RU161
Погода

Сейчас+27°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+27°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +22

9 м/c,

ю-в.

752мм 39%
Подробнее
7 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Здоровье Всё о коронавирусе интервью Когда Россия победит коронавирус и чего ждать ростовчанам? Прогноз иммунолога на 2022 год

Когда Россия победит коронавирус и чего ждать ростовчанам? Прогноз иммунолога на 2022 год

Николай Крючков рассуждает о том, сколько продлится пандемия

О завершении коронавирусной пандемии говорить рано

Почти два года длится пандемия COVID-19. Коронавирус адаптируется, меняется, вакцины приходится модернизировать под новые штаммы. Когда появится возможность вернуться к привычной жизни, корреспонденту 161.RU Сабине Бондарь рассказал доцент Московского государственного медицинского университета имени Сеченова, иммунолог Николай Крючков.

— Главный вопрос: когда закончится коронавирусная инфекция?

— Во второй половине января в 2022 году будет обострение ситуации — наступление «омикрон»-волны. Будет значительный, лавинообразный рост заболеваемости, который, однако, не в полной мере отразится в официальной статистике. Будет рост госпитализаций, который также будут стараться сдерживать в цифрах, но тем не менее он будет очень заметен. По смертям будет либо так же, как в «дельта-волне», либо еще больше. Такая увеличенная заразность будет давать значительно большее количество случаев смертей от ковида.

Все эти факторы плюс популяция, понятное дело, сложатся, и какой будет итог, пока непонятно. Такое же количество получим либо, скорее всего, большее количество смертей.

«Будет глобальная стабилизация, но не победа над коронавирусом в целом»

Надо будет продолжать активные усилия для того, чтобы ситуация оставалась более-менее сбалансированной, но при этом надо понимать, что [не будет] никакого уровня сезонных ОРВИ. Коронавирус ни в этом, ни в следующем году на этот уровень не опустится. Это по-прежнему будет высокопатогенная инфекция.

— На ваш взгляд, будет ли сезонный спад?

— Быстрого спада я не жду. Это будет довольно длинный спад заболеваемости, который к концу мая будет достаточно заметен: «хвост» начнет уходить. Если действительно такое массовое заражение будет происходить, то, скорее всего, к концу весны — началу лета произойдет уже фундаментальная стабилизация с ситуацией ковида в России. Это не значит, что пандемия уйдет. Это значит, что соотношение заболевших и умерших будет более благоприятным, чем было до этого. Количество умирающих резко уменьшится по отношению к тому же количеству зараженных, даже в сравнении с этой «омикрон»-волной.

Продолжать вакцинацию придется

Конечно, это будет далеко не уровень ОРВИ сезонного. Потому что если брать тот же сезонный грипп, например, то его летальность составляет где-то 0,12%–0,17%. При этом выявляются именно клинически проявленные случаи. Что касается, например, изначально коронавирусной инфекции, то там оценивалось от выявленных случаев на уровне 2–3%, если не больше.

— В конце декабря прошлого года уровень заболеваемости в Ростовской области снизился. Связано ли это с сезонностью или больше с этапами вакцинации?

— Сейчас, конечно, патогенность сильно снизилась в разы не только в Ростовской области, но и в целом по России. На уровне госпитализаций снизилась в два раза, попадания в реанимации — в три, а по уровню смертности, наверное, больше, чем в три раза. Летальность с «омикроном» снизилась, но при этом сильно увеличилась его заразность. К примеру, сезонный грипп имеет базовое репродуктивное число 1,6, то есть в среднем за свое заболевание без нужных мер каждый зараженный заражает еще 1,6 человека. А для «омикрона» мое оценочное значение, точного нет — это ближе к 11. Даже если мы придем к летальности такой же, как у сезонного гриппа 0,12%–0,17%, (а сейчас далеко до этого «омикрону»), то даже в этом случае это будет более опасное заболевание.

«Это связано с его более высокой заразностью, чем сезонного гриппа. Поэтому сейчас ни о каком окончании пандемии речи не идет»

— В 2022 году мы сможем взять под контроль коронавирусную инфекцию?

— В этом году будет идти речь о значительном переходе в стадию управляемости эпидемии. Но дело в том, что если в последующие сезоны ничего не делать, коронавирус может активизироваться. А иммунитет-то пропадает со временем, если мы вакцинацию прекратим полностью или темпы ревакцинации не увеличим, то у нас будет иммунная утечка из популяции в популяцию. Соответственно, мы увидим со временем через один сезон, что у нас опять летальность и патогенность вырастет. То это не победа.

С коронавирусом станут бороться более эффективно

И всё же осенний сезон будет заметно легче в 2022 году. Это значительно облегчит многие вещи, возможно, что дальше будет поиск более эффективных механизмов вакцинации и ревакцинации, когда, например, комбинироваться будут существующие препараты. Может быть, будут их новые варианты, с учетом «омикрон-линии» адаптированные, плюс интраназальные вакцины, плюс вакцины, которые стимулируют долгосрочный клеточный иммунитет. Вот эта комбинация даст возможность закрепить коллективный иммунитет, если люди будут активно вакцинироваться. Здесь, конечно, вопрос больше не медицинский, а социально-политический и местами психологический.

— Насколько часты могут быть вспышки заболеваемости в этом году?

— Смысл в том, что мы в этом году увидим очень длинный «хвост» этой пандемии, не волны. То есть в дальнейшем очень будут заметны резкие всплески заболеваемости вроде бы на фоне более-менее сезонных трендов. Сезонный тренд, как при ОРВИ, будет приобретен. Он будет гораздо более выражен, чем сейчас.

«Летом будет резкий спад, естественный, но потом также будет неожиданный резкий всплеск заболеваемости»

Когда вдруг в течение месяца больницы окажутся переполненными. Да, естественно, мы будем это видеть заранее, это будет управляемо и мы будем к этому подготовлены. Соответственно, единственный выход из этой истории — либо смириться на какое-то время, скорее всего, ближайшие три года, либо провести мощную вакцинационную и ревакцинационную кампанию в стране и на длительный срок забыть об этой истории.

— Будут ли появляться новые штаммы в 2022 году и насколько они будут опасными?

— Новые штаммы будут появляться. Тут важно, чтобы их свойства кардинально, эволюционно отличались в более благоприятную для вируса сторону. Я не жду большого роста заразности, поскольку надо понимать, что есть эволюционный предел, и он не бесконечен.

Я думал, что «дельта» уже близка к пределам. Я прогнозировал где-то 10–10,5% заразности, но у нее было 8%. А вот у «омикрона» сейчас как раз где-то 11% и есть, и это произошло быстрее, чем я рассчитывал. Ну это и закономерно, поскольку происходит ускорение всех процессов: чем ближе пандемия к кульминации, тем быстрее события развиваются. Сейчас мы видим, что по заразности она близка к пределам. 14–15% заразности уже точно не будет. Скорее всего, будет реальное популяционное снижение патогенности. Она будет продолжаться, но не так быстро, как некоторые коллеги думают, что коронавирус станет таким добрым и не будет вызывать смерти.

Ревакцинации станут чаще, уверен иммунолог

— Когда вакцина перестанет быть нужна или ревакцинироваться будем снова каждые 6 месяцев?

— Каждый последующий штамм будет лучше «работать» с теми людьми, кто ранее переболел и ранее провакцинировался. В процессе коронавирусной эволюции, скорее всего, сроки в 6 месяцев уже не будут подходить для ревакцинации. 4–5 месяцев будут оптимальными. Этот срок будет оптимальным для ревакцинации и после легкого течения болезни. После среднетяжелого и тяжелого срок будет длительнее, конечно.

— Нужно ли всё же вакцинировать подростков? Будут ли дети восприимчивы к новым штаммам?

— Дети уже больше подвержены — это естественный эффект. Это связано не только с тем, что вирусная нагрузка увеличилась, так как количество выделяемого вируса за единицу времени из верхних дыхательных путей сильно выросло. Соответственно теперь дети будут чаще заражаться при том, что они менее восприимчивы, чем взрослые. Кроме того, они не вакцинированы.

«Успеха у обязательной детской вакцинации в России не будет. Я это мнение поддерживаю, исходя не из медицинских факторов, а из социально-политических»

Обязательную вакцинацию для взрослого населения в нашей стране я поддерживаю и настаиваю.

Надо понимать, что эта детская вакцинация важна больше для тех стран, которые хорошо и активно вакцинировали взрослых и теперь им надо добрать до иммунитета более мощного. Нам не до этого абсолютно, поэтому я считаю, что не надо этого делать. Но если брать добровольную вакцинацию детей, то 20–25% подростков будут вакцинированы, а детей более младшего возраста — еще меньше.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем