RU161
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +11

0 м/c,

757мм 51%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Город Дома сыпятся «Опять ждать неизвестно чего». Что говорят жильцы дома на Нариманова спустя месяц после обрушения

«Опять ждать неизвестно чего». Что говорят жильцы дома на Нариманова спустя месяц после обрушения

Как шок день за днем превращался в гнев и раздражение

Месяц назад люди лишились своего дома

Месяц назад начала рушиться пятиэтажка на Нариманова: более 200 ростовчан лишились жилья и имущества, оставшегося в опечатанном доме. За это время наримановцы успели устроить массовый сход с критикой властей, съездить на Первый канал, вынудить сити-менеджера Алексея Логвиненко встретиться с ними, а еще — так и не получить все положенные выплаты. 161.RU пересказывает события этого месяца.

У разбитого корыта

После обрушения дома № 72/3 на Нариманова жителям пообещали выплатить компенсации — единовременную помощь 10 тысяч рублей и от 20 до 30 тысяч рублей за пострадавшее имущество. Изначально компенсации были положены только зарегистрированным жильцам, а собственники и квартиранты оставались «за бортом». Это возмутило жителей, оставшихся без ценных сбережений и шансов хоть на какие-то средства. Позже сити-менеджер Алексей Логвиненко сообщил жильцам, что власти внесут изменения в постановление о ЧС — теперь всем проживающим в доме будет положено по 100 тысяч рублей.

Вечером 26 февраля корреспондент 161.RU провел опрос в группе, где общаются жильцы. Из 80 проголосовавших 29 человек указали, что до сих пор не получили ни копейки, 40 жильцами выплатили по 10 тысяч рублей, и лишь 11 получили по 40 тысяч — то есть, изначально установленную компенсацию при полной утрате имущества. Новую выплату в 100 тысяч никто из участников группы на момент опроса не получил.

— Прошел ровно месяц, а воз и ныне там. Ни копейки выплат как собственник двух комнат я не получила. Даже 10 тысяч рублей, — заявила в комментарии 161.RU Елена Варченко. — Вещи так и не удалось нам никакие забрать. Документы, которые нам обещали помочь восстановить, так никто и не помогает восстанавливать. Мы сами бегаем восстанавливаем документы по всем инстанциям, платим госпошлины.

— Помощи никакой от слова совсем. 10 тысяч так и не выплатили, а за остальное и говорить нечего. Сроков никаких нет, — рассказала Анна Коваленко, чья мать 16 лет прожила в доме на Нариманова. — Все ждали нового постановления, но ничего не изменилось. Говорят опять ждать, только неизвестно чего. Ничего хорошего даже сказать не могу. Я, как пенсионерка, пытаюсь помочь маме, ее полностью одеть, купить лекарства, тонометр. Она нервничает, психует, а я не знаю, что делать. Тяжело.

— Я получила 10 тысяч рублей. Больше ничего. Никто со мной не связывался вообще, — рассказала жительница Наталья Гаврикова.

Как пояснила городской депутат Наталья Оськина, весь месяц помогавшая жильцам, трактовать строку «проживающие в доме» в постановлении о выплатах можно неоднозначно.

— Теперь там [в постановлении указаны] «проживающие на момент». Что и как это понимать? Должны быть документы от соседей, что этот человек был в доме, когда это все происходило? Или был приписан к поликлинике, школе, библиотеке? То есть формулировка для многих жителей непонятна, — считает Оськина.

В подвешенном состоянии и вопрос с оценкой выкупной стоимости. Нанятый администрацией города оценщик оценил комнаты в доме на Нариманова от 83-х до 89 тысяч рублей — в зависимости от этажа и прочих факторов. С предложенной стоимостью согласились далеко не все жильцы. Сити-менеджер Алексей Логвиненко предложил людям провести собственные экспертизы и предоставить результаты в администрацию. Решили делать независимые экспертизы за свой счет около 76 человек. По словам Логвиненко, 42 семьи согласились с оценкой администрации.

— Я независимую экспертизу сделала еще месяц назад. Моя оценочная независимая компания, которая находится в Краснодаре, оценила мои комнаты в 136 тысяч за квадратный метр. Стоимость участка земли под домом была включена в стоимость, но она составила, на секундочку, 136 тысяч за квадратный метр. А у них, в департаменте, 89 тысяч с учетом стоимости участка земли под домом, — рассказала жительница Елена Варченко.

— На основании независимой оценки будут подписаны соглашения с администрацией с протоколом расхождения по данному соглашению, в котором люди пропишут те суммы по независимым экспертным оценкам, — рассказала депутат Оськина. — Если администрация согласится с данными суммами от жителей по независимой экспертной оценке, то слава богу — все решится в досудебном порядке. То есть люди подпишут соглашения и будут ждать выплат. Если администрация не захочет в добровольном порядке идти, то я думаю, что будет много исков в суды и дальше придется только бодаться и сражаться за суммы, которые люди и эксперты считают реальными и рациональными для выплат в данном доме.

Как это было: хроника месяца

Вечером 27 января на первом этаже дома на Нариманова обрушилась стена. Сначала люди услышали треск, пол наклонился — сидевшие на диване жильцы съехали вниз. Жильцы забили тревогу и позвонили в 112, приехавшие спасатели начали эвакуацию. Многие выскочили из квартир, не успев взять документы, ценные вещи и домашних животных. Вспоминая тот вечер, жильцы говорили, что не думали, будто никогда не вернутся в свой дом.

Дом начал рушиться вечером 27 января

Спасатели эвакуировали 95 находившихся на месте жильцов, дом отключили от газоснабжения и электричества. Около 21:20 к дому подъехали два автобуса-гармошки, чтобы люди могли там погреться — на улице было около нуля.

Ночью пятиэтажку объявили зоной чрезвычайной ситуации. Вскоре следователи СК возбудили уголовное дело по статье «Халатность» — в отношении чиновников, которые медлили с расселением дома, признанного аварийным еще в 2020 году.

Некоторые жильцы провели ночь в пункте временного размещения, который развернули в 82-й школе. У кого была возможность, поехали к родственникам и друзьям. Но, кажется, в ту ночь не спал никто. Позже люди рассказывали, что до утра просидели на кроватях, подавленные случившимся.

Утро 28 января жилицы встретили в администрации Ворошиловского района, подписывая документы для заселения во временное жилье в Суворовском и получения компенсаций. В то же время обрушился весь первый подъезд пятиэтажки. На встрече с жильцами глава районной администрации Виктор Бережной сообщил, что первоочередная задача — обследовать дом и понять, насколько опасно туда возвращаться. Для людей стала сюрпризом и новость, что землю под домом давно изъяли для муниципальных нужд. Кто-то пошутил, что живет в воздухе.

Утро люди встретили в администрации

Некоторые жители переехали в маневренный фонд в Суворовский, арендаторов муниципального жилья переселили на Вересаево. У кого была возможность — переехали к друзьям и родственникам, чтобы не добираться в центр из дальних районов. В конце января жители встретились с администрацией Ворошиловского района и журналистами возле своего опечатанного дома, чтобы поведать о нерешенных проблемах. Многие пожаловались на безучастие городских властей — помогали наримановцам только волонтеры. Злило людей и то, что материальную помощь решили выплачивать только зарегистрированным в доме жильцам — то есть собственники, квартиранты и просто живущие там оказались «за бортом».

— А чем отличается человек — вот моя мама, 83 года, — которая не прописана, но она собственник. И ей не положены даже 10 тысяч. Она голая у меня сейчас на улице. Это нормально? — дрожащим голосом спрашивала Анна Коваленко.

Жители собрались возле своего дома, чтобы обсудить проблемы

В пустой пятиэтажке несколько дней оставались домашние животные, которых в спешке не успели забрать хозяева. Кошки, собаки, хомяк и ящерица сидели без еды и воды в пустом доме. Соседние дома по ночам слышали вой и плач брошенных зверей. Но сотрудники МЧС и полиции запрещали жильцам приближаться к дому и не лезли туда сами. На следующий день после публикации 161.RU питомцев все же спасли. Одну кошку вызволили в тяжелом состоянии — от обезвоживания животное еле двигалось. Неравнодушный мужчина отвез ее в ветклинику, где кошке ненадолго стало лучше. Но через несколько дней она умерла.

животные вопили о помощи

Жители дома на Нариманова и других аварийных домов Ростова поехали в Москву для съемок в программе «Мужское / Женское». Телеведущий Александр Гордон вновь призвал к отставке градоначальника Алексея Логвиненко.

— Я просто хочу обратиться сейчас к губернатору Ростовской области. У вас в столице вашей области сидит вот этот… эффективный менеджер, который даже к людям не вышел после того, как дом рухнул. Нет, действия вот этому… Алексею Валентиновичу будет давать прокуратура. Генеральная, надеюсь, — сказал Гордон под аплодисменты зала.

Спустя две недели после обрушения дома на Нариманова Алексей Логвиненко все же встретился с жильцами. Правда, собрание прошло остро: люди в штыки воспринимали каждую фразу градоначальника и выплескивали накопившуюся злобу в лицо городской администрации. Зал даже аплодировал за отставку Логвиненко. Вот этот момент из нашего репортажа:

— Меня интересует вопрос. Вот все сейчас поднимут руки: когда вас снимут с должности? Кто согласен, поднимите руки, — спросил один пенсионер.

Одна за другой перед лицом Алексея Логвиненко взмыли в воздух руки. Несколько десятков жильцов — большинство сидевших в зале — показали сити-менеджеру, как оценивают его работу. Зал закрепил свое солидарное решение овациями.

Люди были злы на Логвиненко

Но сити-менеджер парировал, сказав, что на момент обрушения дома находился в больнице и оттуда «руководил всеми процессами».

— В момент обрушения я был в больнице, откуда руководил всеми процессами, — объяснял градоначальник. — И вышел из больницы через четыре дня после обрушения. Параллельно с этим все процессы велись. Был организован ПВР, людей туда перевезли, в маневренном фонде, кто хотел, разместились. Выплаты все пошли. Животных спасатели со страхом и риском спасли.

Логвиненко был в больнице, когда рухнул дом

На той же встрече Логвиненко сообщил, что городские власти изменят правила и выплатят вместо 30 по 100 тысяч рублей всем, кто жил в доме на Нариманова. Прозвучали и результаты оценочной комиссии — максимальная цена за квадратный метр в доме на Нариманова составила 89 тысяч рублей.

— Исходя из проведенного анализа по данному дому комнаты получились от 83 тысяч до 89 тысяч в зависимости от этажа и расположения жилого помещения, — рассказал оценщик.

Пятерых жителей дома на Нариманова не захотели видеть на заседании гордумы 20 февраля, где должен был отчитываться и Логвиненко. Люди подали заявки за несколько дней до заседания, но вечером им позвонили из пресс-службы гордумы и сообщили, что жильцы нарушили регламент. Но жителей это не остановило. Во время заседания они вышли на пикет перед зданием городской администрации.

Елена Варченко вышла на пикет
Наталья Гаврикова вышла на пикет

— Я порядочный гражданин, платила за коммунальные услуги, делала ремонт на общей территории и на своей. По вине, бездействию чиновников мы лишились нашего жилья. То, что они [настолько низкую] оценочную стоимость нам предлагают, что мы не можем купить квартиры на эти деньги, — рассказала вышедшая на пикет Наталья Гаврикова корреспонденту 161.RU.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY5
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем