RU161
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

2 м/c,

вос.

748мм 72%
Подробнее
6 Пробки
USD 94,32
EUR 100,28
Образование мнение «Онижедети!» Почему учитель не должен быть обслугой ученикам и родителям

«Онижедети!» Почему учитель не должен быть обслугой ученикам и родителям

Сабина Бондарь — о случае в Таганроге, где педагог терпела унижения третьеклассника

В третьем классе детям всего лишь 9–10 лет

Хамское поведение ученика одной из, как говорят родители, лучших школ Таганрога стало темой для обсуждения и проверок. Третьеклассник, выйдя к доске, начал оскорблять преподавателя, нецензурно и похабно выражаясь, а после и вовсе замахнулся на учительницу ногой. Одноклассники снимали выходку товарища, смеялись и выложили в интернет.

Мнения в комментариях разделились. Одни выступают в защиту малолетнего хама, мол, «это же ребенок» — ему просто нужно к психиатру. Другие начали защищать молодого педагога, хвалить за выдержку и за то, что она и пальцем не тронула школьника. Тронула бы — пришлось писать заявление на увольнение. Маяковский, наверняка, перевернулся в гробу, ведь теперь его «что такое хорошо и что такое плохо» никак не совпадает с нашей действительностью.

Девиантное поведение или банальное отсутствие воспитания


Кто-то говорит, что мальчику нужно к психиатру. Но, простите, девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых и устоявшихся общественных норм. Где были родители, педагоги, одноклассники, директор школы, если этот ребенок начал вести себя так с первого класса, как утверждают сейчас очевидцы?

Девиантность как социальное явление изучается социологией, индивидуальные девиации — психологией. Не думаю, что первоклассник, ругающийся матом, как сапожник, стал вести себя так в результате заболевания, которое способны побороть только врачи. Мне кажется, что ребенок, который перед всем классом угрожает «трахнуть» учительницу, использует эти слова и дома.

После того как видео стало общедоступным, многие знакомые с ситуацией стали говорить, что, в принципе, «семья у мальчика благополучная». На мой взгляд (пусть это будет звучать, как клише), кроме того, что детей нужно одевать, обувать и кормить, надо воспитывать, пока они лежат поперек кровати. Если родители не рассказали ребенку, отправляя в первый класс, что учитель — это кладезь знаний, которого нужно уважать, слушать и слышать, требовать этого от школы по меньшей мере глупо. Если родители, сидя на кухнях, поносят на чем свет стоит педагогов, государство, систему образования и, не стесняясь в выражениях, говорят об учителях, какое девиантное поведение можно обсуждать?

Я училась в школе в конце 80-х — начале 90-х. Не самое легкое было время. Училась в нескольких странах и городах. Когда учителя заходили в класс, то дети замолкали. Когда директор школы шел по коридорам, то дети расступались в стороны. Всегда были трудные подростки, которые хамили учителям, подкладывали кнопки на стулья, прогуливали и, о боже, курили в школе, но сейчас — это детские шалости, о которых даже не вспомнят на классном часе.

Нет, мы не были идеальными детьми, но подобное хамское поведение, на мой взгляд, было бы сродни нонсенсу — всё равно что недавняя стрельба в Казани. Общество осудило действия «школьного стрелка». Но почему же в Таганроге директор школы, учителя, родители с первого класса смиренно наблюдали за тем, какие ценности воспринимает несформировавшаяся личность? Родители упорно не хотели признавать, что упустили время в воспитании своего ребенка, переложив всю ответственность на школу? В свою очередь, школа закрывала глаза на выходки хулигана, чтобы не создавать себе проблем. А ребенок рос и понимал, что ничего ни за что ему не будет.

Уважать учителей стало немодно

Ученики всё чаще заявляют о своих правах, забывая об ответственности

К сожалению, во время обсуждения этого видео многие не заметили одной и самой главной проблемы — трагикомедии в системе образования. Как бы банально это ни звучало из уст разных поколений людей, но время, когда школа была местом интересов, знаний, любви друг к другу и уважения преподавателей, прошло. Поведение таганрожца показало всю безысходность и ничтожность современного образования. Педагогическую некомпетентность прикрывают толерантным отношением к детям.

Спокойная реакция педагога, которую многие увидели на видео, — не результат колоссальной выдержки или высокого профессионализма, это страх. Прежде всего страх от того, что всё снимается на видео. Что творилось у женщины в голове, когда девятилетний хам угрожал изнасилованием в грубой форме? Она прекрасно понимала, что сегодня любые действия учителей, направленные на успокоение ребенка «не в том тоне», приведут к осуждению. Если дети снимали ролик, значит, видели подобное поведение не в первый раз. На фоне грязи, которую льет школьник на нее, учительница спокойно говорит другим детям: «Ребята, пишите контрольную работу дальше».

Кажется, что подобная ситуация — не что-то из ряда вон выходящее для педагога. Реакции от учителя никакой — и это главная проблема. Учитель обязан был не молчать. Хотя бы потому, что остальные дети видят, как ее унижают и будут уверены в том, что так можно.

Безусловно, есть сложные дети, проблемные семьи, в которых понятие «уважение» — что-то из области фантастики. Никто не в силах в корне изменить воспитание, которое заложено в семье, но работать с недостатками каждого ребенка, взращивая у него достоинства, поддерживая, поощряя и контролируя, в том числе через адекватное наказание за подобные поступки, учитель обязан.

Но учителя запуганы. Они больше не авторитет для школьников. Их не защитит директор, ведь ему проще уволить педагога, которого осуждает вся страна, чем добиться отчисления одного школьника либо перевода на домашнее обучение. Так проще! Так легче! Так безопаснее!

Реформа дала сбой


Участниками образовательно-воспитательного процесса всегда были три звена: родители, ребенок, школа. Образование без воспитания бессмысленно.

А учителей загрузили бюрократическими отчетами, система ЕГЭ за 20 лет вырастила поколение управленцев, которые даже таблички на дверях своих кабинетов пишут с ошибками, а детей воспитывать уже просто некому.

Противостояние родителей и учителей приобрело в последнее время грандиозный размах. Учителя обвиняют родителей в нежелании воспитывать детей, а родители в один голос кричат, что учителя обнаглели: «Дипломы получили, зарплату вам платят, значит, вперед». Многие пеняют на низкую зарплату и колоссальную бумажную загруженность. А я считаю, что реформа образования превратила учителя в обслуживающий персонал. Законодательно утвержденное право запрета выгнать ребенка до 9-го класса из школы еще больше подкрепило уверенность таких третьеклассников и родителей в безнаказанности.

Сегодня все дети знают свои права: «меня нельзя оставить на второй год», «нельзя выгнать из школы», «нельзя на меня повышать голос». Но, к сожалению, практически ни один ребенок не ответит, какая на нем ответственность, когда он идет в школу.

Кто страдает больше всего в этой ситуации? Те, кто хочет учиться, те, кто верит еще в школу, те, кто еще соглашается идти туда работать, потому что безгранично любит детей и свою профессию.

Когда в последний раз вы слышали о том, что ученик, который вел себя подобным образом, публично извинился перед учителем? Последнее, что на слуху: только учительница из Морозовска, которая принесла извинения ученице и уволилась. Я не говорю, что она была права, но в современном обществе учителей никто не защищает. Сейчас их модно унизить, оскорбить и вышвырнуть на улицу. Развал всей системы образовательно-социальной работы с детьми в самом расцвете.

Нет, я не надеваю белое пальто, просто, пока в школе будут бояться воспитывать детей, потому что их за это накажут, мы с вами каждый раз будем шокированы новыми Гордеевыми, Шамсутдиновыми, Керчами, Казанями.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем