Вымогают ли гаишники взятки? После серии массовых задержаний и увольнений в донском УГИБДД корреспондент 161.RU Сабина Бондарь спросила у водителей на трассе М-4, страдали ли они от поборов в Ростовской области и какие проблемы вообще мешают путешествовать по стране.
Тише едешь — меньше должен…
На Самарском шоссе в Батайске немноголюдно июньским днем. Продавцы запчастей на рынке «Орел» терпеливо ждут покупателей, прячась от летней жары. «О чем чаще всего говорят приезжающие водители?» Торговцы отвечают, что жалуются на цены и дороговизну проезда по трассе М-4 в Ростовской области.
На вопросы о коррупции продавцы мотают головой: мол, кто о таком расскажет.
— Я считаю, что всё зависит от водителя. Он сам должен соблюдать правила дорожного движения. А потом уже требовать от кого-то что-то, — говорит загорелый мужичок, торгующий шинами и покрышками.
— В целом вам водители в сердцах жаловались на что-то?
— В основном все озабочены либо дорогой, либо делами. Водители говорят о поднятии цен, потому что всё поднялось у нас в стране. Волнуют прежде всего цены на солярку, запчасти, топливо.
В диалог вступает его сосед, который до этого только слушал.
— Прямо такого нет. Никто не говорит [о коррупции].
— А как считаете, что нужно изменить, чтобы улучшить организацию дорожного движения?
— Нужно вернуть тоталитаризм.
— Вы думаете, тогда будет порядок?
— Да, раньше же был порядок. Меня ни разу не останавливали, к примеру. Я не могу сказать, насколько сотрудники ГАИ качественно работают, но, думаю, терпимо.
К рынку подъезжают огромные большегрузы. Дальнобойщики медленно паркуются, выпрыгивают из машин и разбредаются по рынку. Кто-то ищет масло, другие спрашивают, работает ли шиномонтаж.
— У вас есть жалобы на работу донской автоинспекции? — спрашиваю у одного из водителей. — Может, есть пожелания, как улучшить работу на трассе?
— Жалобы в основном у меня на то, что сотрудники ГАИ ставят треногу с камерой, и попадаешь, если не знаешь.
— Попадали ли вы в ситуации, когда сотрудники Госавтоинспекции незаконно останавливали и требовали платить штраф?
— Нет. Такого никогда не было. Не было таких проблем. Я каждый день езжу по трассе М-4 «Дон» и такого не встречал, вот честно.
— Как вы оцениваете качество работы сотрудников ГАИ на трассе?
— Нормально. Очень хорошо. Всё в рамках закона.
Примечательно, что все первые опрошенные водители живут и работают в Ростовской области. Кто-то перешептывается, мол, кто вам правду скажет, другие просто улыбаются.
«Со времен СССР борются с поборами»
Водитель стоящего поодаль большегруза бережно переворачивает омлет на маленькой сковородке. Электроплита установлена на переднем сиденье. Завидев журналистов, мужчина поворачивается и с улыбкой отвечает.
— С поборами и коррупцией вроде ни разу не сталкивался.
— Вы не нарушаете правила дорожного движения?
— Нет, а кто их нарушает?
— Если бы произошло нарушение с вашей стороны, вы бы делали всё по закону?
— Я думаю, что просто нужно избегать таких ситуаций.
Дальнобойщик с укором замечает, что вопросы каверзные, но поговорить о других проблемах на трассе охотно соглашается.
— Я бы хотел, чтобы просто поменьше платных дорог было. Мы и так сильно много платим. Вот если я сейчас до Краснодара поеду, то 700 рублей выйдет. Дорого. Теперь представьте, мы ездим каждый день. Как-то так…
Водитель рядом стоящей фуры что-то ремонтирует, сидя на корточках. Как и его сосед, мужчина прибыл в Ростовскую область из другого региона.
— Бывают ли поборы на трассе со стороны сотрудников ГАИ?
— Бывают. Нечасто, но бывают. Со времен Советского Союза пытаются побороться и вот до сих пор борются с коррупцией. Что-то ничего не получается.
— А чаще всего это на М-4 происходит или на других трассах?
— Да везде.
— Что изменить в организации дорожного движения, чтобы все были довольны?
— Сократить штат [ГИБДД], — резюмирует водитель, вытирая грязные от масла руки.
Дальнобойщиков у рынка становится всё больше. Рыжеватого водителя с борсеткой вопросы о коррупции нисколько не смущают. Но житель Московской области откровенно говорит, что больше всего его раздражают платные дороги, а не коррумпированные сотрудники госавтоинспекции.
— На «платках» нет [остановочных] карманов бесплатных. Они все говорят, заезжайте на стоянки, а ни карманов, ни туалетов бесплатных, ничего нет. Ну и, конечно, мало проездов, где оплата производится.
— Не было такого, чтобы сами сотрудники ГАИ незаконно требовали поборы?
— Вы сами понимаете прекрасно, что поборы есть, и все это видят. Тому, кому надо, тоже всё это видят. Так что тут… Каждый живет так, как может, и выживает. Больших поборов нет… А так, чтобы беспредел какой-то — конечно, нет такого беспредела.
Слегка задумавшись, он закрывает машину и продолжает.
— И, опять же, поборы осуществляются когда? Если ты нарушаешь, то с тебя поборы и собирают. Если едет с перегрузом человек, он же понимает, что он взял перегруз, и в любом случае уже нарушил. Он надеется на то, что он даст денежку и проедет дальше, — подытоживает мужчина. — Я сам житель Московской области и постоянно по работе еду сюда — в эту сторону. В Московской области постов практически нет. Там везде «платки». На платных дорогах практически никого нет. Если тебя останавливают, то останавливают конкретно за какое-то нарушение.
Июньское солнце ведет всех в ближайшее кафе, но пообщаться с шоферами внутри нам не дают. В соседнем магазине из дальней комнаты неожиданно выходит небольшого роста мужичок в годах. Спрашиваем, о чем говорят водители. Мужчина перебивает со словами, что сам полжизни провел за рулем и менять что-то на дорогах уже поздно.
— Всё нормально вроде. Что тут менять? (улыбается). Дороги хорошие. Что сейчас водителям жаловаться? На камеры надо жаловаться, а сотрудники ГАИ — это такое.
— Вы как водитель со стажем насколько оцениваете работу ГАИ на трассе?
— Тьфу-тьфу-тьфу, сто лет не останавливали. Честно. Я каждый день тоже сам езжу по трассе. Ну в основном камеры — это проблемы. Вот я в Ростов поехал до ж/д вокзала — искал, искал там место, припарковался. На следующий день приходит штраф. Оказывается стоянка запрещена. Вроде проезжал, знаков не видел, — с горечью вспомнил мужчина и показал в сторону Ростова.
— Я тут сотрудников ГАИ и не встречал как-то. Ну вот тут точно не видел, — говорит позитивный водитель легковой машины. — Вот быстро бы сделали дороги, а то в Ростов въезжаешь и стоишь по полчаса — ни въехать, ни выехать. Очень ждем, когда это всё закончится. Так уже это надоело — долго что-то дорожники там ремонтируют.
Будто резюмируя ответы всех предыдущих респондентов, мужчина с улыбкой отвечает на вопрос: «Что же нужно изменить в организации дорожного движения, чтобы не было коррупции и водители ездили спокойно по нашей необъятной?»
— Хочу порекомендовать [сотрудникам ГИБДД] просто быть людьми. Оставаться просто людьми, и всё будет хорошо.
Вместо P. S.
О коррупционной схеме, участниками которой в Ростовской области стали сотрудники ДПС, стало известно в апреле этого года. На Дону прошли массовые задержания сотрудников ГИБДД по подозрению в поборах на дорогах. По факту массового взяточничества были заведены уголовные дела. Уже в мае донских автоинспекторов обвинили в новых фактах коррупции. Командир подчиненного властям ДНР батальона «Восток» Александр Ходаковский обвинил дорожных полицейских из Ростовской области во взяточничестве. Командир «Востока» не думал, что после обнародования информации силовики начнут проверку. В начале июня командира 1-й роты ГИБДД, капитана полиции Константина Волкова уволили за организацию поборов у водителей на трассе М-4 «Дон» в Аксайском районе. По словам нашего источника, Волков был лишь звеном в коррупционной цепочке: он передавал деньги вышестоящему руководству (имена пока не называются).