RU161
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +13

2 м/c,

южн.

760мм 51%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,59
EUR 100,27
Город обзор Роща у стадиона СКА, трамваи на Станиславского. Что ростовчане все-таки смогли отстоять

Роща у стадиона СКА, трамваи на Станиславского. Что ростовчане все-таки смогли отстоять

Удастся ли сохранить рощу на левом берегу — пока неизвестно

Театр кукол оставили на месте, а мозаики в переходах признали памятниками культурного наследия

Ростовские чиновники часто говорят, что город нужно «спасать» от развалин, трущоб и густых зарослей. И вообще развивать. Например, найти потенциального застройщика для рощи за Ворошиловским мостом. И хотя теперь сити-менеджер Алексей Логвиненко сейчас уверяет, что строительство ЖК там «не планировалось и не планируется» — даже эскизы будущей застройки были. 24 октября на встрече с горожанами после субботника в левобережной роще Логвиненко пообещал, что зеленую зону город сохранит и возьмет под защиту. Но пока это только слова, не подкрепленные документально.

Несколько лет назад Ростов пережил уничтожение другой рощи — Александровской. Тогда чиновники не сдержали обещаний, а горожане не смогли отстоять —значительную часть территории отдали под микрорайон «Вересаево». Но мы решили вспомнить несколько громких историй о том, как ростовчанам удалось защитить свой город.

Мозаика в переходах


Суды о судьбе ларьков в подземных переходах Ростова тянулись с 2020 года

Мозаичное панно в ростовской подземке находится с 1972 года. Ростов — единственный город России, в котором мозаика выполнена во флорентийской технике с использованием кафельной плитки. С годами плитку закрыли торговые павильоны. За сохранение мозаики ростовчане боролись четыре года. Изначально активисты требовали открыть два мозаичных панно в подземном переходе на пересечении Буденновского и Московской. Но павильоны не собирались переезжать на новые места торговли. По данным администрации, для спасения мозаичного панно необходимо было убрать 17 ларьков из 67. Тогда в дело вмешались областные власти и прокуратура.

В 2018 году мозаики пережили ремонт в подземных переходах перед чемпионатом мира по футболу, когда панно полностью разбирали и собирали заново. Потом в переходах убрали ларьки, загораживающие мозаику. Весной 2021-го владельцев павильонов обязали очистить переходы — как минимум до перезаключения контрактов с администрацией. Почти сразу же — в марте — изображения признали объектами культурного наследия и поместили под охрану. Сейчас памятниками стали все четыре перехода с мозаиками. Подробнее об этом — в колонке ростовской общественницы Елены Хатламаджиян.

Памятник Карлу Марксу


В конце 2013 года Нахичеванская-на-Дону армянская община получила от ростовских властей разрешение на перенос памятника Карлу Марксу. Вместо него планировали установить памятник Екатерине Великой. Мотивацией было то, что памятник Екатерине вернется на свое историческое место, откуда его около ста лет назад демонтировали.

В то же время сотни горожан выступили против переноса памятника. Соответствующее обращение, под которым подписались более полутора тысяч ростовчан, региональное движение «Суть времени» передало губернатору Ростовской области.

В начале 2014 года в Ростове снова поднялся вопрос о переносе памятника Карлу Марксу. Инициатором снова выступила «Ново-нахичеванская-на-Дону армянская община». В городе началась активная кампания против этого шага. Вопрос о переносе памятника Карлу Марксу рассмотрели на заседании межведомственной комиссии по наименованиям общественно-значимых мест Ростова. Конкретного решения по этому поводу на комиссии так и не приняли, но решили обратиться в Минкульт РФ с вопросом о возможности переноса памятника.

Активистам движения «Суть времени» за один день тогда удалось собрать более трехсот подписей против переноса памятника Карлу Марксу. Общественники провели несколько пикетов в защиту памятника. Точку в вопросе поставило Министерство культуры РФ, оставив его на прежнем месте.

Дом Науменко


Администрация заключила контракт на снос, не зная, что за него вступятся горожане

Осенью прошлого года власти чуть не сравняли с землей доходный дом Науменко на улице Станиславского, 39. Его признали аварийным в 2009 году и расселили несколько лет назад. Администрация успела заключить контракт на снос за 1,8 миллиона рублей, и тогда общественники выступили против. Дело в том, что дом пережил Великую Отечественную войну, на его фасаде сохранились следы от пуль и осколков — рядом с ним шли ожесточенные бои в 40-е годы.

После возмущения горожан выяснилось, что власти понятия не имели о ценности дома. Затем администрация всё же расторгла контракт на снос, а летом этого года дом Науменко признали объектом культурного наследия. Так что теперь его не могут снести. Впрочем, судьба дома всё равно еще неясна — он стоит всё в том же аварийном состоянии, хоть и обнесенный забором.

Роща у стадиона СКА


Рощу пришлось спасать в суде

Почти год шла битва за рощу возле стадиона СКА — бизнесмен Кристиан Попеску хотел построить в ней парковку на сто автомобилей, заодно вырубив часть деревьев. Он даже уже получил в аренду участок площадью 1,8 гектара. Общественность встревожилась, когда местные жители заметили на деревьях характерные метки, говорящие о будущей вырубке. При этом представитель арендатора заявляла, что деревья не тронут — они станут частью парковой зоны.


Дело дошло до суда — иск подавала региональная прокуратура. Летом прошлого года донской арбитраж признал ничтожной сделку о передаче части рощи СКА арендатору под парковку. Апелляционная инстанция, куда обратился Попеску, тоже осталась на стороне защитников рощи.

Горельефы Баринова


В 50–80-е годы ХХ века здесь размещался областной совет профсоюзов

В начале апреля 2015 года более 20 тысяч ростовчан подписали электронную петицию в адрес тогдашнего главы администрации Ростова-на-Дону Сергея Горбаня. Это число подписей собрали всего за три дня. Автором петиции стал архитектор, доцент Академии архитектуры и искусств ЮФУ Артур Токарев. Горожан возмутила идея заменить горельефы на фасаде здания на Ворошиловском проспекте, 61. Вместо работ классика ростовской скульптуры Виктора Баринова там хотели установить фигуры, более соответствующие профилю медицинского учреждения, но их художественная ценность оставалась под вопросом. Новый архитектурный скандал власти решили всё же потушить и оставить горельефы Баринова на месте.

Тут изображены три вида трудовой деятельности: добыча угля, сталелитейное дело, выпуск сельскохозяйственных машин

Каштановая аллея


Небольшую аллею спасли жители района

Борьба за каштановую аллею на Северном началась с 2016 года. Тогда участок с деревьями на улице Добровольского (между домами № 3 и № 5) сдали в аренду под стройку. Местные жители сообщали, что неизвестные пытались спилить деревья и забетонировать дорожки с газоном. За аллею начали бороться жители района. В зеленой зоне, ставшей предметом скандала, росло 22 взрослых каштана. Одна из ростовчанок в знак протеста приковала себя к забору и начала сбор подписей в защиту деревьев.

Как выяснили активисты, разрешение на строительство на этом участке не выдавалось. Ростовчане пошли в суды, где им доказывали, что зона с деревьями не относится к территориям общего пользования и предоставлена в аренду правомерно. Пока шли разбирательства, участок за время аренды не освоили, договор не продлевали и каштаны оставили в покое.

Театр кукол


Борьба за здание театра длилась более шести лет

Шумиха вокруг Театра кукол поднялась весной 2014 года, когда епархиальное управление Донской митрополии объявило о своих намерениях забрать здание в Университетском переулке, 46. На его месте в дореволюционные годы было здание бывшей греческой церкви. РПЦ ссылалась на основание федерального закона о реституции церковного имущества.

Греческую церковь, которая стояла на этом месте, коммунисты ликвидировали в 1959 году. Постройку передали школе, а в 1967 году там разместился театр. Руководству театра предложили на выбор два здания — военный клуб в воинской части на Красноармейской (в котором раньше была мечеть) и ДК «Энергетик». Но по различным причинам варианты оказались неподходящими.

Ростовские общественники направили донским чиновникам петицию, в которой попросили не передавать РПЦ здание Театра кукол, сославшись на то, что земельный участок никогда не принадлежал православной церкви и предоставили архивный документ. В январе 2020 года театр кукол стал собственностью Ростовской епархии.

В декабре 2020 года Ростовский театр кукол признали объектом культурного наследия. Новый статус не только не позволил снести здание и защитил его от переустройства и ремонта, но и сохранил находящуюся на его фасаде советскую мозаику.

Трамвай по Станиславского

Станиславского чуть не оставили без трамваев — власти хотели пустить по улице автобусы

В феврале 2015 года власти Ростова сообщили, что решили заменить трамваи на улице Станиславского на низкопольные автобусы. За 110 лет это была бы первая остановка трамвайного движения. Новость вызвала широкий общественный резонанс. Несколько активистов даже провели импровизированные «похороны» трамвая, требуя не закрывать линию, работавшую даже в Великую Отечественную войну.

С предложением убрать трамваи со Станиславского высказывалась и Ростовская епархия, мотивируя это тем, что от их движения разрушается Кафедральный собор. В администрации после этого решили собрать за одним столом все стороны конфликта — от «транспортных» чиновников до общественников и жителей улицы Станиславского.

Ростовчане отстояли трамвай. После публичных слушаний в декабре 2015 года власти решили сохранить трамвай после реконструкции, несмотря на то, что стоимость работ с сохранением трамвайного полотна выходила намного выше, чем без него. Трамвайное полотно сделали совмещенным с допуском автомобилей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем