Десятиметровый провал возник на правом берегу Дона возле опоры Ворошиловского моста. Руководитель общественного объединения «Поток» Александр Сушков заявил, что причиной стал оползень, случившийся после одного из летних дождей.
— Изучив опасный провал, мы пришли к выводу, что дала о себе знать геологическая неустойчивость склона. Склон интенсивно размывается дождевой водой, так как на этом месте ливневые потоки не организованы никак. Полностью отсутствуют бетонные плиты, покрывающие склон рядом. На срезе провала очевидно отсутствие каких-либо укрепительных работ при строительном формировании склона, — пишет Сушков в Facebook.
Провал обнаружили 23 сентября. Сушков отметил, что яма никак не огорожена, — общественники обратились в администрацию и прокуратуру. Редакция 161.RU запросила комментарий городских властей, но не получила оперативного ответа.
Реконструкция Ворошиловского моста продлилась четыре года — с 2014 по 2018 год. Его обновили к Чемпионату мира по футболу. Общая стоимость работ составила 6,3 миллиарда рублей. На строительно-монтажные работы потратили 5,9 миллиарда.
— Оползни — абсолютно нормальная вещь для Ростова, — отметила в комментарии 161.RU заведующая кафедрой общей и инженерной геологии ЮФУ Надежда Хансиварова. — Весь наш регион и вся городская территория подвержены таким процессам — у нас территория распространения структурно неустойчивых грунтов.
По словам Хансиваровой, непрочные структурные связи между частицами грунта легко разрушаются под воздействием воды. Поэтому породы легко размываются под действием подземных и поверхностных вод, дождей.
Общественники отмечают, что весь склон правого берега Дона пронизан родниками. Это периодически вызывает проблемы: когда в 2013 году сносили один из старинных парамоновских складов, земля, которую он «подпирал», поползла вниз. Во время летних ливней 2021 года земля у опор Ворошиловского моста «съехала» к парковке на Береговой — грязью прикопало один из автомобилей.
— Совершенно нужно быть готовым [к оползням] при строительном освоении. Все должны понимать, что у нас третья категория сложности инженерно-геологических условий [в регионе] — это самая сложная. <...> Нужно строиться с учетом этих особенностей. Если делали изыскания грамотные люди, то они, конечно, понимают все проблемы региона. Они должны были посчитать коэффициент устойчивости, предусмотреть склоновые мероприятия. Нужно грамотно подбирать инженерное решение, нельзя экономить на изысканиях, — подчеркивает Хансиварова.