«Мы этого не забудем никогда, да и наш пустой разрушенный мародерами дом не дает ростовчанам забыть тот день». Утром 1 сентября 2022 года десятки жильцов дома № 4 в Кривошлыковском переулке не могли радоваться Дню знаний и спокойно собирать детей в школу. Накануне самую известную пятиэтажку Ростова отключили от света, воды и газа — чтобы через несколько месяцев окончательно выжить неуступчивых ростовчан. Корреспондент 161.RU Сабина Бондарь попросила кривошлыковцев вспомнить день, когда началась последняя «осада» дома.
«Фашизм оказался прямо в моем доме»
Марина Сергиенко — из тех жильцов, кто боролся за дом до последнего. В то 1 сентября ростовчанка была вынуждена собирать ребенка в школу с помощью жильцов соседнего дома, которые пустили погладить школьную форму.
— Мой ребенок должен был идти в первый класс, но одежда была не поглажена, вещи не собраны. И тут в пять вечера [31 августа] нам все отрезали: ни умыться, ни ужин приготовить. Что забота о населении и детях в нашей стране на последнем месте, мы поняли давно. Полгода все жители были на взводе, ночными дежурствами вымотаны, но перед самым 1 сентября лишать детей возможности чистыми и сытыми пойти в школу — это извращение местного разлива, — с болью вспоминает Сергиенко. — Шок, страх за детей, непонимание, как жить, чем кормить, как встречать праздник знаний в темном доме без коммуникаций — вот какие у меня остались воспоминания. В лихорадочном порядке мы были вынуждены искать поблизости жилье и, влезая в долги, оплачивать аренду. Сколько эти изверги отняли у нас здоровья, сил, денег, давя на самых беззащитных — детей и стариков? В правовом государстве такое могло произойти? Но в Ростове, видимо, в очередной раз никто не понесет наказания.
«Истечение сроков давности, «неустановленные лица» и прочие махинации тут отработаны».
Согласно экспертизе, которую предоставили кривошлыковцам в прокуратуре в октябре 2022 года, «дом отремонтировать невозможно», поэтому якобы и было принято решение об отключении коммуникаций в зиму.
— Я вспоминаю сейчас тяжелые моменты: пятый этаж, поднимаем воду. Полетел холодильник, продукты выбросили. Зарядка телефона возможна или в соседнем доме или на работе. Дежурство. Приходишь с работы, где 13 часов на ногах, а у тебя голод и холод в квартире, — вспоминает ростовчанка Татьяна Чигасова. — Ко мне тогда племянница приехала 16-летняя из Шахт, она поступила в колледж, а вещи не погладить, искупаться никак. Друзья привозили продукты на день, стирали, гладили, когда в октябре включили свет и воду, чайниками грели утром, чтобы помыть голову. Это все тянулось до февраля, а в январе мне насчитали 15 тысяч за электроэнергию. Эти два года борьбы отняли у меня все. Вот такие у меня воспоминания и боль.
Самое печальное, что, когда мы купили жилье и переехали в конце марта, умерла моя мамочка. А можно было бы уделить время родному человеку
Элеонора Сергиенко — педагог со стажем, лишившийся крова на заслуженной пенсии.
— У меня очень тяжёлое заболевание, нужен постоянный уход и комфортные условия. Когда 70-летнего человека, заслуженного учителя бросают как-то выживать в ледяном доме, за который я исправно платила всю свою жизнь, питаться всухомятку и мыться из холодных пятилитровок — это фашизм. Я всю жизнь на уроках истории рассказывала о фашизме во время ВОВ, а он оказался прямо в моем доме, на старости лет дождалась.
Марина Давидова теперь считает 1 сентября не праздником осени или знаний, а «днем скорби» для себя и десятков соседей, которые тогда продолжали жить в пятиэтажке.
— Это день скорби для жителей Кривошлыковского, 4, оставивший в памяти след от беззакония, вседозволенности, попустительства администрации города.
Евгения Фирская тоже с содроганием вспоминает события минувшего года.
— Первого сентября мы остались отрезаны от всего, без чего в цивилизованной стране нельзя жить. Не было ни света, ни газа, ни воды, — рассказала женщина. — В доме были дети-школьники и малыши, старики, но власти решили все иначе — возьмем измором. Но не тут то было. Сплотившись, мы выжили. Мы пережили зиму без газа и отопления. Спасибо и низкий поклон всем, кто вместе с инициативной группой были с нами рядом. Спасибо огромное Марии Зиньковой, Елене Сгибневой — это те люди, которые стояли до конца против администрации, которая пыталась нас сломить. Спасибо, что вы били во все колокола. Мы этого никогда не забудем.
Мария Зинькова действительно дошла в борьбе за дом до Верховного суда.
— В тот момент я думала только о том, как существа, называющие себя людьми, могут так бесчеловечно поступать с другими людьми, рассказывая на камеры, что заботятся о нашей жизни и здоровье, — говорит Зинькова. — Они без сожаления лишали нас этого. Теперь эта ложь ещё более очевидна. Дом, который полностью разрушен внутри, выстоял и зиму, и весну и неоднократный шквалистый ветер с градом. Уже не мы, другие горожане говорят о том, как издевались над людьми, чтобы получить это место. Но шум вокруг дома, следствие спутали все карты им.
«Теперь даже если захотят снести, то до конца следствия не рискнут, а он негодник все никак не падает сам»
В ответе прокуратуры Пролетарского района, который передали редакции, год назад указано, что чиновников заподозрили в халатности при расселении дома. В материалах сказано, что дело расследуется по части 1 статьи 293 УК («Халатность»). В Следственном комитете осенью 2022 года начали уголовное дело «по факту незаконного отключения коммуникаций в доме, а также несвоевременных и неадекватных и эвакуационных действий по отношению к жильцам данного дома».
Спустя год мы направили официальный запрос в региональный следственный комитет. Получить оперативный ответ как продвигается следствие и установлены ли уже неизвестные лица, против которых возбуждено уголовное дело, не удалось.
Что нужно знать об истории с домом в Кривошлыковском
Противостояние жильцов дома № 4 и администрации Ростова началось летом 2020 года, когда власти решили признать дом аварийным и добиться расселения жильцов. Собственники квартир, годами собиравшие на капремонт, не согласились. Многие жильцы и сейчас уверены, что внимание чиновников к дому было связано не с заботой о безопасности, а с ценностью земли, на которой стоит дом. Ведь на реконструкцию пятиэтажки было необходимо максимум 150 миллионов рублей, а на выкуп квартир понадобилось почти 300 миллионов.
В январе 2022 года глава администрации Ростова Алексей Логвиненко признал пятиэтажку зоной ЧС, и здание оцепили спасатели и коммунальщики. Когда собственники отказались покидать квартиры и переезжать во временное жилье, администрация начала выкупать недвижимость, а с несогласными начала судиться. Кривошлыковцы дошли до Верховного суда, но все инстанции встали на сторону городских властей.
В канун 1 сентября 2022 года людям отрезали электроэнергию и воду, а после и газоснабжение, несмотря на протесты жильцов. Спустя месяц «осады» глава Следкома Александр Бастрыкин потребовал доклад о конфликте жильцов и местной администрации — после требования жильцов возбудить уголовное дело против Логвиненко и его первого заместителя Юрия Овчинникова. Спустя месяц СК начал расследование против «неустановленных должностных лиц администрации Ростова». Воду и элекстричество вскоре вернули, но газ и отопление так и не подключили.
В ноябре 2022 года замерзающие жильцы вышли с пикетами к зданию правительства Ростовской области.В эфире Первого канала телеведущий Александр Гордон назвал ростовского сити-менеджера «некомпетентным» за неспособность решить проблему одного дома в городе-миллионнике.
К январю 2023 года администрация добилась выкупа 59 из 60 квартир, но несколько семей встретили Новый год в холодном доме — обогреватели им везли неравнодушные ростовчане. Вскоре после праздников глава администрации Пролетарского района Егор Долматов, в чьем ведении был дом, покинул свой пост. Он стал заместителем главы администрации Таганрога по вопросам ЖКХ.
Вместе с Долматовым органы власти Пролетарского района покинули замглавы администрации Андрей Рыбаков, начальник районного управления ЖКХ Стелла Руф и еще несколько чиновников. Именно Руф, по словам жильцов и коммунальщиков, не дала доступ к муниципальным квартирам, когда меценаты решили за свой счет отремонтировать раскуроченные трубы системы отопления осенью 2022-го.
В конце марта последние жильцы покинули пятиэтажку в Кривошлыковском переулке. Последнюю квартиру в доме суд заставил хозяина продать в июле этого года. Алексей Логвиненко заявил, что дом должен быть снесен до конца 2023 года.
Всю историю пятиэтажки и борьбы жильцов мы рассказывали почти три года.