RU161
Погода

Сейчас+17°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+17°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +11

0 м/c,

753мм 59%
Подробнее
6 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Город Переходы дали трещину: почему посыпались ростовские полувековые мозаики, и с этим ничего не поделать

Переходы дали трещину: почему посыпались ростовские полувековые мозаики, и с этим ничего не поделать

Отставшую плитку собирают, но из-за статуса памятника ремонтировать панно без специалиста нельзя

Ростовские мозаики — единственные в своем роде в России

В мозаике в подземных переходах Ростова, которую признали объектом культурного наследия, последнее время то и дело появляются трещины или отваливаются небольшие фрагменты. Но краеведы и общественники уверяют: трещины и отсутствие некоторых кусочков — далеко не новость. Корреспондент 161.RU узнал, почему разрушаются мозаичные панно, насколько это критично и почему сейчас их никто не может отреставрировать.

Украсить ростовские переходы мозаичными панно решили почти сразу с началом строительства — в 1972 году. Плитка продержалась долгие годы, а в 2018 году пережила ремонт подземных переходов перед чемпионатом мира по футболу, когда панно полностью разбирали и собирали заново.

Сейчас объектами культурного наследия признаны мозаики в двух переходах из четырех

Теперь ростовские мозаики постепенно начали разрушаться. Об этом в соцсетях пишут жители города, публикуя фото трещин и отвалившихся кусков.

— Состояние мозаичных панно разное, но трещины есть практически во всех переходах, и они появились давно. На Кировском даже установили маяки для контроля трещины, — объясняет Игорь Нарижний, инициатор проекта по сохранению городских мозаик.

В ростовском отделении Всероссийского общества охраны памятников, под защитой которого находятся мозаики в двух переходах — на пересечении Кировского и Садовой и на пересечении Буденновского и Московской, согласны с краеведом.

Все мозаики посвящены разной тематике, в каждом переходе она своя
Последнее время ростовчане стали чаще замечать трещины и отвалившие куски панно 

— Ремонт в переходах привлек внимание жителей и СМИ. Началась шумиха, и ростовчане волей-неволей начали обращать на мозаику больше внимания и замечать какие-то изъяны. Но с момента как эти мозаики появились, прошло много времени, значительно увеличилась транспортная нагрузка, вот панно и разрушаются, — говорит председатель ростовского отделения общества Александр Кожин.

Мозаики в ростовских переходах признали объектом культурного наследия в декабре 2018 года. Их уникальность — в технике создания.

Мозаики разрушаются от времени и увеличившейся транспортной нагрузки, считают краеведы

Гигантские полотна были собраны вручную из мельчайших кусочков обычной кафельной плитки, которую для этого крошили, а затем из случайных кусков собирали рисунок. Сначала делался набросок, потом картину рисовали на огромных листах ватмана, где сцена изображалась уже в натуральную величину, а после уже по фрагментам панно переносили на кальку, и шла работа с плиткой. Чтобы набрать полотно размером два на два метра, требовался почти месяц.

После ремонта переходов к чемпионату мира по футболу мозаики собрали заново
Жители поначалу раскритиковали новое оформление мозаик, но потом привыкли

По словам Кожина, за состоянием мозаик сейчас следят активисты и арендаторы подземных переходов. Но сделать они могут немногое.

— Если отваливаются какие-то детали в переходах на пересечении Ворошиловского — Садовой и Буденновского — Садовой, мы их собираем, подклеиваем по мере возможности своими силами. Но в других двух переходах сделать этого не можем, потому что там мозаичные панно признаны памятниками, и нам для любых манипуляций с ними нужно привлекать специалиста, — поясняют в управлении по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений ростовской администрации.

Сейчас в двух переходах, где у мозаик нет статуса памятника, изъяны устраняют арендаторы своими силами
Но мозаики-памятники без специалиста ремонтировать нельзя, а кто должен выступить в его роли — неизвестно

Кроме того, как рассказали в управлении, чтобы все сохранить мозаики, нужно заказывать специальный проект, привлекать специалистов и со стороны охраны памятников, и историков, и плиточников-мозаичников. Но кто должен стать инициатором подготовки проекта, кто должен выступить экспертом и за чей счет проводить реконструкцию мозаик, и в обществе охраны памятников, и в управлении по ремонту искусственных сооружений ответить не смогли.

Ранее 161.RU писал о скандале, который развернулся вокруг мозаик, когда арендаторы павильонов отказались открыть подземные панно. Активисты обратились за помощью к властям. После этого в переходах убрали ларьки, загораживающие мозаику, и сделали это раньше, чем обещали.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем