Обещанного ждут три года, а то и десятилетиями. Но если быстрая прибыль очевидна, чиновники готовы ускориться. Журналист 161.RU Марина Гаричян вспоминает о громких обещаниях и проектах, которые появились в 2023-м или остались фантазиями.
Защищать «старую рухлядь» невыгодно
Обещание установить до конца года объединенную зону охраны объектов культурного наследия в Ростове-на-Дону выполнили, нарвавшись на жесткую критику градозащитников. Василий Голубев в конце декабря подписал постановление, в котором защиты лишены десятки кварталов в Нахичевани и допускается снос ценных зданий без статуса памятников — при условии воссоздания облика в будущем. Архитекторы и активисты уверены, что сносов в Ростове станет в разы больше.
В охранную зону не попали более тысячи исторических домов, которые считаются потенциально ценными. Своеобразный новогодний «подарок» для старого Ростова, который больше учитывает интересы застройщиков. По новому документу, набережную, парки Революции и Черевичкина потенциально могут застроить: там разрешили здания до 10 метров. Не помогли ни обращение в прокуратуру, ни многочисленные выступления общественников, которые требовали доработать документ.
Сити-менеджер Алексей Логвиненко пару лет назад назвал «старой рухлядью» дореволюционные дома, на защиту или восстановление которых у чиновников не хватало сил, денег, времени и желания. Внимания господина Логвиненко они удостоились в первую очередь как объекты, которые можно снести и отдать под застройку.
Проект объединенной зоны охраны от нижегородской компании «Аграф» оправдывала зампредседателя Законодательного собрания — глава комитета по культуре и образованию Светлана Мананкина. Она заявляла, что «застройщики сейчас в относительно замороженном состоянии, потому что если земельный участок находится в зоне примыкания к каким-то ОКН с неустановленными регламентами, то их либо нужно разрабатывать самостоятельно, либо необходимо ждать, пока появятся общие правила объединенной зоны охраны».
Чтобы не затруднять жизнь застройщикам, власти приняли регламенты, угрожающие историческому архитектурному полотну Ростова, чудом еще сохранившемуся при нынешней градоразрушительной политике.
Сломанные транспортные приоритеты
С завидным упорством не отказываются власти Ростова от канатной дороги на Левый берег, проект которой завис в доработке — инвестор еще не предоставил скорректированную документацию. Планируется, что протяженность канатной дороги составит 2 километра и она соединит четыре станции: начнется с Театрального спуска, пройдет через Зеленый остров и закончится у Левобережной улицы восточнее стадиона «Ростов Арена».
Проект канатки появился в генплане Ростова-на-Дону еще 16 лет назад.
От подземного метро хоть и (вроде бы) отказались, но задел на будущее оставили — видимо, на случай, если в городе наступит настолько благодатная ситуация, что метро останется единственным поводом потратить много денег. До 2035 года ждать строительства точно не стоит: в программе комплексного развития Ростова-на-Дону таких движений не предусмотрено. При этом в действующем Генеральном плане «на всякий пожарный» остаются пять линий метрополитена: Запад — Северо-восток, Север — Юг, Восток — Северо-запад, Ростов-Главный — Сельмаш, Полукольцевая.
В гордуме объясняли, что метро не убирают из генплана, чтобы «оставить возможность построить его в будущем и уберечь земли от застройки домами». Последнее в контексте ростовского тренда на огромные ЖК звучит немного издевательски.
Во имя новых многоэтажек и фантомного избавления от пробок на Суворовский начали расширять улицу Вавилова. Ради этого власти через суды выкупают у собственников десятки участков, попавших в зону реконструкции. В первый же день «переделка» усугубила положение на дорогах: водители провели в заторах несколько часов. Прочувствовать все прелести реконструкции ростовчанам еще только предстоит.
В июне открыли обещанный 65-километровый восточный обход Аксая — принципиальный для Василия Голубева дорожный проект, платный участок М-4, который по удивительной традиции и для украшения отчетов сдали «с опережением графика» на 18 месяцев. Движение в режиме видеоконференции запустил президент.
«Разрешаю», — сказал по видеосвязи на открытии Владимир Путин.
«Поехали!» — добавил вице-премьер Марат Хуснуллин.
Новая магистраль представляет комплекс сооружений: пять мостов, восемь путепроводов, три развязки. Трасса М-4 там расширена до шести полос. Чиновники объявили, что «существенно возросла пропускная способность участка», да и ездить якобы стало безопаснее. Спустя месяц после открытия мы узнавали, какое мнение сложилось о трассе у дальнобойщиков и чем появление скоростного участка обернулось для заведений, расположенных вдоль старого шоссе.
Обещанные школы в режиме ожидания
Анонсированную как самую большую школу юга России на «Привозе» успели сдать к новому учебному году, и 1 сентября 2023-го там прошла первая линейка. Учреждение для 1650 учеников в смене обошлось почти в 2 миллиарда рублей. В начинке, кроме стандартных кабинетов, есть лаборатории по спутникостроению, классы робототехники, а еще в школе предусмотрены уроки по управлению беспилотниками.
Решать проблему с нехваткой мест в школах наивно пытаются с помощью модульных корпусов — второй такой открыли в Суворовском, чтобы пока единственная школа жилмассива смогла принять всех детей 1 сентября. Почти 800 первоклассников распределили на 25 классов — от «А» до «Щ». А в Левенцовке учебный год начался в 115-й школе — первые классы, которых там 11, «раздулись» вплоть до 39 человек. В апреле школа оказалась в центре конфликта: в первый день набора первоклассников все места раздали льготникам и предложили жителям окрестных домов возить детей в соседние районы.
В конце декабря в Левенцовке завершили строительство школы на 1,1 тысячи мест более чем за миллиард рублей. Правительство обещает, что «в ближайшее время» там же будет сдана еще одна школа на 1275 учеников. Вместе с тем, Левенцовка, как и Суворовский, продолжает активно застраиваться многоэтажками, и едва ли новые учебные заведения смогут закрыть острый вопрос с дефицитом мест для школьников.