Город Мария Шапорева, директор международного культурно-театрального центра: «Да, это правда: я предложила свою кандидатуру на пост донского министра культуры!»

Мария Шапорева, директор международного культурно-театрального центра: «Да, это правда: я предложила свою кандидатуру на пост донского министра культуры!»

Человек-тренинг, человек-праздник, человек – сам себе и бренд, и бредменеджер. Наверное, нет такой сферы деятельности, в которой она бы не смогла помочь советом. Не потому что – всезнайка, а потому что точно знает, где найти нужного «знайку». Но недавно, оставаясь в авангарде донского консалтинга, она с головой ушла в проект МиниКульт, чтобы по максимуму наполнить Ростов настоящим, качественным, европейским искусством и сызмальства привить юным ростовчанам тягу и вкус к прекрасному. О личном и личности в культуре 161.ru побеседовал с управляющим партнером компании «Классный час» и директором международного культурно-театрального центра MiniKult Марией Шапоревой.

– Маш, но уйма народа тебя знает как Мария Пономарева, твое имя – само по себе бренд. И вот ты стала Шапоревой. Как прошел процесс ребрендинга?

– Процесс ребрендинга не закончен. В скобках еще пишу «Пономарева», как когда-то – помнишь? – компания LG (GoldStar). Если честно, то мой муж просто категорически не хочет быть «стариком Крупским», а я дозрела до того, чтобы в семье чувствовать себя не головой, а шеей. Причем, никаких специальных мероприятий по реберендингу проводить не пришлось. Потому что, в зависимости от того, что я делаю, я представляюсь то «Маша – Классный час», то «Маша – Миникульт». Брендов много, а личность все та же.

– Твоя компания «Классный час» входит в число крупнейших консалтинговых компаний региона, поэтому не могу не спросить про то, как вы переживали кризис?

– Мы работаем для бизнеса, а рынок после кризиса колоссально изменился. В регионе осталось 2-3 серьезных игрока, в том числе и «Классный час», которые продолжают работать с крупными производителями. Примечательно, что именно кризис дал нам почувствовать все прелести совместной работы. Небольшие компании – у которых хватило на то ума – стали объединяться для работы над заказами и очень быстро почувствовали преимущества такого сотрудничества. Консолидируясь, все получили гораздо больше, чем теряли от прежней перманентной борьбы за те сливки, что можно снять с нашего местного молока. Лучше объединяться – больше шансов заработать.

– И вот, пережив кризис, ты взялась за проект MiniKult – решила привить Ростову хороший культурный вкус. А публика созрела? Покупатель на ваше предложение есть?

– Наверное, я жуткая нахалка в этом отношении, но мне некогда ждать, когда какая-то среда созреет для того, чтобы тратиться на культуру. Интеллигентность – это духовная зрелость. И таких зрелых людей в бизнесе много. Они живут в этом городе и понимают, насколько важно иметь возможность здесь слушать хорошую и разную музыку, смотреть хорошие и разные театральные постановки. Не ездить в Европу на week-end, а попытаться приблизить ее к нам, постепенно создавая вокруг себя комфортную среду обитания. «Решать вопросы в бане» многие уже не хотят, а активная культурная среда – самое подходящее поле для общения, проведения деловых встреч и переговоров. Конечно, это не массовое явление, но оно и не должно быть массовым. Никогда саввы морозовы не были массовым явлением. Такие люди сейчас есть, их немного, но они есть.

– Для тебя лично MiniKult – это хобби или бизнес?

– Для бизнеса есть «Классный час». «МиниКульт» – это моя личная зона комфорта, я ведь должна на чем-то отдыхать душой.

– А можно сейчас зарабатывать на культуре?

– Я считаю, что предпринимательство в сфере культуры – это такой новый тренд, на который обязательно должна сейчас обратить внимание новая команда областного министерства культуры. Там очень нужны люди с предпринимательской жилкой. Почему. С одной стороны – культура, как мы уже сказали, это для души. Но с другой – посмотри – Ростов словно застрял в 60-х. Где современное искусство – экспериментальные театры, альтернативные галереи, арт-хаусные кинотеатры, частные музеи? Санкт-Петербург сегодня наводнен этими частными музеями, в Москве гремит клуб «Гараж», с его галереями и площадками для перфоманса.

Современный человек очень мобильный, он быстро живет. Нате вам: еще пожары не все потушили, а в Москве уже выставка перфоманса, посвященная лесным пожарам – настоящая социальная акция. Быстро живущее общество требует быстрых ответов от среды на свои запросы, в том числе и культурные. А у нас медленное искусство, провинциальное не с точки зрения воплощения – воплотить мы можем то же самое, что и в Москве, не боги горшки обжигают. Оно медленное с точки зрения подхода к зрителю. Публика новаторские идеи принимает очень быстро, поэтому человек, регулирующий развитие культуры в регионе, должен быть еще быстрее. Он должен быть пионером. Надо плотнее общаться с иностранцами, чтобы понять, чего нам здесь не хватает. И не надо изобретать велосипед – у них уже все изобретено, и никто не запрещает перенимать их опыт.

– И перфоманс в Ростове будет?

– Однозначно да. Будет создано несколько площадок, я знаю ряд людей, которые уже готовы этим заниматься. Интересный пример: в Вене реализован на мой взгляд совершенно великолепный проект – построено здание, у нас бы его назвали «торгово-развлекательным центром», в котором вместо бутиков – маленькие музеи, галереи, а в центре – огромные площадки для того же перфоманса. Это тоже – организация досуга. Человек туда заходит и у него очень грамотно и системно в разных углах отнимают деньги. При этом он отдыхает душой, развлекается, отвлекается от рутины.

– Построить-то можно, а как туда народ завлечь?

– Смотри. Сейчас у нас существует две крайности: в театрах идет Чехов, Достоевский. В Молодежном театре спектакль по «Подростку» идет четыре часа. Я очень уважаю Федора Михайловича и его творчество, и очень уважаю Лилянову... Но порой мне кажется, что наши деятели культуры в кино не ходят, не знают, что уже создан «Аватар», что время другое и восприятие у людей изменилось. Сознание у людей – клиповое. Наши образы настолько аллюзорны, большое количество наслоений, культурный опыт такой сумасшедший, и все так быстро развивается! Все эти примочки мультимедийные с такой скоростью летят вперед! Они книжки уже «прохавали» и выплюнули, рождаются проекты, которые в хорошем смысле «стебут» нашу классику! … Короче, этим всем ребятам – управленцам не хватает самоиронии. Они сидят в башне из слоновой кости, которую сами воздвигли и откуда-то сверху смотрят с восторгом на то, как они сами перечитывают и переосмысливают Чехова. Его не надо перечитывать. То искусство, что сейчас господствует на наших площадках, сценах, в галереях и филармониях – оно нужно, но оно – лишь маленькая часть от того, что может здесь быть. Так что завлекать надо разнообразием. Тогда придут почти все…

– А может, этого достаточно?

– Выбор должен быть. В той же Австрии государство содержит всего пару дотационных учреждений вроде Венской оперы, которая сама по себе – мировой бренд и привлекает туристов со всего мира. Все остальное отдано на откуп частной инициативе. В маленьком городе Хорн, по размерам – наш Батайск, 30 частных театров. Он генерирует идеи и задает тон в мировом детском театральном искусстве. Проводятся фестивали, съезжается народ. Есть выбор: можно сходить в частный театр, а можно достать из шкафа пригодное лишь для таких случаев платье с «голой спиной» и пойти смотреть проверенную временем классическую оперу. У нас же есть две крайности: классическое искусство с одной стороны, а с другой – маркетинговые продукты вроде «Аватара», что нам подсовывает Запад. По сути – «кино, вино и домино». Все, что между этими двумя крайностями – огромное поле для частной инициативы.

– Против «Аватара» – с театром кукол?

– Массовая культура непобедима, поэтому нам с ней и не надо бороться. Ее пространство по идее должны отвоевывать эти самые маленькие музеи, театры и площадки для перфоманса. Но их нет, некому бороться и мы все послушно идем «на ширпотреб». Потому что это еще и легче, ведь спускаться по лестнице всегда легче, чем подниматься.

– Театр марионеток Бенса Саркади уже пленил ростовчан, что дальше?

– Дальше – совершенно уникальный спектакль «Капли» театра La Societa della Civeta. Это представление для детей от 0 до 4 лет. Восхитительная игра света и воды, случайных предметов и музыки. Маленький ребенок познает мир не разумом – ощущениями. В спектакле он – не зритель, он – участник, а вот будь моя воля – я бы ставила амфитеатр, чтобы зрители могли наблюдать за родителями детей, которые участвуют в этом спектакле. Зрелище фантастической энергетики, красоты и доброты.

– Маш, а правда, что ты предложила свою кандидатуру на пост министра культуры области?

– Рассказываю. У нас по проекту Кадровый резерв была встреча с Виктором Ефимовичем Дерябкиным, и там как бы случайно прозвучала информация о том, что команда нового губернатора сейчас подыскивает подходящую кандидатуру на пост министра культуры. Виктор Ефимович – то ли в шутку, то ли всерьез – предложил подать заявку с моей кандидатурой. А мы взяли и подали (Смеется.)! В администрации сказали, что кандидатура будет рассмотрена.

– А ты думала, каким ты могла бы стать министром культуры?

– Я думала о том, как много хорошего и важного для Ростова можно сделать, мне еще нет 40 лет, у меня есть силы и желание.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем