Глава ростовской администрации Алексей Логвиненко 8 июля раскритиковал Центральный и другие городские рынки за развалы с бельем и «ржавые павильоны». Гендиректор Центрального рынка Юрий Муковоз не успел ответить сити-менеджеру на встрече с предпринимателями — выступление прервали, когда он начал говорить о «намеренном уничтожении» бизнеса. Корреспондент 161.RU Ирина Бабичева поговорила с Юрием Муковозом, которому нынешнее давление напоминает давние встречи с силовиками.
— Наезд продолжается. Сити-менеджер выступил со своей концепцией видения рынка. Опять начал нагнетать ситуацию по блоку павильонов, которые находятся на Станиславского, хотя он прекрасно знает, что этот вопрос в работе, — говорит Муковоз.
В марте администрация выдвинула ультиматум — либо Центральный рынок покажет документы на старые павильоны у входа, либо их снесут. Но, по словам Муковоза, рынок и без участия сити-менеджера планирует демонтировать строения.
Нападки за торговлю бельем на площади перед Кафедральным собором владелец рынка тоже считает высосанными из пальца. По его словам, когда-то именно городские власти попросили Центральный рынок взять мелких торговцев под крыло.
— Администрация попросила меня [создать] какие-то места, чтобы люди организованно занимались работой. Что мы и сделали. Эта продукция востребована. Покупательская способность слабая, люди берут недорогие вещи. Но мы же говорили, что это у нас в плане реконструкции. <...> Он [Логвиненко] этого и слышать не хочет.
Проект строительства новых павильонов уже прошел экспертизу и получил положительное заключение — 12 июля администрация Центрального рынка начнет сносить старые павильоны. Новые построят за четыре месяца.
— Логвиненко пропустил это мимо ушей, ему неинтересно. Дальше он сконцентрировал свой вопрос на том, что рынок вообще не соответствует своему назначению. Я выразил несогласие. Задал вопрос, почему на протяжении двух лет не выдается разрешение на ярмарку. Ответ — наши торговые места, павильоны не соответствуют ярмарочной торговле. Но это неправда.
Еще один камень преткновения между бизнесом и властью — эстетический вопрос.
— Логвиненко считает, что рынки должны быть красивые, типа музея. И люди должны восхищаться. Он видел такие рынки в Москве, в других городах. Я же считаю, что рынок должен быть и красивым, и полезным. У нас есть и красивые места, мы построили новый павильон «Овощи, фрукты» с подземной парковкой. Но эти [дорогие] места пользуются спросом у предпринимателей.
Муковоз считает, что, «если везде построить красоту», то мелкие сельхозпроизводители не потянут арендную плату и вынужденно покинут Центральный рынок — главную городскую площадку для сбыта продукции личных подсобных хозяйств.
— Я [сити-менеджеру] постоянно говорю: «Почему вы задаете вопросы нам, а не ликвидируете несанкционированную торговлю? Она прямо напротив рынка». На что ни ответа нет, ни привета. Почему напротив нашей парковки существует платная парковка, нелегальная? Тоже вопрос остается без ответа. И вообще не честь, я считаю, мэра — заниматься расстановкой павильонов в городе лично. Это, наверное, идет из его профессионального прошлого (Логвиненко долго работал в органах МВД. — Прим. ред.). Мэр должен заниматься хозяйственными делами. Он не знает хозяйственных дел, — считает Муковоз.
В своем мартовском интервью 161.RU директор рынка уже говорил о «наездах» управления торговли Ростова, отмечая, что за его начальником Константином Тихоновым «кто-то стоит». Тогда Муковоз не сказал, кого считает инициатором давления.
— Тихонов — простой стрелочник, — утверждает теперь директор Центрального рынка. — Это всё идет от Логвиненко. Какую-то задачу он поставил. <…> Был наезд на наше предприятие лет десять назад. Вызвали меня в управление ОБЭП (там служил Логвиненко. — Прим. ред.), спросили: «Кто вас курирует?» Насчет крыши. Я им ответил, что нас курирует ФСБ и лучших кураторов я не знаю. Действительно приходят время от времени — объект-то социально значимый. Люди [просто] занимаются своими должностными обязанностями. [А тогда] человек десять пришли. Начали: «Зачем вы столько платите налогов, можно как-то оптимизировать всё это, мы вам можем помочь». Предлагали крышу.
Муковоз настаивает, что рынок, и сейчас, и тогда был устроен прозрачно. Уверяет, что не работает с черным налом, и потому сотрудники защищены.
— [Обэповцы] пришли с бригадой ревизоров. Ответил: «Да, пожалуйста, я не буду противоречить, но сегодня подаю жалобу в прокуратуру области». Прокуратура разобралась. Они больше не приходили. Но почерк [сейчас] такой же, — считает директор.
По оценке Муковоза, конфликт с администрацией только разгорается. На вопрос, ждет ли, что после сноса проблемных павильонов закончатся и споры с властью, руководитель Центрального рынка отвечает:
— Я думаю, нет. Тут же другие цели преследуются. Люди работали в милиции. Полиции. Бывших не бывает.