Лето – пора сбора урожая и время расцвета придорожной торговли. Количество стихийных рынков вдоль федеральной трассы М4-«Дон» в теплое время года не поддается счету. При этом торговля не только ведется с жесточайшими нарушениями закона: рыночные отношения на трассе приводят к смертельным ДТП. Сделать главную трассу Ростовской области безопаснее сегодня пытались сотрудники ГИБДД. Рейд по ликвидации стихийных рынков первый Донской батальон провел на территории Аксайского района.
«Этот рейд направлен на снижение аварийности. Торговые точки расположены практически на проезжей части и создают угрозу безопасности дорожного движения. Зачастую водители прибегают к резкому торможению, не меняя полосы движения. Естественно, водитель, который движется за ним, не соблюдая дистанцию, допускает столкновение. Бывают случаи с летальными исходами водителей и пассажиров – поясняет командир Аксайского взвода 1-го донского ОБ ДПС ГИБДД ГУ МВД РФ по РО Сергей Голынский. – За данное деяние сотрудники районной администрации составляют протоколы за нарушение правил торговли. Также сотрудники ГАИ имеют право составлять протоколы за создание помех на проезжей части, штраф предусматривает наказание всего 1500 рублей».
Остановка транспорта в местах стихийной торговли создает аварийно-опасную ситуацию не только для водителей, но и для пешеходов. Остановившись напротив такого стихийного рынка, люди начинают переходить дорогу в неположенном месте. Соответственно рискуют попасть под колеса автомобилей, а скорости на трассе «М4» приличные.
Спустя несколько минут после начала рейда, останавливаемся у первой стихийной торговой точки. Здесь продают овощи и фрукты уроженцы Абхазии, естественно, никаких документов у них нет. Сотрудник аксайской районной администрации выписывает нарушителям административные протоколы, но это не особо расстраивает продавцов фруктов. Они неспешно складывают товар в ящики. Через несколько минут появляется «администратор» стихийного рынка, абхазец Миша. Он развозит товар по точкам и пытается урегулировать вопрос с сотрудниками полиции. Миша не отрицает нарушения правил торговли, но общается с инспекторами непринужденно. На вопрос, почему продает фрукты на дороге, Миша отвечает: «Торгуем на трассе, потому что не дают нормально жить. А где работать, я же не ворую?» Пока идет диалог, на Мишу и его коллег представитель районной аксайской администрации выписывает протокол.
«Торговля на придорожной полосе автомагистрали запрещена. Торгуют постоянно, как правило, одни и те же лица. Сейчас мы составляем протокол в отношении лиц, по статье 8.2. На физическое лицо предусматривается штраф до четырех тысяч рублей. Торгуют люди без документов, места для торговли ежегодно утверждаются главами сельских поселений, соответственно люди должны получать разрешение на торговлю. У них нет ничего – в лучшем случае документы, подтверждающие личность. Специализированные рынки есть практически во всех сельских поселениях Аксайского района, люди ссылаются на то, что им там выделяют самые плохие места, поэтому они вынуждены торговать здесь. Как правило, торгуют граждане Грузии и Абхазии», – поясняет ведущий специалист отдела по контролю торговли и защиты прав потребителей администрации Аксайского района Александр Сергеев.
Настолько тонка все же бывает грань между работой и воровством, инспекторы демонстрируют, не отходя от придорожного рынка. Ведра, в которых выставляется товар, обладают особым секретом, которому позавидует любой иллюзионист. В пустом ведре имеется деревянная вставка, которая сверху прикрывается фруктами – персиками или виноградом. Продают виноград, не взвешивая, на «ведро с горкой». В итоге «горка» – это фактически все, что достается любителю придорожной дешевизны. Пока покупатель передает деньги продавцу, тот высыпает товар в пакет, чтобы подвох с пустым ведром не был заметен.
Штрафы за придорожную торговлю, увы, незначительны – от 1500 рублей. Торговцу проще заплатить штраф, чем идти в администрацию и получать разрешение на продажу своей продукции – это понимают и сами проверяющие. Спустя несколько минут после грозного рейда на обочину одной из самых опасных трасс РФ возвращается жизнь. Торговцы откровенно игнорируют сотрудников полиции, представителей администрации Аксайского района. И не понимают, либо же не хотят понимать, какую опасность таит их присутствие на дороге.
Фото: Фото автора, видео и монтаж Андрея РЫЖКОВА