Криминал Аресты чиновников Махинации с песком, взятки, раздача госденег. На чём ловили министров и замов губернатора Ростовской области

Махинации с песком, взятки, раздача госденег. На чём ловили министров и замов губернатора Ростовской области

Об уголовных делах — обзорно

Кто из чиновников правительства стал фигурантом уголовного дела?

24 ноября по подозрению в коррупции задержали министра транспорта и замгубернатора Виталия Кушнарева и его заместителя Дмитрия Мамелко. По версии следствия, они получили огромную взятку. Но из высокопоставленных чиновников региона они не первые, кто за последние годы оказался под прицелом сотрудников ФСБ и Следственного комитета.

Вспоминаем, кого на чём взяли и за что посадили: в этом списке только министры и заместители главы области.

Виталий Кушнарев: 30-миллионная взятка

Чиновник дважды стал министром транспорта, но второй раз не очень успешно

Вечером 24 ноября Виталий Кушнарев и его зам Дмитрий Мамелко отмечали день рождения последнего в одном из ростовских ресторанов. По данным нашего источника в силовых структурах, туда принесли взятку, с которой чиновников задержали прямо в заведении. Операция была спланированная, ее готовили три месяца, а так называемым проводником стал Мамелко — друг, соратник и именинник.

Кушнарев с ним знаком давно, они раньше работали в Минтрансе, потом в администрации Ростова, затем опять в Минтрансе. Кушнарев «протащил» Мамелко на должность своего зама.

— Это сыграло на руку силовикам, и они заходили через Мамелко. В правительстве начала формироваться команда. Кушнарев понимал, что остается один с другими товарищами. Он понимал, что должен в ближайшее время уйти. Его попросили посодействовать неким лицам. В одном месте необходимо было выиграть тендеры, в другом — замолвить слово за другого человека. Сошлись на 30 миллионах рублей, — сообщил источник. — Купюры были мечеными, непонятно почему они решили их пересчитать прямо там. Задержание было, можно сказать, фееричным. Пальцы откатали обоим. В отделе Кушнарев сделал только один звонок, но вытаскивать его уже некому, — рассказал источник.

Перед задержанием дома у Мамелко прошли обыски, и тому пришлось сотрудничать с силовиками.

Кушнарев признался, что пытался получить взятку, и согласился давать показания. Он задержан, а Мамелко пока отпустили под подписку о невыезде.

Татьяна Быковская: контракт по переработке медотходов

Татьяна Быковская руководила донским здравоохранением 16 лет

В ноябре 2019 года задержали главу донского Минздрава Татьяну Быковскую. Дома и на работе провели обыски, возбудили дело о превышении должностных полномочий. Суть его сводится к тому, что Быковская и ее заместитель Станислав Беседовский помогли ООО «Центр 100 Ростов-на-Дону» выиграть тендер по утилизации медицинских отходов в Ростовской области. Также обвинили руководителя «Центра 100 Ростов-на-Дону» Виктора Сагаля в мошенничестве в особо крупном размере. Он отрицал вину, а к 2022 году покинул страну.

Министра отправили под домашний арест до конца января 2020 года. Она отбывала его по месту проживания в поселке Рассвет, в роскошном особняке супруга. Муж Быковской, генерал Анатолий Хрячков, рассказал, как заработал на такой дом.

Перейдем от особняков к делу. Меру пресечения Татьяне Быковской не продлили, и 28 января она вернулась на работу в Минздрав. Правда, в мае 2020-го четвертый кассационный суд признал незаконным решение двух судов не продлевать меру Быковской, но вновь арестовывать ее не стали. Расследование уголовного дела министра всё это время продолжалось.

А в октябре того же года Быковская ушла в отставку, пробыв на посту министра 16 лет. Уход чиновницы совпал со скандалом в 20-й больнице Ростова, когда в ее ковидном отделении скончались несколько человек из-за перебоев в подаче кислорода.

Летом 2022 года дело принялся рассматривать Кущевский районный суд Краснодарского края. Была версия, что разбирательство вынесли в другой регион, чтобы уменьшить зону влияния чиновницы.

Следствие заявило, что Быковская и Беседовский сделали так, чтобы донские больницы заключили контракты именно с «Центром 100 Ростов-на-Дону». И подкорректировали аукционную документацию в интересах компании, передав бумаги фирме до начала торгов. С «Центром 100» заключили контракты на 81,8 миллиона рублей.

Быковская на это ответила, что именно Минздрав не мог заключать антиконкурентное соглашение, так как документы подписывал заказчик. Министерство же, со слов экс-министра, было лишь «контролирующим органом и методологом». А «Центр 100» выигрывал конкурсы, потому что соответствовал всем требованиям.

Заседаний было множество, всё это время обвиняемые оставались на свободе. А в октябре 2023 года суд отправил обоих в СИЗО: Быковскую сразу на полгода, Беседовского — на три месяца. Обвинение заявило, что установили некие обстоятельства, говорящие о том, что экс-министр и ее зам могут скрыться от суда.

Спустя три месяца уголовное дело против Беседовского закрыли: истек срок давности привлечения к ответственности. Татьяна Быковская же осталась в СИЗО, и в конце марта этого года ее приговорили к 4,5 года колонии общего режима. Ей засчитают месяцы, которые она провела в СИЗО.

Вину Татьяна Быковская не признала.

Последнее слово экс-министра

— Уважаемый суд, всё важное, что я хотела сказать о материалах дела, я сказала в прениях. Сегодня я хочу сказать, что всю мою сознательную жизнь мои родители, работавшие в медицине, учили меня, что для человека честь и совесть — это святое. Что медицинский работник, какую бы должность ни занимал, должен светить другим, даже если при этом сгорает сам. Как и произошло в сорок восемь лет, когда мой папа прямо возле операционного стола умер.

Так вот, всё, что я в своей жизни делала, в том числе и в этом инвестиционном проекте или в чём-то другом, я делаю честно, со знанием дела и на совесть. И никогда не нарушала полномочия, какие бы тяжелые времена в стране ни были. И мне сегодня не стыдно перед памятью близких, перед памятью отца, которого уже больше 40 лет как нет. И я не сомневаюсь, что всё делала правильно.

Я понимаю, что сегодня ни моя старенькая мама, ни огромное количество медицинских работников и просто людей не понимают, почему за то, что медработникам стало работать легче, за то, что не валяются на свалках медотходы, почему-то я… За то, что я качественно, не жалея своего здоровья и времени, отрывая его от семьи, добросовестно выполняя свой профессиональный долг и свои полномочия долгие годы — начиная от санитарки до министра здравоохранения, оказалась на скамье подсудимых за то, чего не делала. Да еще и, по мнению гособвинителя, должна быть изолирована от общества, как какой-то вор-рецидивист или убийца.

Всё, что я делала в рамках данного инвестпроекта, я делала в строгом соответствии со своими полномочиями. И это досконально изучено длительным судебным разбирательством. Ни один мой приказ не был опротестован или отменен прокуратурой как надзирающим органом.

Мне не стыдно смотреть в глаза людям. Я не оскорбила память своих близких. Я всегда жила по тем принципам, которым они меня учили.

Поэтому пусть вся эта история останется на совести недобросовестных подрядчиков и их покровителей. Жаль, что наше желание навести порядок в этой криминальной сфере медицинских отходов привело меня на скамью подсудимых.

И еще, Ваша честь, пользуясь вашим терпением в завершение судебного процесса и пользуясь последним словом, я хотела бы обратиться к тем, кто в зале, особенно к представителям прессы. Я рада, что сегодня их много. И отдельно [хочу обратиться] к журналисту «Блокнота».

Судите меня за чужие желания и амбиции? Ну что ж, если надо, я пойду на войну, потому что я не привыкла быть без дела, а привыкла всегда помогать людям. Буду помогать там, где позволят обстоятельства, потому что, кроме своей жизни, мне уже терять нечего. Мою репутацию вы как только могли втоптали в грязь. Только как вы потом собираетесь жить спокойно?

Вы постоянно обвиняли меня в том, что я развалила Минздрав. А знаете ли вы, что я знаю каждый врачебный кабинет во всех больницах? Что я боролась за сохранение каждого ФАПа, выбивала в каждый район всё возможное оборудование? И всё это делала ценой собственного здоровья и времени. И сколько сил, нервов, рубцов на сердце мне это стоило, знает только моя семья и мой лечащий врач. Какими нервами мне удавалось выбивать деньги в этой большой системе, чтобы обеспечить больницы необходимым. Сколько здоровья пришлось положить на это, потому что с 80-х до 2000-х здравоохранение было вообще никому не нужным.

Но чего бы я ни делала, вам всё равно было мало. Вам платили за то, что вы меня тупо обливали грязью, говоря на «черное» — «белое». Сколько заказных статей вы написали, что чуть ли ни я виновата в смерти пациентов, оставшихся в 20-й больнице без кислорода. Никому не было дела до того, что вообще это не в моей компетенции.

Не может министр отвечать за всё, что происходит на местах. Для этого там есть главные врачи. Министерство выделяет финансирование, контролирует его исполнение в соответствии с бюджетными средствами. И больше, чем выделено министерству, министерство выделить не может. А главный врач как реальный хозяин должен решать, что для него главное. Всё, что касается газовых баллонов, — это не моя компетенция. Есть главный врач, поставщики. А вы обвиняли меня в связи с какой-то непонятной компанией, которую я в глаза не видела, и чуть ли не в том, что я своими руками украла кислород. А к руководству больницы вопросов нет — спокойненько, ничего не спросишь.

Обстоятельства сложились так, что я ушла с поста, который занимала 15 лет, в том числе из-за заказной травли. Больше всего — на ваших страницах. Из-за поклепа людей, которые даже представления не имеют, как устроена система работы Минздрава. Но при этом все шишки и палки можно кидать в министра.

Да, кто не работает, тот не ошибается. Но одно я могу сказать точно с полной уверенностью. Обнищавших по моей вине больниц нет. В каком состоянии были многие больницы, когда я пришла, вы даже представить себе не сможете. И что-то ничего никто тогда об этом не писал. Легче всего обвинить меня во всём — ведь сегодня я уже нахожусь здесь. И никому из вас невдомек, какой ценой собственного здоровья всё это мне обошлось.

Я выбивала каждую программу. Всё, что я делала, я делала на благо жителей Ростовской области. Уважаемый суд, всё, что я делала на любом посту, я делала с честью и совестью и работала на благо медицинских работников и всего населения области. Жаль, что этот процесс оттолкнул от области порядочных инвесторов, но время всё расставит на свои места.

Виновной себя в совершении преступления по части 2 статьи 286 не признаю. Честь имею и отдаю себя в руки правосудия. Я думаю, что вам исходя из процесса, который вы провели долго и длительно, виднее. Я виновной себя не признаю. И прошу суд, естественно, оправдать. Я понимаю, что, наверно, оправдать вряд ли в этих условиях можно. Но если и применить, то применить самую минимальную меру, какую можно.

Андрей Майер: ремонт парков

Андрея Майера выпустили из СИЗО и тут же задержали повторно

В конце 2019 года прокуратура пригрозила уголовным делом тогдашнему министру ЖКХ Андрею Майеру. Вопросы к чиновнику возникли из-за расчета сумм по выплатам за уборку мусора, а также мусорной реформы. Год ничего не происходило, а в конце 2020-го Майера задержали. На тот момент он уже не был министром.

Но дело было связано не с мусором. Его возбудили из-за благоустройства парка на улице Вересаева, а еще Майера посчитали причастным к афере с установкой водонапорных башен: их за три года планировали установить 560 штук по региону. Но ни подрядчик, ни башни не соответствовали условиям конкурса. К слову, вопрос о них в дальнейшем не поднимали.

В деле о парке взор силовиков пал и на подрядчика — ООО «Спецстрой». Его руководитель Эдуард Бабаев тоже попал под следствие. Компания получила контракт в 49 миллионов рублей. Финансирование работ шло за счет нацпроекта «Жилье и городская среда», но их не закончили.

А летом 2021-го в отношении экс-министра возбудили еще одно дело: заподозрили в незаконном выделении денег на благоустройство парка в городе Зверево и обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями. Следователи уверены, что Андрей Майер выделил 43,5 миллиона рублей по тому же нацпроекту без конкурса и других необходимых процедур.

Деньги в итоге пришлось вернуть в федеральный и региональный бюджеты. И поэтому Андрей Майер считает, что раз деньги вернули, то и ущерба нет:

— Выводы следователя полиции Валентины Перепады, изложенные в обвинительном заключении, противоречат самим материалам уголовного дела и фактическим обстоятельствам, в том числе решениям суда и платежным документам, которые, как полагает сторона защиты, следователь намеренно не приобщила к материалам уголовного дела и скрыла, вводя тем самым суд в заблуждение и лишая возможности вынести законное решение. Я свою вину не признаю ни по одному из эпизодов и прошу суд оправдать меня по предъявленному обвинению в полном объеме, — заявил Майер в суде.

В марте прошлого года его приговорили к трем с половиной годам колонии общего режима. Суд зачел время, которое Андрей Майер провел в СИЗО, так что срок у него закончился 20 июня 2023 года. Но как только он вышел — его снова задержали прямо на пороге. И обвинили еще в 11 эпизодах по статье о превышении должностных полномочий: это снова связано с выделением денег на благоустройство парков Ростовской области.

27 июля того же года Майеру ужесточили приговор, дав пять лет лишения свободы.

Но по 11 эпизодам суд еще идет. Тут Андрей Майер согласился, что мог допустить халатность, но не специально. Обвинение считает, что бывший чиновник нарушил закон не ради денег, а чтобы «приукрасить действительное положение дел», «скрыть свою некомпетентность, выразившуюся в неумении организовать работу».

Сейчас он в СИЗО, арест продлили до 30 января 2025 года.

Николай Безуглов и Сергей Сидаш: замена песка для «Ростов Арены»

Николай Безуглов стал фигурантом громкого дела о замене песка

В марте 2019-го арестовали бывшего главу областного Минстроя Николая Безуглова. Против него возбудили уголовное дело по статье «Злоупотребление должностными полномочиями».

Следователи пришли к выводу, что Безуглов и директор предприятия «Ростовоблстройзаказчик» Сергей Мищенко провели махинации с песком при строительстве стадиона «Ростов Арена» к ЧМ-2018. По контракту подрядчик должен был использовать дорогой крупнозернистый песок, а на самом деле применил мелкий и дешевый. А обвиняемые эти работы и приняли, и оплатили. Разница между видами песка составила 223 миллиона рублей. Это сумма ущерба.

А в конце мая по этому делу задержали и замгубернатора Сергея Сидаша. У него схожая статья — «Превышение должностных полномочий». По версии следствия, замгубернатора поручил Николаю Безуглову провести торги на строительство инфраструктуры стадиона без необходимых корректировок проекта. У него дома и на работе провели обыски, изъяли документацию и обнаружили портреты, где Сидаш изображен в разных исторических образах.

Кроме Сергея Сидаша по делу идут Валентин Леванов и Андрей Андросов: учредитель и гендиректор компании «ДонТГМ». Именно она поставляла песок для «Ростов Арены». Их обвинили в мошенничестве.

В 2022-м на заседании суда эксперт назвала новую сумму ущерба: 80 миллионов рублей, а не 223. В том же году Сидашу дали четыре года условно.

Но после решения четвертого кассационного суда дело экс-чиновника (он уже уволился из правительства) отправили на пересмотр из-за найденных «существенных нарушений закона». После этого условный срок Сергею Сидашу заменили на реальный.

А что с Безугловым? Сначала его подержали в СИЗО, потом под домашним арестом, но потом арест сняли из-за больших проблем со здоровьем у бывшего министра. А летом 2020 года суд признал Николая Безуглова виновным и приговорил к условному сроку в два года.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
16
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Не тянуть грехи прошлого в будущее»: политолог — о первых неделях работы нового донского губернатора
Александра Шевченко
Шеф-редактор 161.RU
Рекомендуем
Объявления