RU161
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+14°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

0 м/c,

755мм 72%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,12
EUR 98,31
Город Исчезающий Ростов В интересах застройщиков: документ, призванный защитить старый Ростов, переписали в последний момент

В интересах застройщиков: документ, призванный защитить старый Ростов, переписали в последний момент

Как утверждают градозащитники, более тысячи домов остались без защиты

Градозащитники считают, что без защиты останутся около тысячи домов

Участники движений градозащитников «МойФасад» и «Несносный город» пишут заявления в прокуратуру, Правительство России и лично Валентине Матвиенко, требуя не допустить принятия проекта Объединенной охранной зоны Ростова — документа, который должен защитить историческую архитектуру, но, по мнению активистов, только развяжет руки застройщикам. Разбираем, какие вопросы есть к проекту.

Проект ООЗ для города разработала компания «Аграф». Эксперты признали историческую ценность 682 старых зданий, которые до сих пор не признаны объектами культурного наследия. Но большая часть дореволюционной архитектуры осталась без защиты.

Вопросы по зоне

По данным градозащитников, Ростов входит в четверку городов России по количеству сохранившихся дореволюционных домов. Таких около 2500, но только пятая часть защищена статусом объекта культурного наследия. Объединенная охранная зона в утверждаемом варианте, как считают они, не только не поможет, а отбросит назад.

— Эта зона определит развитие города как минимум на пару десятилетий вперед. В идеальном мире зона охраны должна помогать сохранять исторический центр, но в нынешнем варианте это разрешение его застройки, — считает краевед Геннадий Крольман, входящий в объединение «МойФасад».

К проекту Объединенной зоны охраны, который 25 декабря одобрило правительство, у городских активистов и архитекторов есть немало вопросов.

Первый: разрешение строить рядом с объектами культурного наследия. Поэтому общественники уверены, что теперь рядом с историческими зданиями продолжат появляться высотные новоделы, строительство которых вредит старому фонду.

Второй: не включение в зону охраны десятков малоэтажных кварталов Нахичевани в частности и в целом 1033 потенциально ценных исторических домов, которые были в списках, переданных разработчикам документа, но оказались проигнорированы в финальной версии документа.

— В этих кварталах сохраняется пара сотен дореволюционных особняков и доходных домов конца XIX века, начала XX века. Это решение приведет к их постепенной застройке высотными ЖК и уничтожит как характер малоэтажной застройки, нуждающийся в охране, так и историческую среду, — комментирует ситуацию ростовский архитектор Александр Ломтев.

— В прошлых проектах в Нахичевани хоть как-то старались ограничить строительство. В новой версии зоны этого нет, — добавляет Крольман. — Из нее же почему-то исчез пустырь в самом начале Большой Садовой. Теперь там можно построить несколько 20-этажек и убить панораму главной улицы города.

Третий: возможность сносить аварийные здания, даже если те получили статус исторически ценного объекта. Новый документ позволит не реставрировать такие объекты, а демонтировать и заменять на копии с воссозданием исходного облика.

Четвертый: появление возможности строить на Пушкинской, набережной, в некоторых парках. По мнению общественников, это выгодно тем, кто захочет разместить там рестораны или кафе.

— Такие здания по проекту не должны нарушать восприятия объектов культурного наследия, — говорит Крольман, — но там даже не указано, какого именно восприятия: вкусового, слухового, зрительного? В документе этого нет, и это уже говорит о его уровне.

По словам краеведа, среди зданий, в которых разработчики из «Аграфа» не увидели ценности, — дома советской писательницы Веры Пановой, актера Александра Кайдановского, первой леди Израиля Веры Кацман и архитектора Льва Эберга.

«В нынешней зоне охраны эти здания можно снести и построить на их месте новостройку до 15 метров и 5 этажей высотой»

В этом доме жила первая леди Израиля Вера Кацман

Ценность была и исчезла

По словам общественников, еще весной разработчики считали ценными больше зданий. Но после корректировки проекта часть исчезла из списка. Крольман считает, что нынешний вариант больше отвечает интересам застройщиков, а не города.

— Проблема даже не количество непризнанной ценной исторической застройки и не высотность зон в центре Ростова и Нахичевани. Проблема — подход к разработке проекта как минимум со стороны его заказчика «Донского наследия» и администрации Ростова. Вместо сохранения исторической застройки — интересы застройщиков в ущерб интересам города, — отметил Крольман во время пресс-конференции.

В некоторых местах изменилась и разрешенная высотность застройки.

Участники движений отмечают, что весной «Аграф», изучая Ростов, накрыл его центр тремя зонами с максимальными ограничениями на строительство — до 9, 12 и 18 метров. То есть примерно 3, 4 и 6 этажей в высоту. Несмотря на все проблемы той версии, она защитила бы большую часть старого Ростова. Она же показала, что разработчики, кажется, увидели ценность нашего исторического центра.

— Но потом что-то случилось, кто-то внес свои предложения, и, согласно этим предложениям, у нас появилась текущая версия, — утверждает Крольман.

1 из 2

— Проект критически нуждается в корректировке, сейчас он представляет документ с необоснованными решениями и большим количеством формулировок, содержащих правовую неопределенность, которая не дает возможность однозначно трактовать условия для проектирования зданий в историческом центре, — считает архитектор Ломтев.

В качестве положительного примера Крольман привел Краснодар, где власти бережно относятся к историческим кварталам города. Там, например, нельзя строить выше 2–4 этажей. По словам краеведа, в соседнем городе есть даже специальная методичка, в которой говорится, как нужно строить в старинных кварталах.

22 декабря участники общественных движений «МойФасад», «Несносный город», «Городской патруль» и объединения «ГорЛесНадзор» подписались под заявлением в прокуратуру против главы комитета по охране памятников региона Ивана Грунского. У них к нему было несколько вопросов. Один из них напрямую касался охранной зоны.

В правительстве Ростовской области рассказали редакции 161.RU, что решение об утверждении проекта охранной зоны уже принято. Документ отправили на подпись к губернатору.

25 декабря градозащитники написали обращение на имя Валентины Матвиенко, Вячеслава Володина, Михаила Мишустина и Игоря Краснова.

Что может исчезнуть?

Градозащитники отмечают, что опасность угрожает тысяче исторических домов. Вместе с Геннадием Крольманом мы прогулялись по центру и Нахичевани, чтобы посмотреть, как выглядят здания, которые решено не защищать.

— На фотографиях — часть зданий из той тысячи домов, которым «Аграф» отказал в ценности. Некоторые из них присутствовали как ценная застройка в прошлых зонах охраны, отдельные достойны статуса памятника архитектуры, которого у них почему-то нет. Именно такие особняки и старые дома и составляют облик исторического центра города. На месте их можно будет строить новостройки в 5–8 этажей высотой, уничтожая настоящую историю города.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем