Вместе с учёными Ростова 161.ru берётся развенчать распространённые заблуждения и научные мифы. Стоит ли бояться ГМО? Действительно ли мы используем наш мозг лишь на 10%? Чем отличаются чёрные дыры и космические кротовые норы? Эти и другие вопросы мы зададим специалистам из ростовских университетов и научно-исследовательских организаций. Первая беседа посвящена теме радиации.
«Страшилка века»
Радиация или, как называют это явление учёные, ионизирующее излучение – одна из главных «страшилок» века. Невидимая всепроникающая опасность – такой она предстаёт в многочисленных играх и фильмах, которые наделяют её самыми невообразимыми свойствами – от мгновенного превращения всего живого в гигантских голодных монстров до возможности «выключить» радиоактивный фон нажатием одной фотки. Вокруг радиации появилось множество обывательских мифов, зачастую демонизирующих её и преувеличивающих её реальную опасность.
Вместе с доктором физико-математических наук, специалистом в области физики атомного ядра и частиц, а также заведующим кафедрой технической физики физического факультета ЮФУ Вячеславом Сергеевичем Малышевским мы попытаемся разобраться, имеют ли эти мифы под собой реальное основание.
Миф 1. Радиация – творение рук и разума человека, опасное в любом своём проявлении
– Это не так. Радиация – это природное явление. Абсолютно все предметы вокруг нас радиоактивны от природы, в том числе наши тела. В природе, кроме элементов из периодической системы элементов существует около 500 изотопов. Это аналоги обычных веществ. Их химические свойства абсолютно такие же, разница лишь в числе нейтронов в атоме. Они бывают естественными, существующими в природе, и искусственными. Последние появились, когда человечество начало осваивать атомную энергию. Вне зависимости от происхождения многие изотопы нестабильны, они распадаются. В результате этого распада появляются так называемые альфа- и бетачастицы, а также гамма-излучение. Это и есть радиация. Часть её исходит от веществ, находящихся на земле, другая – приходит к нам из космоса, в том числе с Солнца. Эти излучения проникают в атмосферу и воздействуют на наш организм. Мы живём в этой среде, в ней жили наши бабушки и дедушки. В ней же жили обезьяны, от которых мы, наверно, и произошли. Пока мы с вами говорим, через нас уже прошло сто или двести тысяч частиц, а мы даже не почувствовали. И это совершенно нормальная ситуация.
– Тогда откуда взялся страх перед радиацией?
– Этот страх – отражение последствий ядерных испытаний и катастроф, а в большей степени – фотографий, фильмов, других произведений, где радиационная опасность зачастую преувеличивается. Но радиация, конечно, действительно опасна. В тех количествах, в которых она появляется во время ядерных испытаний или инцидентов, подобных чернобыльскому, она смертельно опасна. Но бытовой газ, которым оборудована каждая кухня в городе, тоже опасен. Это привычные опасности, которых мы не боимся. Радиация –явление сравнительно новое и в быту встречается редко, это непривычная опасность, поэтому она и вызывает такой страх.
– То есть радиация опасна не сама по себе, а только в случае превышения естественного фона?
– Да. Более того, естественный фон не является нормой, и в некоторых регионах на нашей планете он может превышать в десятки раз среднее значение. Смертельно опасный уровень радиации превышает естественный фон примерно в тысячу раз. Если сравнивать, например, с температурой, то при повышении температуры воды с 36-38 до, например, всего 42 градусов, человек уже испытает боль. При повышении до 50 градусов можно получить ожоги. Здесь границы опасности-безопасности очень близко. С радиацией ситуация обстоит совершенно по-другому.
– Почему тогда людям, работающим в зонах повышенного радиационного фона, положены льготы за вредную для здоровья работу?
– Диапазон опасности ионизирующих излучений до сих пор исследуется. Мы не можем сегодня абсолютно точно сказать, какой уровень радиации опасен и насколько. Есть, например, теория гормезиса, согласно которой воздействие немного повышенного радиационного фона даже полезно. В санаториях, например, принимают радоновые ванны, которые улучшают иммунитет. Однако, поскольку единого мнения среди учёных нет, при разработке норм радиационной безопасности применяют так называемую беспороговую линейную концепцию. Это означает, что принимается мнение о том, что любой уровень ионизирующего излучения опасен – просто чтобы перестраховаться. На самом деле работники атомных станций работают в кабинетах, уровень радиации в которых ничем не отличается от этого уровня, например в моём кабинете. Так же и с электриками. Их тоже далеко не каждый день бьёт током, согласитесь. А доплату за риск они получают стабильно. Так же дело обстоит, например, и с работниками АЭС. Они в теории действительно могут пострадать, и за этот риск государство даёт им определённые льготы. Просто потому, что никто не может предугадать трагических случайностей – таких, как цунами в Фукусиме.
Миф №2. Рентген и флюорографию нельзя делать чаще, чем раз в неделю, а превышение дозы радиации может привести к раку
– Миф об опасности рентгена и флюорографии имеет под собой реальную основу. Всё-таки рентген и флюорография – это воздействие ионизирующего излучения на организм. Во время обычного рентгеновского исследования пациент получает дозу радиации, примерно в два раза превышающую дозу от естественных источников. Однако эту же дозу вы можете получить, если, например, начнётся пылевая буря и к нам принесёт пески откуда-нибудь с астраханских степей. Но все эти колебания будут на уровне естественного фона. Правда, каждый день ходить на рентген всё же не стоит.
– Как вообще высокий уровень радиации влияет на человеческий организм?
– Человек более чем на 80% состоит из воды. А молекулы воды под действием радиации ионизуются. Её молекулы – H2O - распадаются на чистый водород и ион OH. Ион этот очень активный, он начинает присоединяться к различным молекулам, в том числе молекулам ДНК, вследствие чего они разрушаются. Разваливаются даже целые клетки в нашем организме. Если этих радикалов очень много, организм даже может погибнуть. При естественном фоне в организме сохраняется динамическое равновесие. Более того, на этом эффекте основана химиотерапия. Радиация разрушает раковые клетки таким же образом, как и обычные.
– Значит, то, что радиация может привести к раку, это миф?
– Риск заболевания онкологией при повышенном радиационном фоне существует. Но связать возникновение рака с какой-то определённой причиной в принципе очень сложно. Он мог возникнуть из-за курения или каких-то других злоупотреблений. Провести прямую параллель между радиационным фоном и онкологией сложно, но и утверждать обратное тоже нет достаточных оснований.
Миф №3. Алкоголь, йод и свинец спасут от радиоактивного заражения
– Миф о йоде, с одной стороны, имеет реальное основание, а с другой – очень опасен. С этим связана одна история. В 2000 г. в предпусковой период Ростовской АЭС проводились так называемые горячие испытания первого контура. Ядерное топливо на станцию ещё не поступило, нужно было проверить все технологические процессы. Первый контур заполнялся водой, и станция работала как обычно, только без радиоактивных элементов и, соответственно, без выработки энергии. Вода в ходе этих испытаний превращалась в пар, а пар после испытаний сбросили через клапаны в атмосферу. Ветер это облако погнал на Ростов, и тут же началась паника – мол, радиоактивное облако идёт на город, хотя, конечно, никакой радиации там не было, это был просто пар. И кто-то кому-то сказал, что надо принимать йод. В итоге очень многие попали в больницы с ожогами пищевода.
– Так значит, принимать йод не нужно?
– Нужно, но только по рекомендации МЧС. И не чистый йод. Существуют специальные йод-калиевые таблетки, которые сотрудники МЧС выдадут всем нуждающимся. Дело в том, что одним из самых опасных изотопов, выбрасываемых в атмосферу при ЧП, связанных с радиацией – это изотоп йода, йод-131. Он так же, как и обычный йод, легко накапливается в щитовидной железе и может приводить к проблемам с ней. Чтобы изотоп в неё не попадал, железу надо насытить обычным йодом, и тогда радиоактивный она принимать не будет. Загвоздка в том, что необходимая человеку доза йода за всю его жизнь легко умещается в чайной ложке. Начав пить йод, даже растворённый в воде, вы нанесёте по своему организму мощнейший химический удар, который ещё неизвестно, к чему приведёт.
– А что касается крепкого алкоголя? Есть миф о том, что он помогает выводить лишние изотопы из организма. Даже на атомных подводных лодках его наливают военнослужащим.
– Этот миф не имеет к реальности никакого отношения. Дело в том, что одними из опаснейших радиоактивных элементов являются стронций и цезий. По своим химическим свойствам они почти не отличаются от кальция и калия. Если они попадают в организм человека, то начинают заменять эти элементы. Они становятся частью наших костей, печени, почек и других органов. Вывести их из организма почти невозможно, никакой алкоголь тут не поможет. Что же касается красного вина, то это очень сильный антиоксидант, и иногда его рекомендуют принимать для повышения иммунитета.
– А что касается свинца? Свинцовые стены способны защитить от радиоактивного излучения?
– Определённо. Свинец – очень плотный материал, он при должной толщине способен задержать ионизирующее излучение.
Миф№4. Ядерная энергетика и испытания ядерного оружия привели к тому, что мы все живём в условиях повышенного радиационного фона, и он постепенно растёт
– Это неправда. На крыше физического факультета у нас стоит аспирационная станция, через которую постоянно циркулирует воздух. Этот воздух подвергается различным анализам, в том числе анализам на состав радиоактивных изотопов. Радиационный фон колеблется, он не всегда один и тот же. Зимой он несколько повышается, летом становится пониже, но все эти колебания находятся в пределах нормы. Более того, радиационный фон постепенно снижается. Археологи говорят, что раньше он был намного выше. Дело в том, что нестабильные естественные изотопы постепенно распадаются, на Земле их становится всё меньше и меньше. Техногенные причины повышают его только локально, в местах проведения испытаний, например. В общем и целом уровень радиации в мире сейчас нельзя назвать опасным.
Данил Борисов
Фото: Евгений Берёзкин