RU161
Погода

Сейчас+20°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+20°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +17

6 м/c,

зап.

761мм 53%
Подробнее
5 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Бизнес Владимир Шелепов, и. о. руководителя УФНС по РО: «Принцип «открытости» – приоритет налоговой службы»

Владимир Шелепов, и. о. руководителя УФНС по РО: «Принцип «открытости» – приоритет налоговой службы»

На днях Ростов-на-Дону посетил министр РФ по взаимодействию с открытым правительством Михаил Абызов. Под его председательством прошло совещание, посвященное перспективам и планам реализации проекта «Открытая власть» Ростовской области. Одним из аспектов обсуждения стали вопросы, касающиеся деятельности налоговых органов. В частности, речь шла о новых тенденциях в совершенствовании системы налогового администрирования, взаимодействии с налогоплательщиками и повышении качества предоставления государственных услуг. О том, как реализуются сегодня принципы «Открытого правительства» в налоговых органах Ростовской области рассказал и. о. руководителя Управления федеральной налоговой службы по Ростовской области Владимир Шелепов.

Владимир Германович, насколько сегодня деятельность налоговых органов области отвечает основным целям и задачам проекта «Открытое правительство»?

– Перед нами, как перед органом государственной власти, поставлена задача максимально повысить качественный уровень государственных услуг, обеспечить понятность и предсказуемость деятельности налоговых органов, доступность открытых информационных ресурсов службы для граждан.

За текущий год Федеральная налоговая служба претерпела серьезные изменения. Они коснулись как инновационной и технологической составляющей деятельности, так и принципов взаимодействия с гражданским обществом. Клиенториентированность, информационная открытость, модернизация сервисных возможностей являются для нас приоритетными направлениями в деятельности.

И если говорить о глобальных задачах «Открытого правительства» – построении новой культуры взаимодействия власти и общества, формировании доступного информационного поля, то мы их сегодня во многом успешно решаем. Служба не только снижает административную нагрузку на налогоплательщиков, но и строит диалог, позволяющий выявить недостатки работы налоговых органов.

Как сегодня реализуется принцип прозрачности и открытости в работе и как он согласуется с тем, что налоговая служба – это фискальное ведомство, и одна из основных ее функций – контроль исполнения налогового законодательства?

– Может быть, это прозвучит несколько парадоксально, но и в сфере контрольной работы налоговые органы сегодня применяют политику информационной открытости. Федеральная налоговая служба в открытых источниках, в том числе и на официальном сайте ведомства, разместила критерии оценки налоговых рисков и контрольные соотношения показателей налоговых деклараций. То есть сведения, имевшие ранее гриф «для служебного пользования».

Руководствуясь опубликованными критериями, налогоплательщик самостоятельно может оценить риск проведения выездной налоговой проверки. В нашем регионе мы видим положительные результаты такой открытости. Получив инструмент самостоятельной оценки налоговых рисков, все большее число налогоплательщиков отказывается от минимизации налогов и добровольно уточняет свои налоговые обязательства. По результатам первого полугодия плательщиками Ростовской области самостоятельно уточнены налоговые обязательства на сумму 705 млн руб., что выше показателя прошлого года на 35%. Количество выездных налоговых проверок в Ростовской области уменьшилось на 46%. Это существенно снижает давление на бизнес. Охват проверками составил менее 1%. Для сравнения – в Европе этот показатель составляет в среднем 3%. При этом на 11% выросли доначисления на одну проверку, на 3,5% по сравнению с прошлым годом увеличились общие поступления в бюджет по результатам выездных налоговых проверок.

Таким образом, практика подтверждает, что открытость и прозрачность деятельности, в том числе и раскрытие методик налогового контроля, не только социально значима и повышает степень доверия к налоговым органам, но и является эффективным механизмом исполнения бюджета.

К каким открытым данным из своих информационных ресурсов налоговая служба готова предоставить доступ?

– Мы не просто готовы к этому. Уже сегодня к некоторым информационным ресурсам налоговой службы обеспечен доступ. Однако необходимо понимать, что наша работа сопряжена с таким понятием как налоговая тайна, когда персональные данные налогоплательщика и информация о его деятельности не могут быть достоянием общественности. Поэтому, реализуя принцип открытости, мы должны соблюдать баланс.

При этом ФНС России является одним из лидеров среди федеральных органов исполнительной власти по количеству размещаемой в открытых источниках информации. Наиболее востребованным является предоставление информации из государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Только за первое полугодие 2013 года в налоговые органы области поступило около 130 тысяч запросов на предоставление информации из реестров. Причем получить данную информацию налогоплательщик может в любой инспекции, независимо от места регистрации и постановки на учет. Более того, при наличии электронно-цифровой подписи получить сведения из реестров можно и через Интернет, не посещая налоговую инспекцию.

В начале нашего разговора вы упомянули о необходимости повышения качества оказания государственных услуг. Какая работа ведется в этом направлении, и есть ли успехи?

– Говоря о качестве предоставления государственной услуги, мы имеем в виду три основных аспекта: компетентность, доступность и оперативность. Сегодня становятся более понятными многие налоговые процедуры, а значительную часть услуг мы оказываем дистанционно. С 2011 года жители Дона могут получать ряд информационных услуг налоговой службы в Многофункциональных центрах. А в июне этого года Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области при содействии Правительства области заключило соглашение о взаимодействии с уполномоченным МФЦ по оказанию услуги – государственной регистрации бизнеса. Подать документы на государственную регистрацию и получить свидетельство налогоплательщики теперь могут и в МФЦ.

Более того, сегодня наш приоритет во взаимодействии с налогоплательщиками – это, прежде всего, электронные сервисы, позволяющие получать услуги с использованием открытых данных налоговой службы через Интернет. Налогоплательщикам Ростовской области доступны 35 онлайн-сервисов ФНС России и пять интернет-сервисов, разработанных УФНС России по Ростовской области. В середине 2009 года на сайт заходило всего 5,5 тыс. человек в месяц, а сейчас, согласно статистике, 45 тыс. человек ежемесячно посещают сайт управления. За шесть месяцев текущего года зафиксировано свыше 1,6 млн обращений к сайту, что говорит о популярности получения услуг именно в электронном виде.

– Такой интерес к сайту во многом связан, наверное, с интернет-сервисом «Личный кабинет для физических лиц»?

– Да, действительно. Сервис работает с октября прошлого года, и к нему подключились уже более 93 тыс. жителей Ростовской области. И это связано с тем, что данный сервис призван избавить граждан от необходимости приходить в налоговые инспекции по вопросам, связанным с исчислением и уплатой имущественных налогов. Так, с его помощью можно, к примеру, самостоятельно распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налогов, не ожидая их по почте, оплачивать налоги через Интернет, отслеживать статус налоговой декларации по форме 3-НДФЛ на получение имущественных и социальных налоговых вычетов.

– А какие еще новые сервисы стали доступны налогоплательщикам?

– В начале этого года у налогоплательщиков появилась возможность получать в режиме онлайн информацию о ходе и результатах рассмотрения своих жалоб и заявлений, поступивших в УФНС России по Ростовской области как в письменном, так и в электронном виде с помощью сервиса «Узнать о жалобе». Это делает процесс рассмотрения обращений более открытым и подконтрольным, избавляет налогоплательщиков от необходимости обращаться в налоговые органы лично или по телефону, чтобы узнать о статусе рассмотрения обращения.

Разобраться в сложных вопросах применения налогового законодательства и всегда быть в курсе последних изменений помогает сервис «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами». Пользователи сайта ФНС России сегодня могут по электронной почте получать сообщения о размещении в данном разделе новых методологических разъяснений. База данных сервиса еженедельно пополняется актуальными разъяснениями по вопросам методологии исчисления и уплаты всех налогов и сборов, имеющихся в налоговом законодательстве.

В июле текущего года запущен в промышленную эксплуатацию новый сервис «Заплати налоги». Это единый сервис с навигацией, которым могут воспользоваться как предприниматели, так и граждане. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут в режиме онлайн заполнить платежное поручение или уплатить госпошлину, а граждане узнать свою задолженность, войти в «Личный кабинет», а также уплатить налоги с помощью сервиса «Заплати налоги». Данный сервис позволяет налогоплательщикам – физическим лицам формировать платежные документы на уплату авансом имущественных налогов, что особенно актуально с приближением срока уплаты имущественных налогов (1 ноября).

– Михаил Абызов высоко оценил работу налоговых органов в части предоставления электронных услуг. Вы сказали, что жителям Дона, помимо федеральных интернет-сервисов, доступны электронные услуги, которые разработаны непосредственно в Управлении ФНС России по Ростовской области. Расскажите о них подробнее.

– Как я уже сказал, управлением разработаны пять сервисов, которые позволяют налогоплательщикам рассчитать транспортный налог, увидеть работу оперзалов в режиме реального времени, контролировать доставку корреспонденции из налоговых органов, уточнять свою обязанность по предоставлению декларации по форме 3-НДФЛ. Воспользоваться данными сервисами можно на сайте в разделе «Электронные услуги».

Поскольку физические лица – это наиболее многочисленная и вместе с тем наименее подготовленная в вопросах налогового законодательства категория граждан, большинство электронных сервисов разработаны именно для них – они значительно упрощают процесс взаимодействия с налоговыми органами. Сейчас ФНС готовит к работе новый масштабный интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц», который позволит налогоплательщику – юридическому лицу дистанционно решать целый комплекс вопросов, связанных с исполнением налогового законодательства.

При этом уже сегодня юрлица и предприниматели Дона, применяющие упрощенную и патентную систему налогообложения, могут воспользоваться сервисом «Книга учета доходов и расходов». Это самая новая и наиболее технологичная разработка управления. С помощью этого сервиса можно вести налоговый учет в электронном виде, рассчитывать налоговую базу и сумму налога, а также формировать и распечатывать декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Нужны ли налогоплательщику специальные навыки или технические средства для того, чтобы пользоваться сервисом?

– Преимущество всех сервисов налоговой службы – простота в использовании. Никаких дополнительных программных или технических средств для его применения не требуется. Чтобы приступить к работе, например, с «Книгой учета доходов и расходов», налогоплательщику нужно зарегистрироваться в сервисе, используя свой ИНН и пароль, сгенерированный сервисом или выбранный самостоятельно, авторизоваться в сервисе и заполнить в разделе «Профиль пользователя» все необходимые поля. После этого можно приступать к заполнению разделов книги. Всплывающие подсказки и автоматический контроль заполнения полей помогут пользователям на всех этапах ввода данных, а возможность их сохранять и редактировать позволят налогоплательщику вернуться к формированию книги в любой удобный момент.

Несомненно, большим плюсом данного сервиса для налогоплательщиков, использующих УСН, является возможность автоматического формирования декларации и при необходимости сохранения ее на своем компьютере.

А как сами налогоплательщики оценивают деятельность налоговой службы?

– Изучая мнение общественности, мы опираемся как на данные опросов, которые проводим самостоятельно, так и на результаты независимых исследований. Так, по данным опроса, проводимого «Опорой России», 83% российских предпринимателей позитивно оценивают качество предоставления услуг, в том числе и в электронном виде, а также информационную открытость при обсуждении актуальных проблем, стоящих перед предпринимателями.

Эта тенденция подтверждается и на региональном уровне, в том числе онлайн-анкетированием пользователей сайта УФНС России по Ростовской области. Каждый желающий может принять участие в оценке качества предоставляемых налоговыми органами услуг и выразить общее отношение к работе налоговиков. Для нас важно, что респонденты высказывают свои замечания и предложения, на основании которых мы принимаем меры по совершенствованию предоставления государственных услуг и качества обслуживания налогоплательщиков региона. И я хочу с уверенностью сказать, что управление по Ростовской области не будет останавливаться на достигнутом, а продолжит разрабатывать и внедрять новые удобные для налогоплательщиков сервисы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем