Россияне, застрявшие за границей, перестали волновать людей. Если поначалу вокруг каждого вывозного рейса поднимался информационный шум, то теперь всё ограничивается кратким списком пассажиров. При этом путешественники по-прежнему находятся за рубежом — кто-то пытается выживать, а кто-то — уехать. Мы побеседовали с Анастасией Грицихиной, которая пятый месяц живет в Германии против своей воли.
Настя улетела в гости 10 марта. Вернуться из Германии планировала 3 мая, даже купила обратный билет. В мае улететь не получилось из-за коронавируса, а теперь сделать это мешает невнятная организация вывозных рейсов, на которые могут попасть жители Ростовской области. За два с половиной месяца был всего один рейс — 4 июля, а второй должен вылететь завтра, 18 июля. Билеты на эти рейсы разлетались за полчаса, а информация о них появлялась либо за сутки до отправления самолета, либо поздно вечером — следить за этим очень сложно.
— Кому нужно, тот следит и улетает. Рейсов много, — ответила администратор телеграм-канала «Госуслуги: Германия — РФ» на вопрос Насти о том, можно ли публиковать обновления в расписании в фиксированное время.
Чтобы выехать из любой страны, где человек застрял, нужно зарегистрироваться на госуслугах и оставить заявку. По словам Насти, на основании этих данных и формируются рейсы. Их и правда много, если посчитать по всему миру.
— Я иногда захожу на госуслуги посмотреть, какие рейсы есть вообще. Некоторые из них висят полупустыми по несколько дней. Зачем их делают, если они не востребованы? Почему нельзя организовывать рейсы оттуда, откуда людям реально нужно улететь? Это вопросы в пустоту, — говорит Настя.
Кроме того, у рейсов есть лимиты и ограничения. Во-первых, они в большинстве случаев везут не больше 150 человек в одном самолёте, во-вторых, чаще всего людей из Германии вывозили только в Московскую и Ленинградскую области. Это становилось причиной для подлогов и махинаций.
— Были случаи, когда жители Юга удаленно заключали фейковые договоры аренды квартир, чтобы попасть на рейсы в Москву. А кто-то действительно снимал квартиру и платил за ненужное жилье в столице. В общем, если хочешь попасть в Россию — прояви смекалку, — сказала Настя.
Есть ещё одна схема, по которой можно было вернуться на родину. Маршрут: Германия — Белоруссия — Ростов. Но, по словам Насти, это очень дорого и опасно.
— Благодаря тому, что Белоруссия не закрывала границы, люди летели из Франкфурта до Минска, откуда им приходилось на такси ехать до границы с Россией. Границу переходили пешком, а дальше снова вызывали такси и ехали в свой город. Это бешеные деньги. Около 30–40 тысяч только на такси, а еще билет на самолёт. Я бы побоялась ехать. Люди говорили о том, что некоторые водители просто высаживали их на обочине и просили больше денег за поездку, — рассказала Настя.
Чтобы уехать, люди объединялись в группы и пытались достучаться до регионального правительства. Южане писали в администрации Ростова и Краснодара, но, по словам Насти, получали один ответ: зарегистрируйтесь на госуслугах, заполните анкету и ждите. Хотя были случаи, когда добиться ответа от правительства региона всё же удавалось.
— Ребята из Омска объединились в группу и достучались до местного правительства. Они прилетели в Москву, хотя их, по идее, не должны были сажать на этот рейс — администрация города помогла. За ними прислали трансфер, и группа попала домой. Таких случаев на самом деле было несколько, — добавила Настя.
Сейчас в Германии осталось не так много россиян, которые не могут уехать. В основном те, кто живут у родственников или друзей, а не в гостиницах. По словам героини, в ростовской группе остались либо те, кто слишком стар для приключений и поездок в Россию через Минск, либо люди, как Настя, — у которых нет риска остаться жить в коробке под мостом. Многие по-прежнему ищут отчаянных попутчиков и продумывают альтернативные варианты возвращения домой.
Кроме прочего, тем, кто застрял за границей, по постановлению правительства № 433 положены материальные выплаты. Настя находится в Германии больше 70 дней сверх тех, что были в планах, но деньги она получила только за 10. По ее словам, многие и вовсе не попали в списки тех, кому полагается помощь. Почему так складываются обстоятельства, пока что выяснить не удалось.
Неясно и то, будет ли возможность у застрявших снова выезжать за границу в ближайшее время.
— Я нахожусь в Германии сверх длительности визы. Немецкое правительство идет навстречу — сначала они сообщили, что иностранцы могут не переживать до 30 июня, а когда поняли, что этого не хватит — продлили срок до 30 сентября. По правилам визы человек может быть в шенгенской зоне 90 дней из 180. Мои три месяца закончились. И неизвестно, смогу ли я потом въехать обратно, если мне понадобится, потому что я сильно превысила лимит в этой поездке. Многие люди переживают по этому поводу, как и я, — сказала Настя.
Еще один повод для переживаний — отношение к подобным ситуациям в России. В конце апреля мы публиковали историю жительницы Волгодонска, которая подверглась осуждениям в духе: «Нечего по вашим заграницам ездить. Сидели бы дома». И этот случай — один из многих.
— Меня очень раздражает, когда люди говорят: «Ой, ты в Германии, сидела бы и не жаловалась, нам тут в России еще хуже». Таких людей много. Когда здесь было больше ростовчан, я предлагала записать видеообращение, попросить помощи. Согласились только два человека. Остальные отказались, потому что боялись грязи в свой адрес. И я их понимаю. Первое время, когда все поняли, что застряли, люди пытались обращаться за помощью — кто-то шумел в соцсетях, кто-то устраивал какие-то сборы, и всех их начинали травить, — говорит Настя.
Настя сказала, что ситуация казалась ей забавной только первые две недели, сейчас это уже не кажется ей смешным. Все хотят уехать. У большинства из тех, кто застрял за рубежом, в России есть дела, дома и близкие люди.
— Я хочу домой. У меня в России семья, бабушка, за которой нужно ухаживать. Я пропустила кучу дней рождения, в том числе свой. У меня много планов пошло наперекосяк. Кроме того, я сижу на шее у человека, к которому я приехала в гости. Меня это очень напрягает. Правительство перестало платить деньги, а мои сбережения уже закончились. Я нахожусь здесь на птичьих правах. Ехать через Минск? Моя жизнь для меня дороже, и я не могу за это столько заплатить. Я хочу улететь хотя бы в Москву, — возмущается Настя.
Из-за коронавируса Россия прекратила авиасообщение с другими странами. Регулярные рейсы в страны Евросоюза отменили с 13 марта, а в Китай самолеты перестали летать еще с 1 февраля. В этот период в мире начали застревать люди — в Армении, в Марокко, на Бали, в Непале, Маврикии и других странах. Путешественников начали эвакуировать почти сразу и продолжают вывозить их до сих пор. Первый прибывший в Ростов эвакуационный рейс был из Таиланда, мы встретили его пассажиров и сделали фоторепортаж из аэропорта.
За несколько часов до публикации материала Настя написала, что у нее больше нет сил ждать — она решила отправиться домой своим ходом, через Турцию, поскольку страна заявила о возобновлении полетов в Россию. Этот путь выглядит безопаснее, чем поездки по Белоруссии и России на такси.