Покушения на убийство, массовые ДТП и ущемление прав граждан — мимо председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина, кажется, не проходит ни одно резонансное дело из Ростовской области. Но есть ли толк от такого контроля? 161.RU проследил на нескольких примерах, как шли громкие расследования после вмешательства Москвы.
Осада в Кривошлыковском
Противостояние жильцов дома № 4 в Кривошлыковском переулке с городской администрацией тянется с лета 2020 года. Глава следкома потребовал проверить действия ростовских чиновников только в 2022-м, когда волей «неустановленных лиц» из администрации дом оставили без света, газа и воды.
Пятиэтажку все-таки признали аварийной, чиновники пытаются расселить жильцов, которые годами собирали деньги на капремонт. На реконструкцию дома нужно около 100 миллионов рублей, а на выкуп квартир — почти 300 миллионов. Часть собственников не согласна переезжать в предлагаемые квартиры — в Суворовском, отрезанном от транспортной и социальной инфраструктуры. Люди уверены, что администрация положила глаз на землю, где стоит дом.
После вмешательства Бастрыкина осенью 2022-го ростовские следователи завели дело о халатности на пока «неустановленных сотрудников» администрации. Вскоре электричество и вода снова появились в Кривошлыковском.
В ноябре, когда дом всё еще остается без газа и отопления, Бастрыкин выступил по Кривошлыковскому в четвертый раз за год. Он потребовал от руководителя областного СУ СК Аслана Хуаде доложить о ходе расследования и о «принимаемых для восстановления прав жителей мерах».
Руководитель ростовской администрации Алексей Логвиненко, который в 2020 году встречался с жильцами и обещал свою помощь, старается дистанцироваться от проблемы. И после февральского постановления о ЧС даже сам не подписывает документы, связанные с домом в Кривошлыковском переулке. Видимо, неспроста.
Ад ковидного госпиталя
Спустя почти год после трагедии в ростовской больнице № 20, где пациенты остались без медицинского кислорода вечером 11 октября 2020-го, Бастрыкин поручил доложить о ходе расследования. Уголовное дело вели по статье «О причинении смерти по неосторожности».
Как выяснила корреспондент 161.RU Ирина Бабичева, с отключениями кислорода связаны как минимум 9 из 13 смертей, зафиксированных в тот день. Гибель всех пациентов расследовал отдел по особо важным делам областного СУ СК, больше полутора лет в деле не было обвиняемого.
После трагедии за всю администрацию отдувалась замглавы по соцвопросам Елена Кожухова, поначалу называвшая данные о гибели людей в двадцатке «фейком», и Горздрав, начальницу которого Надежду Левицкую уволили вскоре после «перебоев с кислородом». Скоропостижно, 27 октября 2020 года, по собственному желанию ушла с поста и областной министр здравоохранения Татьяна Быковская. Она объяснила, что увольнение связано с выходом на пенсию — просто так «совпало». В начале того ноября, тоже совпало, силовики пришли к бывшей чиновнице с обыском.
Когда в сентябре 2022 года дошло до суда, оказалось, что в деле один фигурант — замглавврача по хозчасти Анна Коленова, которую обвинили по статье о «Нарушении требований безопасности производственных объектов». Позже ее переквалифицировали на «Халатность».
12 октября 2022 года, через день после второй годовщины трагедии, суд закрыл дело «по истечении срока давности» — на этом настаивала подсудимая, ее адвокаты и даже прокурор, а возражения родственников погибших просто проигнорировали.
Ростов альденте
В ночь на 21 марта на улице Малиновского прорвало теплотрассу. Фонтан кипятка выбил окна в соседнем доме: ожоги получили 13 человек, в их числе 16-летняя девушка и девятилетняя школьница. Людей с ожогами второй и третьей степени направили в больницы.
В деле засверкали местные чиновники: пресс-служба ростовской администрации рассказала о состоянии пострадавших. В тот же день Бастрыкин дал поручение доложить ему об обстоятельствах, которые отправили людей в ожоговое отделение.
Уже после этого на радарах появился губернатор Василий Голубев и пообещал, что пострадавшие квартиры восстановят за счет «Ростовских теплосетей». На компенсацию морального вреда жильцам домов выделили 2 миллиона: деньги передали 29 марта.
Кипяток бил до пятого этажа и попал в окна. Тогда из ближайших домов пришлось эвакуировать 35 человек. Жильцы смогли вернуться в свои квартиры только ранним утром. Из-за аварии без отопления остался 25-этажный дом на 2-й Краснодарской, 169б. Мы показывали, как выглядело место прорыва на следующий день.
Устранить последствия коммунальной аварии удалось к 5 апреля. На месте выложили тротуары, бордюры, а во дворе и на дороге появился новый асфальт. Привезли и грунт для газонов, который вымыло потоком воды. В квартирах заменили стеклопакеты, на первом этаже восстановили проводку.
О результатах расследования и наказании виновных не сообщалось.
Черноводье
Месяц назад в Каменске-Шахтинском ввели режим ЧС: проблемой городского масштаба стала грязная вода из крана с повышенным содержанием ядовитых веществ.
В конце сентября администрация города впервые сообщила, что пить и готовить на местной воде нельзя. Из-за критической ситуации «Каменскому Водоканалу» поручили подключить к сети дополнительные подземные скважины и отремонтировать поврежденные участки водопровода. 1 ноября режим ЧС в городе сняли, но ненадолго: в середине месяца жители снова увидели черную воду.
Ситуация возмутила каменчан, и они обратились к главе СК России. В жалобе Бастрыкину они писали об отсутствии центрального водоснабжения. Следственное управление по Ростовской области организовало проверку, а Бастрыкин по традиции поставил вопрос на контроль в центральном аппарате СК.
С проблемой до сих пор не разобрались, а жителям остается только отшучиваться в соцсетях, что из их кранов течет нефть — а Каменск-Шахтинский теперь точно хорошо заживет.
Контекст
В подконтрольном списке Бастрыкина — десятки тем с донской пропиской. Показываем, что еще попадало в ведение следкома:
суицид подростка в ЦГБ Каменска;
подросток отравился наркотиком;
дети погибли в пожаре в Зимовниковском районе;
незаконное помещение в психдиспансер;
переселение из «Дома актеров»;
авария в Красносулинском районе с 6 трупами;
отравление детей в батайской школе;
семья с малолетними детьми осталась без жилья;
выселение инвалидов из квартиры, купленной в ипотеку;
покушение на убийство в художественном училище;
жестокое убийство ребенка в Усть-Донецком районе.