Главный редактор 161.RU рассуждает, как связаны две темы: рассыпающийся старый фонд и захватывающие всё новые территории новостройки.
«Очень важно, чтобы набранные темпы строительной индустрии работали на повышение доступности жилья для граждан, для российских семей», — заявил Владимир Путин, обсуждая 6 марта успехи строительной отрасли с федеральными министрами и главами южных регионов. Слушал президента и Василий Голубев, в чьей области за год появилось более 3 миллионов квадратных метров нового жилья. На Ростов при этом пришлось около 1,2 миллиона квадратов.
Так много не строили никогда.
Так бессмысленно и непонятно для кого, пожалуй, тоже.
В 2024 году власти Ростовской области запланировали расселить 64 аварийных дома, включая 15 зданий в областной столице. И да, ни рухнувшей пятиэтажки на улице Нариманова, ни лишившегося стены дома на улице Черепахина в списке не было.
После обрушения подъезда на Нариманова квартир лишились более 200 ростовчан. Встречаясь с ними, градоначальник Алексей Логвиненко, то обещал поднять выплаты за утрату всего (!) нажитого имущества до 100 тысяч рублей, то предлагал покупать новые квартиры в кредит, объясняя недовольным озвученной суммой выкупа жильцам, что компенсации «не носят характера улучшения жилищных условий».
Между строк читается: «Граждане, уважаемые российские семьи, вы, конечно, лишились всего, но теперь, пожалуйста, сидите ровно и скажите спасибо, что деньги дают; вон на Западе без страховки получили бы шиш с маслом».
Сколько ростовчан живет в аварийных домах? Если верить администрации Октябрьского района, запретившей коммунистам проводить митинг с возможным обсуждением ветхого жилья, то таких горожан более 4 тысяч.
Сколько нужно времени, чтобы переселить их всех в новые квартиры или выплатить компенсации за изъятие жилья? По словам Логвиненко, даже в 2031 году почти треть (63) уже признанных аварийными ростовских домов так и останутся не расселенными. В планах на ближайшие семь лет — переселение жильцов 141 дома. Такие намерения градоначальник называет «беспрецедентными».
Кстати, аварийные дома Ростова расселяют за федеральный счет.
Сколько нужно квартир, чтобы разместить нуждающихся? В госпрограмме на 2024 год на каждого жильца аварийного дома приходится по 21,9 квадратного метра. Перемножим на общее количество, держа в уме слова ростовского градоначальника, что мы тут занимаемся не улучшением жилищных условий, и получим около 88 тысяч квадратных метров на всех.
Кажется, что правда беспрецедентно много. Это квартиры на 10,6 миллиарда рублей — если считать по утвержденной правительством соцнорме, а не по рыночным ценам.
Беспрецедентно, просто беспрецедентно…
Пока не посчитать, что требуемые 88 тысяч квадратных метров — это лишь 7,3% от площади жилья, построенного только в Ростове, только в многоквартирных домах, только за 2023 год. Даже если взять за основу норматив в 35 квадратов на человека, который Ростовская область надеется достичь к концу десятилетия, получится менее 12%.
И пока не вспомнить, какие дома обеспечивают Ростову рекорды по объемам застройки. Это масштабные проекты по застройке Левого берега и окрестностей старого аэропорта, землю под которые выделяют на льготных условиях; это разрастающиеся Суворовский и Левенцовка, для поддержания жизни в которых приходится запускать гигантские инфраструктурные проекты; это огромные ЖК, вырастающие на последних свободных участках центра и ближайших подступах к нему.
И пока не узнать, что застройщики Ростовской области распродали лишь 29% построенных за 2023 год квартир. Даже если полностью исключить из расчетов жилье, построенное в последнем квартале (вдруг просто не успели продать!), то останется около 1,44 миллиона квадратных метров готового и пустого жилья. Данные отдельно по Ростову пока недоступны из-за обновления портала Минстроя России, но очевидно, что речь пойдет о сотнях тысяч свободных квадратов. И это без учета всего, что построили до 2023-го и собираются ввести в эксплуатацию в ближайшие годы.
Что от строительного бума получает Ростов (помимо необъяснимого и стремительного роста цен)? Снова дадим слово градоначальнику Алексею Логвиненко: «Добавили [за год в маневренный фонд муниципального жилья] 152 абсолютно новых помещения. Сегодня в распоряжении спецфонда находятся 500 помещений, что позволяет нам оперативно реагировать на все чрезвычайные ситуации в городе».
В некоторых домах, землю под строительство которых город выделил на льготных условиях, застройщики обязаны резервировать 5% жилых площадей для предоставления обманутым дольщикам. Но это отдельные проекты и одна категория нуждающихся.
Ну что сказать: беспрецедентно!
Только от реализации квартир, сданных в 2023 году, застройщики Ростовской области должны получить не менее 83 миллиардов рублей. Это при средней для региона цене квадратного метра в 94 тысячи рублей и без учета предпродаж новых проектов или реализации ранее построенного жилья.
Давайте честно: всех жильцов всех аварийных домов Ростова при большом желании можно переселить в новое жилье хоть завтра. Ну ладно, в течение года — если потребуется подвести законодательную базу. Дать ключи от квартир и начать разбираться с освободившимся старым фондом — что снести, а что отдать бизнесу. Похоже, кстати, работает московская реновация.
Уверен, многие серьезные люди назовут кучу причин, почему это невозможно и нереализуемо. Но простите, эти объяснения будут смотреться дешево на фоне многомиллиардной выручки и 3 миллионов квадратов введенного жилья.
Согласны с автором?