электротранспорт, погрязло в многомиллионных долгах. Вагонов становится меньше, рельсы попросту исчезают, а руководство компании увеличивает планы по перевозкам в период тотальной самоизоляции — когда пассажиров почти нет. Что происходит с ростовским трамваем, разобрался корреспондент 161.RU.

Нагнуть ростовский трамвай


Оксана Мирошкина водит трамвай более 20 лет. Начала в сентябре 1999 года, когда электротранспортом занималось муниципальное унитарное предприятие «Ростовпассажиртранс». В 2004-м трамваи перешли под крыло «Ростовской транспортной компании». Сейчас МУП «РТК» — главный трамвайный и троллейбусный перевозчик города. С 2004 года руководство фирмы сменилось 13 раз.

При каждом директоре было по-разному, рассказывает Оксана. Одни срезали зарплату работникам на 12–13 тысяч — и куда уходили те деньги, было непонятно. При других компания расцветала — руководство находило деньги на восстановление и покраску вагонов, проводило ремонт депо. Но дела никогда не шли так плохо, как сейчас, считает она.

— Да, бывало, что руководители что-то нарушали. Но, знаете, как говорят: «Люди имели себе что-то и нас не трогали». Мы работали от рассвета до заката — все пожалуйста. Мы получали за это деньги. Но сейчас… Такого ужаса, как сейчас, вообще не было никогда! Мы не получаем денег. Мы ничего не видим, что происходит с компанией. Так нас еще и нагибают — оказывается постоянное давление, — утверждает Оксана.

По ее словам, в декабре 2019 года предприятие увеличило плановое задание по перевозкам для водителей трамваев. Продолжительность смен осталась той же, но с каждого выезда водителей обязали привозить больше денег. Не выполнишь план — не получишь надбавок и останешься с одним окладом.

Приказ о повышении плана, говорит Мирошкина, вышел 27 декабря, а 30 декабря коллектив водителей потребовал от руководства письменно обосновать повышение плана. Ответа от руководства не получили, утверждает она.

Третья подстанция ростовского трамвая была построена еще в 1931 году

— Мы начали поднимать бучу. К нам прислали бригадиров, был разговор. Они просили помочь — докинуть деньги. Пассажиров ведь не увеличилось, а деньги мы дать должны по плану. В итоге люди не стали перерабатывать, плюнули на это дело. Пошли минуса у компании. В итоге нам наобещали массу всего, так что люди все-таки подобавляли — от 10 до 15 тысяч. Типа это пассажиры платили. Так что мы за счет своих денег выполнили план по перевозкам, — говорит Оксана.

Тот, кто доложил деньги, получил зарплату в полном объеме, потому что выполнил план. А те, кто нет, — голый оклад, около 12 тысяч рублей. Ситуация, когда водители докладывали в кассу деньги за отсутствующих пассажиров, возникала трижды: в декабре, феврале и мае.

— Оказалось, что нам задним числом перечеркивали все путевки и писали туда по новому плану. Повышение плана вышло 27 декабря, а в листе за 17-е — старый план перечеркнут и написан новый. Получается, мы 10 дней работали неизвестно для кого? Они не думали, что я спустя столько лет эти документы куда-то пущу, — говорит Оксана, которая предоставила копии путевых листов в распоряжение 161.RU.

Эти листы — далеко не единственные документы, указывающие на проблемы в делах РТК.

Пропажа рельсов, исчезновение вагонов


В августе поставщик электроэнергии «ТНС Энерго» выиграл два суда против РТК. По первому иску, поданному в июне, с РТК взыскали 7,2 миллиона рублей. По итогам рассмотрения второго, майского, перевозчика лишили еще 8,3 миллиона.

Начиная с апреля 2020 года, «ТНС Энерго» ежемесячно судится с РТК. Суммарно за первые полгода перевозчик задолжал энергетикам 19,2 миллиона рублей. И это без учета июльского иска, который грозит перевозчику новым долгом — на 5,4 миллиона рублей.

Непростое финансовое положение РТК депутаты гордумы Ростова обсуждали еще в мае. Тогда директор департамента транспорта Христофор Ермашов, отвечая на вопрос о выходе предприятия на безубыточность, сказал, что у РТК образовалась задолженность на 75,5 миллиона рублей. По его словам, по финансовому состоянию предприятия сильно ударила пандемия COVID-19.

Город выделяет миллионы на поддержку ростовского транспорта. Согласно ростовскому бюджету на 2020 год, более 262 миллиона рублей направили на обеспечение льготного проезда, на покрытие выпадающих доходов выделили 210,7 миллиона. На оплату долгов по энергоснабжению город зарезервировал 28,6 миллиона рублей.

161.RU направил руководству МУП «РТК» официальный запрос о финансовом положении предприятия. Редакция не получила ответа на момент публикации.

Всего в городе два депо, которые обслуживают 62 трамвая

Несмотря на выделяемые миллионы, трамвайных рельсов, как и вагонов РТК, становится всё меньше.

С 2018 по 2020 год протяженность путей в Ростове уменьшилась на 2,4 километра, а 11 трамваев исчезли. Согласно генплану 2018 года, в городе было 67,3 километра, но, по данным на сайте администрации, в 2020 году стало уже 64,9 километра. В 2018 году в городе было 73 трамвая (30 из которых — это низкопольные «Сити Стар», которые закупили для чемпионата мира по футболу). А в 2020-м — только 62.

Согласно данным госзакупки на обслуживание 5 трамвайных маршрутов в 2020 году, РТК планирует использовать 34 вагона (по максимальным пределам), плюс по одному резервному трамваю на каждом из 5 маршрутов — итого 39. При этом, по данным сайта «Городской электротранспорт», в Ростове регулярно эксплуатируются только 28 трамваев. Только 19 из них — «Сити Стар».

Реально работающих на маршруте трамваев еще меньше. Если исходить из данных ресурса Pikas.its-rnd.ru, ссылка на который размещена на сайте РТК, в городе, по данным на 5 августа 14:30 действуют только 19 вагонов. Подсчет 6 августа, проведенный в 09:20, показал что на линиях работают 23 вагона. Подсчет 18 августа в 08:40 показал 22 вагона.

Информацию о состоянии рельсового полотна и количестве работающих на маршрутах трамваев мы также запросили у МУП «РТК». Ответа не получили.

На фоне миллионных долгов РТК, исчезновения рельсов и трамваев, в Ростове обсуждают многомиллиардные проекты по развитию трамвайной системы. Один из них — маршрут из центра в Левенцовку, который, по предварительным подсчетам, обойдется городу в 11,5–12 миллиардов рублей. Другой — в Вересаево, его стоимость оценили в 10–10,5 миллиардов рублей. Кроме того, есть амбициозный проект строительства ветки от Левобережного до микрорайона Суворовский, цена которого пока неизвестна.

На момент публикации в РТК не ответили 161.RU, как оценивают планы властей по развитию трамвайной системы.

Ржавый остов


В феврале 2020 года, ещё до пандемии, пресс-служба администрации Ростова писала о планах РТК на модернизацию одного из трамваев. На основании рамы вагона КТМ 71–605 планировали создать обновленную модель.

По словам одного из сотрудников РТК, с которым удалось пообщаться корреспонденту 161.RU, сейчас от перспективного трамвая остался лишь ржавый остов, с которого срезали всё, что только можно.

Впрочем, проблемы есть не только со старыми вагонами, но и с новыми.

Так выглядит макет обновленного трамвая
А так — вагон, который планировали обновить

— Купили «Сити Стары», а часть из них не оснастили планшетами, на которые выводится картинка с камер. То есть камеры есть, а картинки нет. Трамвай низкопольный, сиденья на возвышенностях. Мне из кабины не видно людей, выходящих из вагона. Но как я без картинки с камер могу обеспечить безопасность пассажиров, когда они выходят из салона? — возмущается Оксана.

Сейчас Мирошкина вместе с коллективом водителей трамваев готовит обращение в прокуратуру и Следственный комитет, чтобы те проверили работу РТК. Прежде сотрудники писали в департамент транспорта города, но письма туда не решали проблем. В последнем ответе департамента транспорта указано, что РТК скорректировала плановое задание в апреле и мае из-за снижения пассажиропотока. Это должно было привести к тому, что план подстроится под реальное уменьшение числа пассажиров. Но Мирошкина утверждает, что в мае корректировку не провели.

— Во время пандемии, когда у нас был сокращен пассажиропоток, наше начальство почему-то увеличивало выход подвижного состава. Они приглашали людей с выходных. Некоторые даже по 6 дней без выходных работали. А теперь у компании такие долги за электроэнергию! Вы зачем выпускали такое количество подвижного состава, которое ездит и возит воздух? — возмущается водитель.

Мирошкина начинала работать на трамвае в Шахтах. Трамвай там существовал с 1932 до 2002 года. Шахтинский трамвай, говорит Оксана, ходил даже лучше ростовского — строго по графику. Но его в итоге закрыли.

— Я люблю свою работу. Мне хочется открывать двери и спокойно возить людей, не задумываясь о том, что происходит с составами, что происходит в депо и среди руководства. Я просто хочу водить трамвай.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем