![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
В сложнейших условиях сражались за главный приз стоимостью в три миллиона рублей механизаторы ряда регионов России и Украины. Единственные в России гонки на тракторах «Бизон-Трек-Шоу» прошли под Ростовом. Участников девятых соревнований ожидало семь этапов, над степенью сложности которых потрудились не только организаторы, но и погода.
На этот раз к офису «Бизона» на предстартовое «построение» прибыли 37 тракторов: участников по сравнению с 2010-м годом стало больше, шире – география. Приготовления к выезду на место старта завершают механизаторы Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краев, Республики Мордовия. Жаждут реванша и гонщики из Украины – своих пилотов отрядили на Дон несколько хозяйств автономной республики Крым. Пока журналисты пользуются возможностью запечатлеть «болиды» чистыми, идеолог гонок Сергей Суховенко дает традиционные инструкции участникам.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
«Конечно, хочется, чтобы победили все, но такого не бывает. Поэтому пусть победит сильнейший. Я сразу хочу предупредить: трасса очень сложная, вчера шел проливной дождь, наши специалисты до последнего момента стараются одолеть последствия погоды, но грязи все равно хватает», – предупреждает генеральный директор компании «Бизон».
Сочная сельская грязь в это утро – единственное, что напоминает о непогоде. Мощные поливалки простоят без дела весь день соревнований, а зрителей не нужно будет упрашивать отойти от ограждений: ничто так не «отрезвляет», как комья грязи, которые вырываются из-под колес идущего на предельной скорости трактора.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Первый этап – заезд на время по гоночной трассе с гравийным покрытием – преодолевают все участники. Обходится даже без заглохших сразу после старта, в грязевой «ванной». Но возросшая сложность трассы уже очевидна: многие с трудом вписываются в ставшие более крутыми повороты, некоторым сложно даются перепады рельефа.
Второй этап – парные виражи – сразу же сокращает число претендентов на победу до 35. На одном из крутых виражей переворачивается номер 18, которым управлял представитель Неклиновского района Роман Струк. С пилотом все в порядке, «болид» убирает с трассы техническая помощь. Буквально в следующем же заезде сходит трактор №25, из гонки выбывает механизатор из Октябрьского района Алексей Прокопенко.
В третьем этапе на старт выходят 20 гонщиков, к четвертому, одному из самых сложных и зрелищных, – остается 10 участников. Пилотам предстоит как следует «искупать» свои машины в жидкой грязи, пять раз преодолев «Силосную яму». Один из тракторов так и не смог сойти с места. Испугался, констатируют зрители.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
В последнем отборочном туре остается пять участников. После парной гонки по схеме «каждый стартует с каждым» определяются четыре финалиста: подсчет ведется по очкам. В «Малом финале» встречаются ветеран «Бизон-Трек-Шоу» Али Ахметов и двукратный чемпион, а помимо того – дважды призер гонок Анатолий Бобровский. В сложнейшей борьбе Бобровскому удается завоевать бронзу. Фортуна вновь не проявила благосклонности к Ахметову: ему, как и в прошлом году, остается довольствоваться четвертым местом.
В суперфинале встречаются «серые лошадки»: в перечне фаворитов не фигурировавшие Александр Чекалов, механизатор ЗАО имени Ленина Цимлянского района, и сотрудник ООО «Краснокутское» Октябрьского района Алексей Купоров. В минувшем году Купоров «отметился» как автор самого экстремального заезда: на одном из этапов его трактор перевернулся, после чего спортсмен покинул соревнования. Прошлогоднюю неудачу Алексей с лихвой компенсировал.
Примерно к середине финального заезда сомнений, что главный приз – трактор Challenger за три миллиона рублей – получит именно он, не осталось практически ни у кого. Кроме самого чемпиона. «Я пока ехал, никого не видел, ничего не замечал. Все заезды были очень сложные, особенно силосная яма. Не ожидал вообще, не думал, что выиграю», – признается герой журналистам.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Обладатель серебра от общения с прессой уклоняется. Анатолий Бобровский, с трудом удержавшийся на третьей ступени, рассудителен. Как и годом ранее, когда ему досталось серебро. «Все, что смог – все мое», – констатирует он. Каким образом «ковалась» победа, чемпионы не признаются, говорят, что максимум, что сделали с обычным рабочим «Беларусом» – протерли фары. И не только, приоткрывает завесу тайны главный судья гонок Игорь Гарагуля.
«Конечно, они готовят трактора, ставят турбины, мешают в топливо керосинчика, – рассказывает он. – Но мы контролируем четко процесс, чтобы кто-то сильно не выбился из общего ряда. Если кто-то бы сейчас поехал слишком быстро, я бы, конечно, посмотрел, благодаря чему он это сделал. Пока вы видите: идет равная борьба, главное – пилоты. Поломанные колеса, перевороты – это опять же пилотирование». Усилия всех – без исключения – пилотов щедро вознаграждаются. Призовой фонд соревнований – около четырех миллионов рублей, грамоты и ценные подарки увозят по домам все без исключения. Финалистам же, чтобы унести все призы, требуются помощники.
«Это наш вклад в популяризацию труда сельского механизатора. Очень тяжелая работа, неблагодарная, а здесь они герои», – говорит Сергей Суховенко. Он вспоминает, как девять лет назад у руководителей малоизвестной компании «Бизон» появилась идея провести для продвижения необычные соревнования. Сегодня гонки на тракторах практически живут своей жизнью. Здесь есть свои кумиры, свои фавориты, постоянные болельщики. Если раньше у соревнований механизаторов был статус «единственных в Европе», то сегодня они – уникальные только для России: идею взяли на вооружение в Крыму, где организовали свои гонки. Однако «Бизон-Трек-Шоу» продолжает эволюцию.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
«Мы же регион агропромышленный, мощный. И где, как не в Ростовской области организовывать такие шоу. С другой стороны, это привлекает молодежь, людей всех возрастов. И учитывая, что гонки проходят уже в девятый раз, я думаю, это нужно развивать. Это единственное шоу тракторов в России. Это нравится людям, это создает определенный имидж донскому агропромышленному комплексу. В общем, во всех смыслах позитивная затея», – одобрил начинание зритель гонок, губернатор РО Василий Голубев.
Следующий год станет для «Бизон-Трек-Шоу» юбилейным. И зрителей десятых международных соревнований механизаторов, намекают организаторы, ожидает нечто особенное. Уже доподлинно известно, что география участников станет еще шире. О желании приехать сообщили, в частности, Самара и Саратов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Фото: Фото автора, видео Юрия ЛЯШКО