Всего десять лет назад доллар можно было купить почти по 30 рублей. Втрое дешевле, чем сегодня, когда официальный биржевой курс пробил отметку в 100. Каким был Ростов в последний год перед Крымом, санкциями и началом обесценивания национальной валюты? Предлагаем ненадолго перенестись в 2013 год.
Земфира* больше не приедет в Ростов
В 2013 году певица Земфира, тогда еще не признанная иностранным агентом, во второй раз оказалась в рейтинге «Ста самых влиятельных женщин в России». И, наверное, заслуженно — раз перед октябрьским концертом в Ростове вопрос о выступлении решал сам губернатор Василий Голубев. Впрочем, исполнительница всё равно осталась недовольна ростовской публикой. В песню «Ариведерчи» она вставила строку «Я больше никогда не вернусь в Ростов» и ушла со сцены. Обещание сбылось.
Впрочем, скучать без Земфиры тогда и не подумали бы. Ведь в том декабре в Ростов собралась группа 30 Seconds to Mars. Купить билет можно было за 2,5 тысячи рублей, то есть примерно за 66 долларов по курсу 2013 года. Сейчас такой билет обошелся бы в 7 тысяч рублей, вот только «Марсы» больше не ездят в Россию.
На экранах ростовских кинотеатров в том году — Леонардо ДиКаприо в «Волке с Уолл-Стрит» (18+) и «Великом Гэтсби», вторая часть «Хоббита» Питера Джексона, контркультурная, но уже приглаженная «Грязь» (18+) по Ирвину Уэлшу. Из отечественного — совершенно непохожие друг на друга «Горько!» и «Географ глобус пропил» (18+).
Футбольный клуб «Ростов» под руководством Миодрага Божовича начал поход за первым большим трофеем в истории — Кубком России. В том сезоне зажглась и звезда нападающего Артема Дзюбы, выступавшего тогда за «Ростов».
Пока глава ГУ МВД по Ростовской области сетовал в интервью на «упущенное поколение, которое в свое время ушло за пивом», в Ростове началась кофемания — открылось первое на юге кафе Starbucks. Сперва в ТРК «Горизонт», а позже на Большой Садовой. Спустя десять лет Starbucks ушел, а пиво подорожало.
Еще 2013-й — последний год, когда можно было курить в кафе и ресторанах.
Ворошиловский мост, экспансия на Левый берег
В июле 2013 года планировали сдать первую очередь военного городка на Вавилова — будущего микрорайона «Суворовский». Заявленные тогда планы на строительство детского сада, школы, поликлиники и подачу бесперебойного общественного транспорта будут реализовываться все последующие годы и с сомнительным успехом.
Власти начали наводить мосты на Левый берег — стартовала реконструкция Ворошиловского моста к чемпионату мира по футболу в 2018 году. О том, что лифты будут «доступны абсолютно каждому», заявлялось уже тогда. Только никто не уточнил, что работать они будут только по выходным и праздникам.
Фантазии о переезде областного правительства куда-нибудь подальше из обшарпанного исторического центра уже тогда бередили умы чиновников. Так, одним из вариантов называли Левый берег — видимо, следом за стадионом «Ростов-Арена».
Гривна и Чернышев
В 2013 году единственным чиновником из Ростовской области, попавшим в перечень победителей всероссийского конкурса муниципальных образований, стал настоящий ростовский мэр Михаил Чернышев — после 2014 года градоначальника назначает гордума, а не избирают ростовчане. Признание в Москве, впрочем, не добавило Чернышеву любви горожан. Особенно после слов мэра о том, что установка кондиционеров в городском общественном транспорте — излишество.
«В городском транспорте из-за коротких расстояний между остановками использование кондиционеров было бы неоправданным»
Зато целесообразным в управе посчитали увеличение платы за проезд в автобусах. Забавно: когда-то в автобусе можно было прокатиться за 15–16 рублей, а не за 30–32.
А на чем тогда ездили более обеспеченные ростовчане? Самыми востребованными подержанными авто были Toyota Corolla, Ford Focus, Daewoo Nexia, Volkswagen Passat и Renault Logan. Поддержанный «фокус» тогда можно было купить за 200–500 тысяч рублей. Впрочем, рейтинг самых угоняемых автомобилей тогда выглядит экзотично по нынешним временам — чаще всего угоняли «копейки». Как рассказывали в УГИБДД, хулиганы брали классику «Жигулей», катались и бросали. Таганрогский автомобильный завод еще работал и грозился выпустить «спорткар за 415 тысяч рублей».
Впрочем, самой странной переменой за десять лет кажется спрос на гривну в Ростове. Одной из самых острых проблем был обмен украинской гривны на рубли — почти 70 тысяч ростовчан запрашивали информацию о расположении обменных пунктов.
Чиновники и ливневки
Сильнейший ливень в октябре 2013 года привычно затопил улицы и дома в частном секторе. Но было как минимум одно неожиданное событие. Во время дождя глава Октябрьского района Сергей Брюсов провалился в ливневую канализацию. Как можно наблюдать во все последующие кошмарные для Ростова дожди, даже история с чиновником мало продвинула Ростов в решении проблемы ливневок. Впрочем, теперь бывает и так, что во время ливней главы администрации просто исчезают из города.
Встреча с педофилом за 200
Оперуполномоченного ростовского ОП-6 задержали по подозрению в изнасиловании 20-летней девушки, пошли проверки. Полным ходом идет расследование «дела амазонок», и Инесса Тарвердиева дает показания, рассказывая, как восемь раз выстрелила в таксиста во время ограбления. Тренер женской юношеской волейбольной команды оказывается фигурантом дела об изнасиловании семи школьниц.
Особенно дико сейчас выглядят дела, в которых упоминаются денежные суммы. Так, девятилетняя девочка согласилась «оказать сексуальные услуги» за 200 рублей. А на улице Березовской вырезали семью из четырех человек — из-за 50 тысяч рублей.
И пускай 13 лет прошло с окончания «девяностых», их дух еще был жив в Ростове. В дом учредителя рынка «Алмаз» бросали боевую гранату. Рафаэлу Курятникову тогда повезло: он выжил, а директору фирмы «Полигон» — нет. Валерия Ногтева расстреляли на улице Павлова.
А еще в 2013 году был вынесен приговор ростовскому журналисту Сергею Резнику. В октябре неизвестные мужчины избили его битами, а уже в ноябре его признали виновным в «коммерческом подкупе», «оскорблении представителя власти» и «заведомо ложном доносе». Суды дали ему полтора года колонии. Потом ему «докинут» срок до трех лет. Освободившись, Резник покинет страну, а в 2022 году журналиста внесут в перечень террористов и экстремистов.