На заводе «Балтика-Ростов» продолжается сбор экспонатов, полным ходом идет работа над оформлением музея истории пивоварения в Южном регионе, который откроется ко Дню пивовара 9 июня 2012 года. О том, что уже выставлено, какие экспозиции еще только готовятся, и почему они могут вызвать интерес у людей, редакции рассказал Сергей Деркач, кандидат исторических наук, художник и один из инициаторов создания музея.
– Сергей Вячеславович, как и почему возникла идея создать музей истории пивоварения?
– Идея родилась у нас во время общения с Юлией Нетреба, которая на тот момент являлась специалистом по связям с общественностью на «Балтике-Ростов». Она провела меня с экскурсией по заводу и спросила мое мнение, я ей ответил – слишком серьезно, рассчитано не на простых людей, а на профессионалов. В итоге мы решили создать музей о пиве, но не ограничиваться пивной атрибутикой – этикетками, кружками, бутылками; мы замахнулись на нечто большее – рассказать еще и о людях, которые его варили. Это как натюрморт с пивом. Ведь не будет художник одну пивную бутылку рисовать, он обязательно изобразит и предметы, находящиеся рядом. Речь, разумеется, идет не о сухом перечислении исторических фактов, мы пытаемся создать занимательный рассказ о пиве как о социокультурном феномене, связанным с историей человечества.
– То есть при создании экспозиции вы не ограничиваетесь историей Юга России?
– Совершенно верно. Конечно, основная тема – это традиции пивоварения Юга страны, но мы затрагиваем даже ранний период человеческой истории. На мой взгляд, очень важно показать, что в древности пиво, как и хлеб, считали продуктом, рецепт которого был дарован богами. Поэтому пиво было обязательным атрибутом и жертвоприношений, и больших праздников.
В последующем роль напитка и культура его потребления претерпевали существенные изменения: то пиво становилось аристократическим напитком, то происходил процесс его «демократизации», то две эти тенденции существовали одновременно. Например, в этом отношении очень интересен XIX век, когда наряду с домашними пивоварнями, где пиво варили буквально «на коленке», существовали и пивоварни, производившие элитные сорта пива, доступные только для аристократов. Иначе пили пиво до Великой Отечественной войны и после нее, отличалась и культура потребления в разных общественных слоях – мы сейчас работаем над созданием социального портрета рабочего, интеллигента, агрария, а также готовим витрину, где покажем, как в советское время представляли питие в странах Запада. В СССР бытовало идеалистическое представление, как «загнивает» Запад: люди коллекционировали пивные банки, из которых они никогда не пили...
– Мне это напомнило фильм «Стиляги». А как вы ищете экспонаты для музея?
– Часть нам приносят люди, бывшие и нынешние сотрудники завода, кое-что мы докупаем сами на блошиных рынках, некоторые экспонаты делаем сами. Например, специально для музея среди прочего мы изготовили фигурку тевтонского рыцаря.
– Позвольте, а он-то какое отношение имеет к пиву?
– Вот видите, вам стало интересно – именно такой реакции мы и ждем от наших посетителей. На самом деле, самое непосредственное. Тевтонский орден – это немецкий монашеский духовно-рыцарский орден. Как в любом монастыре, крепкие алкогольные напитки монахам запрещались, но разрешалось употребление пива. Монашеским орденам даже удалось убедить папу римского в том, что напиток укрепляет и поддерживает силы. После этого его стали варить и пить в монастырях.
– А какие экспонаты можно считать гордостью музея?
– Интересных экспонатов в нашем музее много. В их числе – фотографии семьи последнего владельца, а после 1917 года – директора пивоваренного завода «Южная Бавария» Эрнеста Профета, которую нам подарила его внучка. Еще Ирина Владимировна Профет обещала передать в музей кресло своего дедушки. Посетители смогут представить, как знаменитый пивовар сидел в нем и придумывал новые сорта.
Еще у нас есть замечательная фотография, оригинал которой находится в Ростовском краеведческом музее. Я на нее обратил внимание, когда еще был его сотрудником. Мы несколько раз пытались ее выставить, но во времена СССР нам так и не разрешили этого сделать. А дело в том, что эта фотография перечеркивает представление о бедности и тяжелом быте рабочего класса в дореволюционную эпоху. Объясню почему: на природе вокруг скатерти, уставленной закусками и бутылками с пивом, собрались восемь рабочих, одетых в костюмы, при галстуках и с котелками на головах. Но им, похоже, всего этого изобилия показалось недостаточно: на дереве привязана копченая свиная тушка, а на ветках развешаны сосиски. Это говорящий экспонат.
– И все-таки сейчас история у россиян не в почете, а в музеи и вовсе почти никто не ходит. Как историк как вы видите будущее музея пивоварения?
– Рассказывать об истории пива нужно весело и интересно. Если человек заинтересовался, он придет к нам еще раз и посоветует друзьям посетить наш музей – значит, музей выполнил свою задачу. Если будем рассказывать и показывать скучно – к нам не придут. Так что будущее музея – в наших руках.