Сложившаяся политическая ситуация с введением санкций странами ЕС и США против России заставляет наше государство принимать ответные меры. На днях президент РФ запретил на один год в возить в страну продовольственные продукты из ряда стран. Кроме того, некоторые политические деятели высказываются за ограничение ввоза в страну иностранных автомобилей.
Предложения расширить список санкции в отношении стран Евросоюза и США на этой неделе высказали представители Совета Федерации. С такой идеей выступил замглавы комитета палаты по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев. «Наше государство еще не исчерпало ресурс ответных мер, введение которых позитивно скажется на отечественной экономике», – заявил парламентарий Николай Журавлев в беседе с журналистами.
Как пояснил сенатор, меры по ограничению импорта могут коснуться всего, что не является средством производства, не приводит к дефициту жизненно необходимых товаров и не стимулирует людей к серому, челночному ввозу товаров. Так, по мнению парламентария, необходимо изучить целесообразность ограничения поставок автомобилей.
Вчера премьер-министр Дмитрий Медведев дал понять, что на продовольственных санкциях Россия может не остановиться. «Мы потенциально готовы ввести защитные меры в авиастроении, судостроении, автомобильной промышленности и других отраслях. Но делать это будем осмысленно», – заявил Дмитрий Медведев на заседании правительства в четверг.
Полный запрет на ввоз иномарок может не возыметь должного эффекта считают большинство экспертов автомобильной отрасли. По мнению аналитиков, защитные меры в области автопрома могут быть следующих видов. Одной из мер воздействия лучше применять повышение ввозных пошлин или запрет на поставку комплектующих, но не полный запрет деятельности иностранных автокомпаний в стране.
«Проще всего поднять пошлины. Тогда для многих западных производителей экспорт в Россию станет невозможным, так как россияне просто перейдут на более доступные марки автомобилей. Запрет на ввоз компонентов вряд ли введут, так как у нас слишком много СП работают на этих запчастях. А если запретят импорт иномарок, то рассчитывать на то, что автопроизводители, которые до сих пор не организовали в России СП, вдруг придут в нашу страну, конечно, не стоит. Так что потенциально их мы лишимся», – считает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.
Однако, как показывает статистика, сейчас доля иномарок на рынке очень велика, при этом большинство из них производятся в России. Так, по данным агентства PwC, в первом полугодии 2014 года продажи отечественных брендов сократились на 15%, до 204 тыс. штук (-14%, до $2,5 млрд). За тот же период иномарок российского производства было продано 616 тыс. единиц (+1%) на общую сумму $16,5 млрд (+15%). Продажи импортных легковых автомобилей упали на 15%, до 340 тыс. штук, денежная емкость этого сегмента составила $12,5 млрд (-11%).
Получается, что иномарок российского производства в стране продается в три раза больше, чем отечественных автомобилей. Пока в правительстве не называют конкретных действий по введению санкций в автомобильном секторе, но идея их введения сейчас бурно обсуждается.
Фото: Фото из открытых источников