Бизнес Мария Иванова, пресс-атташе конгресс-отеля «Don-Plaza»: «В формате делового ужина решаются вопросы, которые не стоит обсуждать в офисе»

Мария Иванова, пресс-атташе конгресс-отеля «Don-Plaza»: «В формате делового ужина решаются вопросы, которые не стоит обсуждать в офисе»

Бизнес – это, в первую очередь, психология. Совместный ланч или ужин – отличная возможность лучше узнать партнера или клиента, которая к тому же экономит время. Где бы вы ни проводили переговоры и с кем бы ни встречались за деловым обедом – никогда не стоит забывать о правилах хорошего тона. Знание этикета не только поможет произвести на партнеров и коллег хорошее впечатление, но и позволит направить разговор в более серьезное русло. О том, как правильно вести себя за деловой трапезой, рассказала пресс-атташе конгресс-отеля «Don-Plaza» Мария Иванова.

– Как часто в Ростове бизнесмены решают свои деловые вопросы за столом?

– В преобладающем большинстве случаев. По нашему опыту гости не только приходят к взаимопониманию за трапезой, но и подписывают контракты прямо на месте. Для командировочных гостей преимущество в том, что все вопросы можно решать на одной площадке, не покидая пределы отеля, а для их местных партнеров в удобстве расположения и парковке.

Многие бизнесмены подтверждают, что в формате делового ужина решаются такие вопросы, которые вряд ли стоит обсуждать в офисе. Хотя бы потому, что ресторан, как правило, является нейтральной территорией – одинаково комфортной для обоих собеседников. Очень важно оговорить выбор места. Кроме того, выбор места способен многое сказать о человеке и его желании угодить партнеру (либо, наоборот, о концентрации на собственном комфорте).

У нас в последнее время все большим спросом пользуется формат бизнес-завтраков, когда в аудиторию приглашаются 20-30 гостей (часов в 10-11 дня) и параллельно с фуршетной линией проводят презентацию, мозговой штурм или экспертный совет.

– Как встречать деловых партнеров: за пустым столом или нужно что-то заказать?

– Если инициатором встречи являетесь вы, корректно будет появиться на месте заранее и заказать что-нибудь универсальное: чай, минеральную воду, ассорти из фруктов или овощей – чтобы стол не выглядел пустым, но в то же время оставлял выбор основного блюда собеседнику. Советую сразу выключить ваш мобильный телефон перед тем, как войти в обеденный зал ресторана! Разговаривать по телефону в то время, когда рядом находится другой собеседник, недопустимо. Еще более грубое нарушение – разговаривать во время еды.

Когда гость прибыл, нужно встать и сделать несколько шагов ему навстречу. Подчеркну – это касается деловых людей обоего пола, что противоречит старому правилу, согласно которому женщина может продолжать сидеть при появлении мужчины. В официальной обстановке это правило не действует. Если только дама не пришла на деловой обед в качестве супруги бизнесмена, что позволяет ей не вставать для приветствия – достаточно того, что встает ее супруг.

Затем – рукопожатие. Постарайтесь, чтобы ваше рукопожатие было крепким и энергичным, но в то же время не слишком сильным и затянутым. И ни в коем случае не целуйте женщине руку, оставьте этот галантный жест для романтического ужина. А вот помочь гостье сесть за стол, если это не сделал официант, ее деловому партнеру-мужчине вполне уместно. Сесть лучше друг напротив друга, причем, с места гостя должен открываться лучший обзор.

Важно, что первым заказ делает приглашающий, а приглашенный ориентируется на его выбор и подбирает что-то аналогичное по цене и количеству блюд. Не стоит начинать трапезу, пока блюда не принесут остальным.

– Какая существует классификация деловых встреч за столом и что можно заказывать для каждой из них?

– Между 12 и 15 часами происходит завтрак, и на него обычно приглашают исключительно мужчин. Гостям предлагают легкие закуски, минеральную воду, соки. За непринужденной беседой происходит знакомство. Через 10-15 минут гости идут к столу. Обычно в меню несколько холодных закусок, легкое блюдо, например, рыбное, мясное, по желанию гостей, десерт. Завтрак длится около часа и еще полчаса – за чашкой кофе или чая. Решение об окончании встречи принимает хозяин или старший по положению.

Обед в ресторане занимает не меньше часа, в отличие от легкого завтрака в кофейне. Если спешить некуда, лучше назначить встречу на вечер, между 19 и 21 часами, в этом случае можно выпить бокал красного или белого. В меню первое блюдо, несколько холодных и горячих закусок, мясное и рыбное блюда. Обычно обед завершают чашкой кофе или чая.

В 21 час и позднее начинается ужин. Меню практически такое же, как и в обед, но допустимо исключить первое блюдо и разнообразить выбор напитков. На обед-буфет со свободной рассадкой за столами по 4-6 человек, фуршет и коктейль без рассадки приглашают между 17 и 21 часами. Такой вид деловой трапезы нравится творческой интеллигенции, является отличным завершением презентации, переговорных процессов, конференций, семинаров, выставок. Гости сами выбирают еду на шведских столах. Опоздание не считается плохим тоном. Но уходить раньше второго часа после начала приема недопустимо.

Вообще, обсудить дела люди приходят на обеды, а к вечеру – расслабиться, отдохнуть от работы. Бизнес-ланчи используют на начальном этапе переговоров, знакомства, обсуждения проектов и на стадии принятия решения. Исходя из этого кофейни удобны для коротких встреч. Бизнесменам, у которых уже есть договоренности, проще выпить по чашке кофе и обсудить оставшиеся нюансы. Ресторан – для переговоров уровнем выше. Если два деловых человека не пришли к консенсусу, и им предстоит долгий разговор, совместная трапеза поможет, создав соответствующее настроение.

– Что не стоит заказывать?

– Конечно же, не стоит заказывать экзотические блюда. И вообще не стоит торопиться с выбором, не узнав о предпочтениях второй стороны. Следует исключить из меню блюда, сложные в употреблении. Например, устрицы или спагетти, а также острые блюда, деликатесы, такие как жареные тараканы или мясо редких животных.

И все же если вы столкнулись на деловом обеде с модной нынче пастой (или спагетти), то знайте: спагетти накручивают на вилку, а не цепляют, как куски мяса, и не поддевают снизу, как гарнир. При этом обходятся одной лишь вилкой, не прибегая к помощи ножа. Запрещаются втягивающие звуки, а вот свисающая изо рта паста – явление вполне нормальное и естественное, поэтому не считается плохим тоном.

А вообще, хочу отметить, что деловой обед «единственное блюдо» сейчас очень популярен и удобен тем, что можно угадать с предпочтениями партнера или партнеров и расположить собеседников к себе. Например, пригласить на суши, блины, шашлыки, морепродукты и так далее.

– На какие правила дресс-кода и этикета стоит обратить внимание ростовским бизнесменам?

– О дне и времени встречи принято договариваться заранее, чтобы у принимающей стороны была возможность зарезервировать столик и согласовать меню. К беседе готовятся до встречи, даже если она проходит за чашкой кофе. Инициативу в разговоре берет на себя хозяин. Если в помещении стоит мягкая мебель, гостя сажают на диван, а хозяин располагается в кресле слева от дивана, чтобы гость был по правую руку.

Во время встречи допустимо вручить гостю или гостям памятные подарки, сувениры. Чтобы напомнить о заключенных договоренностях, подарки отправляют с курьером на следующий день.

Существуют определенные требования и к внешнему виду. На завтрак, коктейль и другие приемы до 20:00 мужчины надевают костюм неяркого цвета. Смокинг или фрак только согласно приглашению «black и white tie». Кстати, лакированные туфли уместны только к смокингу. Рубашки нужно выбирать нейтральных цветов и с однотонным галстуком. Отвлекают внимание цветные рубашки, а черные галстуки – в большинстве стран мира знак траура. Требования к обуви не столь строгие – главное, чтобы это были туфли, но не сандалии. Носки – в тон или на тон светлее брюк.

На деловые обеды женщины выбирают одежду простого покроя и неброских тонов: платья умеренной длины, костюмы, включая брючные. Туфли надевают на удобном каблуке, но не спортивные и на каучуковой или резиновой подошве. Не следует надевать много броских ювелирных украшений. Беспроигрышный вариант − короткое платье строгого фасона, закрытое или со скромным вырезом и короткими, ¾ или длинными рукавами в зависимости от времени года. Сарафаны на тонких лямках или открытое декольте без рукавов и лямок – дурной тон. Обращаю внимание, что колготки обязательны в деловой сфере даже летом. Обувь женщинам стоит выбирать с закрытым носом либо отдать предпочтение туфлям-лодочкам.

Важно обращать внимание на цвет одежды, дорогие натуральные ткани, аксессуары: фирменный ежедневник или блокнот, ручка, часы, портфель или сумка. Не предусмотрев нюансы, вы рискуете понизить статус перед собеседником и не сумеете достигнуть цели встречи. Не забудьте о гигиене: ухоженные ногти, начищенная обувь, идеальные прическа, макияж и так далее.

– Как нужно вести себя за столом, что бы произвести положительное впечатление?

– Сидеть нужно прямо, не наваливаться на стол и не опираться на локти. Не нужно обсуждать за столом диеты и проблемы со здоровьем, некачественную еду и плохой сервис. Любая деловая беседа начинается со светского разговора о погоде, достопримечательностях или даже детях. Не нужно громко звать официанта. Вместо этого постарайтесь встретиться с ним глазами и слегка кивнуть, подзывая к себе.

Большинство мужчин привыкли стучать ножом или вилкой по своему бокалу, чтобы привлечь внимание всех сидящих за столом – это дурной тон.Откажитесь и от легкого покашливания. Если вы хотите, чтобы все обратили на вас внимание, просто приподнимите бокал над столом и выдержите паузу. Уверяю вас, культурные и воспитанные люди все поймут. Или просто предложите выпить за успешное заключение сделки, скорейшее урегулирование всех деталей или процветание обеих фирм.

– А как следует есть и правильно пользоваться столовыми приборами?

– По европейской традиции нож держат в правой руке, вилку – в левой. По американской – вилку перекладывают из левой в правую руку, после того как мясо нарезано кусочками. Но в любом случае, держа в руках столовые приборы, не оттопыривайте в сторону мизинец. Если вы хотите, что бы переговоры прошли успешно – не жестикулируйте со столовыми приборами в руках. Если вы не пользуетесь ножом и вилкой, опустите руки на колени. Можно правую руку положить на колени, а левую – на стол. Иногда , между подачей блюд, можно поставить локти на стол, но не во время еды.

Много неловких ситуаций возникает с первыми блюдами. Поэтому хочу посоветовать не набирать полную ложку супа. Зачерпните ложкой немного жидкости, поднесите ее ко рту и если суп очень горячий – слегка подуйте, а затем тихонько отпейте с края ложки. Когда едите первое, наклоняйте тарелку не к себе, а от себя. Это не даст вам разлить суп на колени или рубашку.

Если вы разлили что-то на стол или облили кого-то, аккуратно воспользуйтесь салфеткой. Не помогайте «жертвам» – они сами решат, как им справиться с пятнами. Предложите оплатить стирку или чистку. Разбив что-либо, сообщите об этом официанту. Если такое случилось у кого-либо в доме, скажите хозяину и предложите возместить ущерб.

Салфетки разворачивают и кладут на колени. Заправлять салфетку за воротник, между пуговиц рубашки или за пояс брюк – дурной тон для мужчины. После использования салфетку кладут не сворачивая слева от столового прибора. Не делайте «раскопок» во рту с помощью зубочисток, ногтей или салфеток. Удалить пищу изо рта пищу можно в ванной комнате. Здесь же женщины могут поправить макияж и прическу, но ни в коем случае не доставайте расческу и косметику сидя за столом. И еще один важный нюанс, старайтесь не оставлять следы помады или пищи на бокале.Поэтому каждый раз перед тем, как отпить, промокните губы салфеткой.

– Что говорят правила этикета о завершении трапезы?

– Использованные приборы не кладут на скатерть, для этого есть тарелка, из которой вы только что ели. Во время перерыва между блюдами приборы кладут крест-накрест: нож острием влево, вилку – выпуклой частью вверх так, чтобы ручка ножа была расположена, как стрелка часов, указывающая на цифру 5, а ручка вилки – на цифру 7, место скрещения должно приходиться на зубцы вилки и верхнюю часть ножа. Не возбраняется положить приборы ручкой на стол, а рабочей стороной – на тарелку. По окончании еды их кладут на середину тарелки параллельно друг другу, чтобы ручки показывали на пять часов, лезвие ножа смотрело влево, а вилка зубцами вверх. Не стоит продолжать еду после того, как принимающая сторона закончила прием пищи.

Десертные ложку и вилку тоже кладут параллельно друг другу. Когда десерт подан в вазочке на высокой ножке или в глубокой вазочке на подставной тарелке, прибор помещают на эту тарелку. Если вазочка мелкая и широкая, ложку можно оставить в ней либо положить на тарелку.

Счет оплачивает, как правило, тот, кто первым предложил встретиться, либо занимающий более высокое положение. Чтобы не ставить гостей в неловкое положение в силу обстоятельств, можно заранее предложить расплатиться каждому по своему чеку. Если на деловой обед приглашает женщина, приглашенный мужчина может сам выбрать ресторан и решить, будет ли он сам оплачивать счет. После делового обеда принято, по меньшей мере, поблагодарить пригласившего. Более уместной, однако, будет благодарственная записка, хотя этим элементом в деловых отношениях часто пренебрегают.

Фото: Фото предоставлено собеседником 161.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем