Процедуру ЕГЭ нужно кардинально реформировать. К такому выводу пришли участники круглого стола, недавно прошедшего в Госдуме РФ. Одно из предложений – увеличить количество обязательных ЕГЭ до семи. Однако выпускники этого учебного года могут сохранять спокойствие – кардинальных перемен на 2014 год не запланировано.
Идея увеличения количества обязательных ЕГЭ родилась в комитете по образованию Государственной думы, когда депутаты увидели, как подходят ученики к подготовке к экзаменам. «Предметы, по которым экзамен не проводится, школьники просто перестают изучать», – объясняет заместитель председателя комитета по образованию Госдумы Ирина Мануйлова.
Соглашаются с парламентарием и многие учителя. По признанию некоторых педагогов, последние месяцы учебы в школе по сути сводятся к натаскиванию на ЕГЭ.
«Чтобы хорошо сдать ЕГЭ, старшеклассники вынуждены сосредоточиться на решении тестов. Поэтому многие забрасывают предметы, которые не собираются сдавать на выпускных экзаменах. Детям по сути все равно, попадет ли в аттестат тройка. Ведь при поступлении учитывается только ЕГЭ. В итоге учеба в 10-11 классе – это интенсивное изучение трех-четырех предметов и посредственное отношение ко всем остальным», – комментирует учитель биологии Тамара Богатырева.
Между тем раньше ученики сдавали намного больше экзаменов. Выпускники справлялись с шестью-семью испытаниями в школе, а потом после короткого промежутка сдавали еще три-четыре экзамена при поступлении. «Никто не говорил о перегрузке, и тем не менее это заставляло всех учиться», – отметили Ирина Мануйлова.
Кроме того нужно менять не только количественные, но и качественный показатели ЕГЭ, убеждена парламентарий. Сегодня у учеников снижается способность к устной и письменной речи. Именно поэтому нужно вводить в процедуру экзамена проверку этих навыков, добавляет Мануйлова.
Хотя, по словам коллег депутата, к тем длинным сочинениям, которые раньше писали дети по итогам обучения в школе, сегодняшние выпускники не готовы. Развивать эти навыки в них нужно заново, считают в комитете по образованию.
«С ужасом думаю о возможном введении с 2016 года экзаменационного сочинения по литературе. Дети не только сочинение, изложение не готовы писать. К такому нововведению нужно заранее готовить и учителей, и учеников», – отмечает заместитель председатель комитета по образованию Госдумы Надежда Шайденко.
В целом в комитете по образованию уверены: ЕГЭ – неудачная форма аттестации. Однако отказаться от нее просто нет возможности.
«ЕГЭ – отвратительная форма аттестации, но никто не предложил ничего лучше. Поэтому надо думать о том, как устранить недостатки», – считает председатель комитета по образованию Госдумы Вячеслав Никонов.
Над устранением недостатков парламентарии намерены работать в ближайшее время. Однако кардинальные перемены не затронут выпускников 2014 года. Они будут сдавать экзамены примерно в том же режиме, что и их предшественники.
Когда и с помощью каких реформ ЕГЭ все же станет лучше, депутаты не уточняют. Однако, по мнению парламентариев, к этому процессу может приложить свои усилия каждый россиянин. Ведь главная проблема ЕГЭ – это по-прежнему коррупция, констатируют представители комитета. Если системе образования удастся ее победить, остальные недостатки экзамена просто отпадут сами собой.
Фото: Фото с сайта Uralstudent.ru