Бизнес Россияне боятся не диктатуры, а высокой инфляции

Россияне боятся не диктатуры, а высокой инфляции

Рост цен на продукты, платная медицина и образование, потеря работы – главные страхи россиян в нынешнем году. А вот вероятность введения цензуры, установления диктатуры, возвращения «лихих девяностых» и военных конфликтов беспокоит соотечественников гораз

Рост цен на продукты, платная медицина и образование, потеря работы – главные страхи россиян в нынешнем году. А вот вероятность введения цензуры, установления диктатуры, возвращения «лихих девяностых» и военных конфликтов беспокоит соотечественников гораздо в меньшей степени. Таковы результаты социологического исследования ВЦИОМа, проведенного в январе этого года. Независимые аналитики отмечают, что опасения россиян вполне обоснованы, однако не исключают и возможности ангажированности исследования, обращая внимание на последовательность расположения экономических страхов в рейтинге.

В январе 2012 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел масштабное исследование, позволяющее узнать, какие угрозы представляются россиянам наиболее вероятными и каких событий они особенно сильно опасаются. Оценивая вероятность различных негативных изменений в жизни страны в ближайшие год-два, подавляющее большинство россиян видит главную угрозу в росте цен на товары первой необходимости (81%). Еще две трети опрошенных уверены, что в ближайшем будущем вполне вероятны теракты (63%), массовая безработица, закрытие предприятий, вторая волна экономического кризиса (по 60%) и всплеск преступности (59%).

Кроме того, россиян волнует возможность полной коммерциализации образования и здравоохранения и стихийные бедствия (по 55%). Каждый второй ожидает девальвации рубля (52%), повышения пенсионного возраста (51%) и межнациональных конфликтов (49%).

«Подобные страхи россиян, по-видимому, вызваны менталитетом, – считает аналитик «Инвесткафе» Анна Бодрова. – В нашей стране работодатель может нести ответственность за работника практически по собственному усмотрению, начиная от формата приема на работу и заканчивая увольнением по сокращению штата – в этом свете большинство работающих и тревожатся по поводу возможности потери работы. То же касается медицины и образования – формально бесплатные услуги существуют, однако каждый, кто сталкивался с уровнем их оказания, рано или поздно решал воспользоваться платными. При этом рост цен на продукты питания и товары первой необходимости давно уже воспринимается россиянами как данность».

Маловероятным, по данным ВЦИОМа, в ближайшее время россиянам представляется хаос во властных структурах (55%), установление диктатуры и военные конфликты с другими государствами (по 57%), а также возвращение «лихих девяностых» (64%) и гражданская война (66%).

Доцент кафедры клинической психологии ЮурГУ, психотерапевт Анна Штрахова отмечает, что экономические страхи относятся к разряду нормальных страхов, которые обусловлены жизненными процессами, и говорит о пользе адекватного восприятия действительности. «Боязнь потерять работу объясняется, в первую очередь, привитыми на протяжении долгих лет стереотипами о почетности долгой трудовой карьеры на одном рабочем месте, – говорит Анна Штрахова. – В то же время личностный успех и карьерный рост невозможны без перемен: через пять-семь лет человек должен осознать, что, занимая одну и ту же должность, он не будет развиваться в профессиональном плане. В этом случае даже потеря работы или ее сознательная смена уже не будут казаться таким страшным событием – качественно пережив это один раз, человек сможет получить повышение и увеличить свой доход. Однако все это возможно лишь при устойчивой самооценке. В большинстве же случаев у россиян как раз заниженная или неустойчивая самооценка. Они выпячивают негативные стороны жизни и акцентируют на них общественное внимание, и в тоже время постоянно опасаются их. При этом, пытаясь удовлетворить собственные амбиции и повысить самооценку, они демонстрируют неадекватное финансовое поведение – берут кредиты и делают ненужные покупки, тем самым рискуя вогнать себя в еще большие страхи». Психотерапевт поясняет, что от всевозможных страхов, в том числе и экономических, не стоит убегать – лучше понять, как обрести финансовую устойчивость.

Впрочем, если сам спектр экономических опасений россиян, отраженных в исследовании, не вызывает у экспертов сомнений, то достоверность результатов и расположение их в рейтинге независимые аналитики ставят под сомнение. По словам главного экономиста УК «Финам Менеджмент» Александра Осина, уровень инфляции должен волновать только тех, у кого есть работа и доходы. Особенно должны беспокоиться наиболее обеспеченные слои общества, которым есть что терять. А социологи упорно заявляют, что рост цен – боязнь, присущая в большинстве случаев только пенсионерам (46% опрошенных). Молодых же в большей степени волнует безработица (33-34%).

«Обозначенные опасения могут иметь как экономическое, так и политическое обоснование, но не исключено и сознательное манипулирование итогами опроса со стороны социологов. При слабой инфляции слаб и экономический спрос – растут риски обслуживания корпоративного, государственного долга и дефицита, – отмечает аналитик. - Кроме того, сейчас инфляция снизилась до абсолютного постсоветского минимума в 3%. Поэтому статистически, если индикатор потребительских ожиданий «работает» нормально, он должен был заранее показать ослабление инфляционных страхов россиян, но этого не происходит, что ставит под сомнение непредвзятость ВЦИОМа, который как бы показывает правительству, что ослабление экономического спроса сейчас волнует население меньше, чем рост инфляции, тем самым провоцируя руководство страны на ответные меры по охлаждению спроса – сокращение объемов госинвестиций в экономику и ужесточение политики Банка России».

Александр Осин считает, что сознательный вброс негативной информации в общество происходит либо с целью ослабления рыночного спроса, либо в рамках некой внутриполитической борьбы в стране.

Вторая волна мирового финансового кризиса уже наступила, но она носит не столь стихийный характер и потому более спокойно воспринимается и бизнесом, и населением. «Российская экономика пока защищена сырьевой базой, поэтому особенных поводов для паники нет, – говорит Анна Бодрова. – Относительно девальвации рубля можно отметить, что такой сценарий вероятен, и рубль может ослабнуть до 34 рублей в течение полугода-восьми месяцев, но это произойдет не моментально, а сама девальвация может носить мягкий характер».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем