18 февраля 2021 года двое ростовчан — Михаил Миесеров и Артем Клименко — погибли, сорвавшись с моста на проспекте Стачки. Когда в их автовышку врезался грузовик, рабочие без страховки монтировали незаконную рекламу. Корреспондент 161.RU Сабина Бондарь рассказывает, как следствие вычеркнуло работодателя из списка подозреваемых, упустило единственного подозреваемого, а само уголовное дело практически развалилось.
Водителя КАМАЗа объявили в розыск
Согласно материалам дела, за рулем врезавшегося в автовышку КАМАЗа был 31-летний уроженец Дагестана Ахмед Газибагандов. По словам источника 161.RU в силовых структурах, водитель прибыл в Ростов из Воронежа — без прав и страховки. Проведенная после ДТП экспертиза выявила в его крови следы наркотических веществ. Сам грузовик оказался неисправен — Газибагандова сразу привлекли к ответственности по части 2 статьи 12.5 КоАП.
Дагестанский водитель неоднократно нарушал правила дорожного движения, а в декабре 2017 года даже получил уголовный срок — полтора года колонии за ДТП, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью (статья 264 УК РФ).
Несмотря на все обстоятельства, Газибагандова не арестовали на время следствия. Оставшись под подпиской о невыезде, он сбежал.
— Это как такое возможно вообще? Его отпустили под подписку о невыезде, хотя он является иногородним и имеет судимость за эту статью, — сетует сестра погибшего Михаила Миесерова Диана. — Следователь молчит, ничего нам не говорит и только присылает отписки.
«Дело не двигается — просто стоит на месте. Теперь они его ищут»
Предварительное следствие действительно приостановлено 19 сентября 2021 года.
«В результате проведения следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий установить местонахождение и доставить в следственный орган Ахмеда Газибагандова не представилось возможным, поскольку он скрывается от органов предварительного следствия. Следственные действия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого, выполнены», — отмечено в постановлении.
Согласно материалам дела, Газибагандов, двигаясь по проспекту Стачки — от площади 5-го Донского корпуса к Западному жилмассиву в средней полосе — врезался в автовышку на базе автомобиля ГАЗ-3307, припаркованную на крайней правой полосе. За пультом автовышки находился 27-летний Владислав Бондарев — уроженец Ростовской области. Погибли двое монтажников — Михаил Миесеров и Артем Клименко.
А был ли альпинист?
Родственники погибшего Миесерова уверены, что ответить за гибель рабочих должен руководитель, который отправил их на высоту без страховки и должного обеспечения безопасности. Хотя и Миесеров, и Клименко работали в компании «РостАрт» неофициально, у сестры погибшего Михаила сохранились документы на машину, которую ему предоставил владелец фирмы Денис Кирилов, а также путевые листы монтажа-демонтажа рекламных баннеров с адресами и сроками.
— Дело хотят замять — прикрыть Кирилова, — считает Диана. — Он постоянно выдвигает разные версии, меняет показания. А потом говорит следователю, что мы с [вдовой Михаила Миесерова] Мариной вымогаем у него деньги. Мы хотим только справедливости. Нам не нужны ни его деньги, ничего. Нам нужно, чтобы больше этот человек не позволял себе, думая, что у него есть деньги, подвергать опасности других.
Еще год назад родственники потребовали провести выемку документов «РостАрта», ознакомиться с бумагами, оставшимися после гибели Михаила, чтобы установить факт наличия трудовых отношений между руководителем Кириловым и рабочими Миесеровым и Клименко. Но следствие проигнорировало требования близких Михаила, а в декабре родственникам отказали в возбуждении уголовного дела против Кирилова.
— Сейчас работодатель открещивается от ребят и говорит, что они, если и крепили незаконный баннер без страховки, то не по заданию «РостАрт Медиа», — утверждает Диана. — Спустя год в деле появился какой-то альпинист. Кроме того, Кирилов теперь начал утверждать, что эта работа была вообще его отца, а он якобы просто выполнял заказ, чтобы подзаработать.
В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, подготовленном старшим следователем СО СК по Железнодорожному району Ксенией Чередниченко, отмечено, что свидетель Кирилов, по его словам, действительно помог отцу из-за денег, «которых не хватало». Якобы Кирилов-старший предложил сыну заработать на установке баннеров на мосту Стачки. Их надо было установить на металлические каркасы на фонарных столбах.
«Поскольку с работой в течение 2020 года было очень плохо, то я согласился. Отец предложил подзаработать, так как у него в декабре сильно ухудшилось здоровье, обострился сахарный диабет, которым он страдает уже несколько лет. Заказчиком выступил банк "Открытие"», — отметил Кириллов в своих показаниях.
Денис Кирилов с 2013 года владеет и руководит компанией «РостАрт Медиа». За время работы «РостАрт Медиа» выиграла 36 из 65 госзакупок, в которых участвовала. Основные заказчики фирмы Кирилова — муниципальные предприятия Ростова. Например, все оранжевые остановки с рекламой на ростовских улицах — результат выполнения одного из таких контрактов. Только в 2020 году выручка «РостАрт Медиа» составила 56,7 миллиона рублей, чистая прибыль — 4,1 миллиона.
В своих показаниях Кирилов утверждает, что 10 февраля 2021 года заключил договор подряда на выполнение высотных работ с Артемом Максюковым — профессиональным промышленным альпинистом. По словам директора фирмы, именно он должен был 17–19 февраля работать вместе с двумя рабочими и водителем автовышки.
Согласно показаниям, Кирилов сам предложил своей помощнице нанять Михаила Миесерова. Второго рабочего Михаил должен был найти сам и позвонить альпинисту, который и должен был монтировать баннеры. Почему в корзине автовышки оказались двое подсобных рабочих, Кирилов не знает. По словам директора, Миесеров и Клименко так и не связались с альпинистом в тот роковой день.
— Речи о каких-то там альпинистах или о том, что какие-то люди-высотники еще привлекаются к работе, никогда не было, — говорит вдова Миесерова Марина. — Все мальчики, которые работали монтажниками или, как их сейчас назвал Кирилов, «подсобниками», выполняли работы по монтажу как на остановочных комплексах, так и на всех высотных баннерах, мостах и суперсайтах сами, без каких-то альпинистов.
На фотографиях, которые предоставила редакции семья погибшего, видно, что мужчины действительно участвовали в высотных работах в разное время года и суток.
Корреспондент 161.RU связалась с альпинистом-промышленником Артемом Максюковым. Он подтвердил в телефонном разговоре, что действительно собирался работать по заданию Кирилова в тот день, но его так и не вызвали. Больше комментировать трагедию Максюков отказался, сославшись на недоверие к СМИ и нежелании говорить на эту тему.
— Я думаю, что альпинист придуман Кириловым или его адвокатами, либо с ним заключили такую договоренность. Это какая-то сказка, в которую они хотят верить, — говорит Марина. — Меня удивляет, почему до сих пор у следствия один обвиняемый и к этому не привлечен водитель автовышки и работодатель.
По словам сестры Миесерова, в постановлении показания Кирилова и его помощницы постоянно меняются, а фамилии опрошенных не совпадают.
— Сначала Кирилов говорит, что баннеры в этот день должен был забрать Миша, потом в том же постановлении он сообщает, что их должен был забрать альпинист, но отказался, — говорит Диана. — По словам Кирилова, он заключил договор с ним на три дня, с 17 по 19 февраля, так как не знал, в какой день будут найдены подсобники, но в телефоне у Миши есть записи разговоров с ним и переписка, где он совершенно четко говорит, что надо повесить, где и когда, и никакого альпиниста не упоминает.
Жалоба на действия следователя
Вдова, сестра и мать погибшего Михаила считают, что отказ о возбуждении уголовного дела является незаконным и необоснованным, а проверка была неполной. 31 января 2022 года адвокаты семьи подали жалобу на имя руководителя следственного отдела СК по Железнодорожному району Алексея Климова, но снова получили полный отказ в удовлетворении жалобы.
— Я сообщала следствию, что Миша работал с фирмой «РостАрт Медиа» по гражданско-правовому договору, а трудовой договор с ним не заключали. Показания сотрудников компании, которые с ним работали, не учтены в постановлении, — говорит вдова. — Мама Миши сообщала, что он всегда рассказывал о работе на высоте близким, и все в семье знали, что он работает в рекламной компании «РостАрт Медиа». Это не были разовые шабашки. Он зарабатывал ежемесячно около 80 тысяч рублей. У нас есть счета, куда ему перечисляли эти деньги. Протоколы допросов матери, сестры, жены не были приняты во внимание. В основу решения процессуального положены только допросы Кирилова, его помощницы и какого-то эфемерного альпиниста.
По словам вдовы, из показаний других сотрудников следует, что погибшие находились на мосту и устанавливали баннеры по прямому указанию и в интересах семьи Кириловых, которым «не хотелось терять заработок».
— Следователь не истребовал и не проверил весь объем информации об организации кадрового делопроизводства, охраны труда, отчислениях в ФСС и другие ведомства фирмы «РостАрт Медиа». Это бездействие происходит на протяжении 8 месяцев.
В региональном следственном управлении СК редакции сообщили, что ведомство больше не расследует гибель рабочих на проспекте Стачки. Из дела о причинении смерти по неосторожности, обвиняемым по которому мог стать заказчик работ или другие сотрудники рекламной фирмы, оно превратилось в заурядное дело о ДТП.
— Уголовное дело было передано в органы полиции 29 апреля 2021 года для дальнейшего расследования. По результатам автотехнической судебной экспертизы было установлено, что водитель КАМАЗа нарушил правила дорожного движения. <...> Когда была получена экспертиза и установлено, что это ДТП, статья была переквалифицирована, — отметили в СК.
Учредитель и гендиректор компании «РостАрт Медиа» Денис Кирилов на звонки корреспондента в течение недели так и не ответил. Год назад в комментарии редакции он заявил, что не будет комментировать дело, сославшись на тайну следствия.
Его компания периодически судится с поставщиками, заказчиками и властями. Так, около двух-трех лет назад управление наружной рекламы Ростова взыскало с «РостАрт Медиа» деньги за демонтаж незаконных конструкций. Такой же незаконной была конструкция, при креплении баннера на которую погибли Миесеров и Клименко. Согласно схеме размещения наружной рекламы, ближайшие законные конструкции стоят почти в 50 метрах от места трагедии. Городские власти утверждают, что еще в 2014–2015 годах выдали предписание на демонтаж креплений на мосту Стачки. Устранили нарушение только после гибели двух рабочих, за которую никто так и не ответил.