Повышение цен на проезд может быть связано не с нуждами перевозчиков, а с попыткой городских властей мотивировать рублем ростовчан к использованию транспортных карт Безналичный расчет будет способствовать развитию транспортной системы Ростова, считают эксперты, опрошенные порталом 161.ru, однако прежде чем вводить дифференцированный тариф, необходимо обеспечить свободный доступ к картам и терминалам оплаты.
По пути в безнал
Новые точки продаж карт для безналичной оплаты проезда откроются в Ростове уже на следующей неделе, заявили порталу 161.ru в «Агентстве развития платежных систем» (АРПС). Пока точное количество их неизвестно: переговоры с партнерами, среди которых «Почта России», Сбербанк и «Ростдонпечать», завершатся в ближайшие дни. Сейчас приобрести карту оплаты, получившую название «Простор», можно только в информационном центре АРПС по адресу: Социалистическая, 37. В пресс-службе городской администрации также добавили, что семь из которых – круглосуточные.
– К середине осени должен решиться вопрос об онлайн-пополнении баланса транспортной карты банковскими картами и с помощью мобильных телефонов, – заявили в пресс-службе АРПС.
Опрос, проведенный порталом 161.ru на улицах города, показал, что большинство ростовчан весьма спокойно отнеслись к повышению тарифов на проезд, при этом карты оплаты «Простор» имеются сегодня далеко не у всех жителей донской столицы. В информационном центре АРПС сообщили, что с появлением информации о росте цен количество обращений граждан, желающих перейти на безналичную систему оплаты, возросло, но в очередь люди не выстраиваются.
Накануне глава ростовской администрации Виталий Кушнарев заявил, что за поездку в автобусах и маршрутных такси с 1 августа ростовчанам придется заплатить 25 рублей. В электротранспорте стоимость поездки вырастет до 23 рублей. Однако для владельцев транспортных карт введут специальный тариф, который позволит платить на пять рублей меньше: 20 рублей в автобусах и 18 рублей – в троллейбусах и трамваях.
– Транспортные компании подали заявку в службу по тарифам на увеличение стоимости проезда до 35 рублей, но им было отказано, – подчеркнул Виталий Кушнарев.
Большинство транспортных компаний, с которыми связался портал 161.ru, отказываются комментировать повышение цен. Они заявляют, что это решение городского департамента транспорта, и о нем стало известно только вчера. Лишь отдельные игроки подтвердили, что экономическое обоснование повышению стоимости проезда все же имеется.
– Цены на горючее растут. Еще три месяца назад стоимость 95-го бензина была 37 рублей за литр. Сейчас уже 42 рубля за литр. Прибавьте к этому расходы на содержание парка и зарплату водителям, – рассказали в ОАО «Автоколонна №1559».
Там также добавили, что терминалы безналичной оплаты будут установлены только в автобусах и троллейбусах. В маршрутных такси их не будет.
Ультиматум принят
По мнению руководителя регионального отделения общественной организации «Город и Транспорт» Александра Семенова, повышение тарифов связано не столько с интересами транспортных компаний, сколько со стремлением городских властей мотивировать ростовчан перейти на безналичную оплату проезда. Примерно неделю назад в АРПС заявили, что приостановили выпуск карт «Простор» из-за того, что администрация Ростова не торопится вводить дифференцированный тариф для пассажиров. А после заявления Виталия Кушнарева реализация проекта продолжилась.
– К сожалению, у нас, как обычно, все делается впопыхах. Разумней было бы вначале подготовить всю необходимую инфраструктуру, а уже потом вводить дифференцированный тариф, – считает Александр Семенов.
По его мнению, популяризация безналичного расчета в транспорте – ожидаемый и необходимый шаг. В большинстве городов-миллионников такая система действует уже давно. Имеется там и дифференцированный тариф. Например, в Москве разовый билет при покупке его у водителя стоит 55 рублей, а если оплачивать проезд транспортной картой «Тройка», потратится всего 35 рублей.
– Безналичный расчет, во-первых, позволяет органам управления транспортом адекватно оценивать объемы пассажирских перевозок. Во-вторых, при такой системе АТП полностью «отвязывается» от финансового потока: сейчас водитель – царь и бог на маршруте, он может долго стоять на остановках и набивать полный автобус пассажирами, поскольку сам финансово заинтересован в большом количестве людей. С переходом на безналичный расчет его основной задачей будет лишь соблюдение графика, – говорит Александр Семенов.
Напомним, впервые о введении безналичного расчета в ростовском городском транспорте местные чиновники заговорили еще десять лет назад. Перейти от слов к делу попытались в 2009 году. Тогда департамент транспорта объявил конкурс, который выиграла компания НТЦ «Измеритель» из Москвы. Однако тогда проект реализовать не удалось. Повторно тендер был проведен в апреле нынешнего года. Победителем стало «Агентство развития платежных систем».
Фото: Евгений Березкин