RU161
Погода

Сейчас+20°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+20°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +15

0 м/c,

753мм 56%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Город Москвичи вернут Новошахтинску молодость

Москвичи вернут Новошахтинску молодость

Новошахтинск оказался на грани социальной катастрофы. Лишь каждый десятый молодой житель города связывает с ним свое будущее. В бой за молодежь вступили столичные эксперты по брендингу территорий. Более полугода группа выпускников Британской высшей школы дизайна разбиралась, как изменить ситуацию.

От депрессии к катастрофе

Новошахтинску менее ста лет, статус города рудник «Несветай» получил в 1939 году. Хорошее географическое положение, крупная магистраль на Украину, проходящая через весь Новошахтинск, и залежи угля стали залогом того, что город в советские годы буквально купался в деньгах. Стремительным стало и падение: в девяностых от промышленности остались одни воспоминания, а в начале двухтысячных «умерла» угледобыча. Лишь несколько лет назад город начал оживать: сюда потекли инвестиции, открылись крупные производства. Однако на этапе экономического возрождения Новошахтинск оказался на грани социального коллапса.

«Как показали наши исследования, только 11,7% молодежи города хоть как-то связывает свое будущее с Новошахтинском. Это катастрофа», – констатирует капитан команды, взявшейся за смену восприятия города у молодежи, Альберт Урчуков.

Команда перемен

В ноябре прошлого года Британская высшая школа дизайна (Москва) предложила администрациям городов и регионов РФ поделиться своими существующими проектами по маркетингу и брендингу территорий. Выполнить проекты брались на некоммерческой основе выпускники курса «Брендинг».

Свои заявки прислали 20 городов, из всех документов куратор курса выбрал 10 проектов с максимально четкими заданиями. В десятку попал и Новошахтинск. Город «достался» выбранной путем жеребьевки команде из трех человек. В течение полугода Альберт Урчуков, Яна Кузьмина и Антон Невин, поддерживая постоянную связь с администрацией Новошахтинска, работали над своим заданием. Его название звучало как «Изменение восприятия города Новошахтинска молодежью». Со стороны администрации к работе подключились сектор перспективного развития, заммэра по экономике и лично мэр Новошахтинска.

«Общались. Переписывались. Созванивались по скайпу. Встречались в городе Новошахтинске: два раза посещали город. Теперь уже общаемся в соцсетях как друзья. Мое недовольство политическим режимом в РФ смягчилось под воздействием доброты этих людей», – признается Антон Невин.

Они хотят культуроработофана

Определяя направление работы, команда Урчукова ушла от попыток увлечь молодежь бурно развивающейся промышленностью.

«За счет развития еврозоны «Донбасс» город снова позиционирует себя как промышленно-экономический центр. Но он идет по дороге, которая уже привела к краху», – объясняет капитан команды разработчиков Альберт Урчуков.

Оказалось, что другие сферы жизни города остановить отток молодежи также неспособны.

«Есть драмтеатр с сильнейшей труппой, есть художественная и музыкальная школы циклопических размеров, которые каждый год выпускают десятки людей. Но они разбегаются кто куда: Москва, Санкт-Петербург... Разве это предложение релевантно запросам поколения, живущего в эпоху мобильности?» – задает риторический вопрос Альберт Урчуков.

Что отвечает запросам поколения, эксперты выясняли на месте. «Они хотят культуроработофана», – гласит слайд с итогами опроса молодых горожан и жителей Ростовской области, представленный на защите проекта.

«Городу, да и области в целом, как воздух, нужно социальное поле и публичное пространство, где творческие и талантливые личности получили бы возможность свободной коммуникации, творческой самопрезентации, возможность обратной связи и оценки», – комментирует капитан команды.

Выход нашелся в концепции креативного города, которую разработал урбанист Чарльз Лэндри. Девиз концепции – проектируют все. Люди создают свою жизнь, свою карьеру, и этот креативный потенциал можно и нужно вовлекать в городское планирование. Поэтому необходимой частью нового города является креативное пространство – отдельные культурные кварталы. Такой креативный квартал, пришла к выводу команда москвичей, может спасти Новошахтинск.

Новосчастьинск

Власти Новошахтинска мнение заезжих экспертов более чем разделили. Неожиданно десанту Британской школы дизайна выделили здание ДК – огромное помещение с парковой зоной в шаговой доступности от центра.

Будущий креативный квартал предварительно называется «Искра», у него есть свой логотип, промофильм и девиз: «Я с «Искрой». Креативным личностям «Искра» даст возможность совместной работы над проектами (коворкинг), мастерскую нового формата, медиатеку. В бывшем ДК планируется также разместить музыкальное кафе, зал-трансформер, в котором можно будет проводить выставки, лекции, кинопоказы, ставить спектакли.

«Модель проекта – консолидация креативного класса Новошахтинска и привлечение дополнительной аудитории. На уик-эндах планируется проведение выставок, фестивалей и лекций под общим названием «Время действия». Мероприятия будут проходить с марта по ноябрь. Уже разработан официальный сайт, «Искра» представлена в соцсетях. Планируем до конца года довести число активных пользователей до 7000», – рассказывает Яна Кузьмина.

Примечательно, что, по задумке разработчиков, все мероприятия на территории креативного квартала Новошахтинска планируется сделать бесплатными. Единственная задача, которую предстоит решить желающим попасть на территорию «Искры» из других городов – это проезд. Но – на то они и «креативный класс».

«В рамках нашего проекта предлагается переименовать Новошахтинск в Новосчастьинск, – говорит Яна. – Но это еще не согласовано».

Цена «Искры»

Проект разработчики оценили в 25 миллионов рублей, сроки реализации – в три года. Главные постулаты креативного Новошахтинска – свобода творчества, саморегулирование и независимость. Поэтому строить планируется за счет инвесторов и добрых людей – принимается посильная помощь в проектировании и оформлении от «креаклов», проект хотят предложить ряду фондов. Целевая охота на финансы начнется буквально со дня на день.

«14 июля мы презентуем проект в школе международных проектов в Москве, а в августе на дизайн-фестивале в Ростове, где будем искать инвесторов», – рассказал 161.ru Антон Невин.

И если денег пока нет, то куратор уже есть. Как выяснилось в процессе разработки, идея «Искры» давно витала в донском воздухе, и принять участие в воплощении проекта в жизнь решили не только в Новошахтинске.

«Лейли Асланова (создатель «Креативного пространства». – Прим. 161.ru) согласилась стать куратором, «Искра» станет ее следующим ярким и амбициозным проектом», – рассказала Яна Кузьмина.

Без «пацанов»

Проект принес выпускникам «британки» дипломы и десятки хвалебных отзывов.

«Креативно. Обычно в брендинге регионов «креативно» = «это плохо». Но для Новошахтинска этот проект – реальный шанс на то, чтобы жизнь в нем стала интереснее, а мотивов оставаться и даже приезжать у молодежи стало больше. Внедрять проект его можно уже сегодня, причем при минимальных финансовых вложениях. Для того, чтобы реализация стала по-настоящему звездной, нужна всего одна звезда искусства (яркая, пусть даже восходящая), готовая работать и/или выставляться в Новошахтинске», – высказалась проректор Moscow Business School Екатерина Ядова.

Скептики на защите проектов настаивали, что идея не затрагивает интересы большинства – 90% молодежи Новошахтинска составляют «реальные пацаны». Сторонники Новосчастьинска в блогах парировали: в Москве процент «реальных пацанов» не ниже.

Что, впрочем, не останавливает россиян, считающих белокаменную единственным местом для профессионального и творческого развития.

Фото: Фото с сайта Shaonline.ru и из блога Антона НЕВИНА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем