Частичная мобилизация, объявленная президентом Владимиром Путиным, идет несколько дней. И с каждым вопросов у потенциальных участников спецоперации становится всё больше. Даже пресс-конференция военного комиссара Ростовской области не дала однозначных ответов. Корреспондент Марина Гаричян рассказывает, чем запомнилась первая неделя мобилизации и как регион жил в обновившейся в очередной раз реальности.
Мобилизация: для кого и на каких условиях
В субботу, 24 сентября, военком Игорь Егоров провел пресс-конференцию, где разъяснил некоторые вопросы по частичной мобилизации.
Если повестка о частичной мобилизации пришла мужчине, который не служил в армии и не имеет военно-учетной специальности, ему всё равно нужно явиться в военкомат. Егоров добавил, что к пребывающим в запасе относятся те, кто прошел службу по призыву, кто окончил военно-учебный центр, кто был признан ограниченно годным и оказался в запасе после 27 лет, не проходя службу. Полковник Егоров добавил, что все мобилизуемые в течение 10 дней будут проходить подготовку на Кадамовском полигоне в Октябрьском районе.
Мы спросили у донских политиков и чиновников, что они думают о частичной мобилизации. Некоторые отличились: депутат Госдумы Екатерина Стенякина записалась на курсы сестринского дела, а ее коллега-единоросс Антон Гетта заявил, что он офицер запаса и «лично готов защищать свою семью, свою страну, Родину».
Фальстарт на периферии
Еще 21 сентября администрация Дубовского района опубликовала на своем сайте приказ военного комиссара Ростовской области «Об объявлении частичной мобилизации». Высокопоставленный чиновник из администрации Дубовского района даже рассказал 161.RU, как она там стартовала.
Вскоре после нашей публикации копия приказа исчезла с сайта администрации. А сотрудник, с которым ранее говорил корреспондент 161.RU, заявил, что документ якобы был опубликован по ошибке, а сам он не был уполномочен комментировать частичную мобилизацию.
Был ли документ фейковым? Нет. Еще через пару часов он появился на официальном портале правительства Ростовской области.
— Офицерам, прапорщикам, мичманам, сержантам, старшинам, солдатам и матросам запаса, не имеющим на руках мобилизационных предписаний и не получившим повесток военных комиссариатов муниципальных образований, выезд за пределы районов (городов) временно запрещается, — говорилось в документе, который был опубликован 23 сентября, но действовал с 21-го.
Не всё так однозначно
После пресс-конференции Игоря Егорова опубликовали отредактированный приказ № 258 о частичной мобилизации в Ростовской области. В обновленной версии исчез параграф о запрете на выезд из городов и районов для всех «запасников».
При этом сам Егоров заявил перед журналистами, что находящимся в запасе дончанам, собравшимся выехать из страны, нужно будет получить разрешающую справку установленного образца в военном комиссариате своего района. На ростовской горячей линии по вопросам мобилизации корреспонденту 161.RU не смогли разъяснить, в каких случаях в выдаче справки могут отказать.
Зато юрист Евгений Крылов объяснил нам, что ограничение свободы передвижения для находящихся в запасе — не новая норма, она прописана в федеральном законе «О мобилизационной подготовке...». По его словам, закон императивно воспрещает состоящим на воинском учете, не предупредив военкомат, покидать место проживания или менять место постоянной регистрации во время мобилизации. Поэтому исключение параграфа из новой редакции приказа ничего, по сути, не поменяло.
— Сейчас в СМИ пишут: никого [на границе] не разворачивают, границы не закрыты, всё в порядке, никого с рейсов не снимают, не увозят в военкомат. Это делают не потому, что норма закона не работает или отсутствует. Или не потому, что до этого военком не говорил о спецраспоряжениях. Это не делается только потому, что нет новых указов или распоряжений, постановлений о том, как именно ограничивать выезд. <...> Просто никто пока — подчеркиваю, пока — не знает, как эту норму реализовывать, — заявил Крылов в комментарии 161.RU.
А что власти?
Между тем обещанный губернатором Василием Голубевым документ о дополнительных выплатах по 2 миллиона семьям погибших в спецоперации до сих пор не опубликован. Еще 14 сентября, во время прямой линии, глава региона рассказал о двух подписанных документах. Первый опубликовали больше недели назад: он касается дополнительных 600 тысяч рублей от области к деньгам Минобороны за тяжелые ранения.
И Василий Голубев, и сити-менеджер Ростова Алексей Логвиненко ограничились пока короткими сообщениями об исполнении указа президента. В пресс-службе губернатора и вовсе заявили, что не будут комментировать вопросы по частичной мобилизации, потому что это информация, относящаяся к гостайне. Позже раздел с памятками для мобилизуемых все-таки появился на сайте правительства.
Военные — Южный военный округ — тоже не дают комментариев.
Что известно о количестве мобилизованных?
По словам военкома региона Игоря Егорова, частичная мобилизация в Ростовской области затронет «не более 1% состоящих на учетах в военкоматах граждан». Точное число он не назвал, сославшись на гостайну.
Первые автобусы уже выехали — родные проводили мужчин в Азове, Каменске-Шахтинском, Новочеркасске, Мясниковском районе. Это лишь те муниципалитеты, жители которых связались с редакцией. По словам сотрудника военкомата в Каменске-Шахтинском, утром 24 сентября на двух автобусах уехали около 25 человек.
Работники организаций оборонно-промышленного комплекса получили «бронь». В Ростовской области таких 24 — мы публиковали список.
Еще о мобилизации
Читайте репортаж Анастасии Мироновой из Азова, где провожали первых мобилизуемых.
Выпустят за пределы Ростовской области или нет? Разбираем с юристом изменения в приказах военкома.
Военный комиссариат по Ленинскому и Кировскому районам отказался выдать 38-летнему ростовчанину справку, позволяющую выехать за пределы страны. Мужчина в армии не служил.
Батайский городской ЗАГС разрешил мобилизованным жителям Ростовской области заключать браки в день подачи заявления.
Взрыв над Новошахтинском
В небе над Новошахтинском утром 25 сентября раздался звук, похожий на взрыв. Местные жители проснулись, в домах дрожали стекла. Многочисленные очевидцы прислали нам фотографии и видео.
Инверсионные следы, какие остаются, например, от ракет противовоздушной обороны, были видны и в Красном Сулине. Ни пресс-служба ЮВО, ни правительство Ростовской области не прокомментировали происшествие к моменту публикации.
Обновление. Вечером Василий Голубев прокомментировал случившееся: «Высотный полет самолета с переходом на сверхзвуковую скорость приняли за работу средств ПВО. Кто-то по-прежнему пытается навязать нам панические настроения. Это провокация».
А что кроме?
В Ростове 23 сентября прошел митинг в поддержку референдумов о присоединении ЛДНР, Запорожской и Херсонской областей к России. Кого там можно было встретить и почему до конца продержались не все — в репортаже Рената Дайнутдинова.
Ростовского учителя физкультуры Вадима Шерстенникова, признанного педофилом на основе слов двух школьниц, этапировали в Ульяновскую область в конце июля. Пока адвокаты пытаются оспорить приговор, вынесенный без оглядки на многочисленные свидетельства в защиту преподавателя, Шерстенников учится колокольному звону в тюремном храме. О том, как перевернулась его жизнь, педагог рассказал в письме корреспонденту 161.RU.