RU161
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Ростове-на-Дону
Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +7

4 м/c,

ю-в.

748мм 76%
Подробнее
0 Пробки
USD 100,68
EUR 106,08
Город Исчезающий Ростов интервью «Власти Ростова рушат ценные здания последние 10 лет». Чем страшен снос доходного дома на Буденновском

«Власти Ростова рушат ценные здания последние 10 лет». Чем страшен снос доходного дома на Буденновском

Краевед — о решении сравнять старинную постройку с землей ради бизнес-центра

Фасад, выходящий на Буденновский, вырастет до 5 этажей, а тот, что выйдет на Темерницкую, — до 10 этажей

Ради бизнес-центра, который через несколько лет вырастет недалеко от Центрального рынка, застройщик расправится с доходным домом купца Чернова на Буденновском, 17. За свою историю он не удостоился внимания чиновников и не заслужил статуса объекта культурного наследия.

161.RU попросил ростовского краеведа и экскурсовода Геннадия Крольмана объяснить, в чём ценность дома, который собираются снести.

Бизнес-центр собирается построить ростовская компания «Новотекс», которая с 2013 года зарегистрирована по тому же адресу — на Буденновском проспекте, 17. Она занимается арендой и управлением недвижимым имуществом. Доли в фирме принадлежат Григорию Зотову, Ирине Сергеевой и Дмитрию Бухарову.

Почему дом не признавали памятником архитектуры?

— Ростов — город с одним из самых больших исторических центров в России. Дореволюционных зданий здесь около двух с половиной тысяч. Больше по всей стране только в трех городах: Москве, Петербурге и Самаре. При этом официальных объектов культурного наследия у нас немного — всего несколько сотен.

В этом списке отсутствуют многие здания, ценные архитектурой или своей историей. Тот же дом на Обороны, где родилась самая первая леди Израиля, или здание, где жил Цезарь Куников, герой Великой Отечественной войны. Статуса ОКН у них нет, значит, юридически препятствий для сноса у них нет. Если администрация захочет их выселить и затем снести, то может это сделать.

Доходный дом купца Николая Чернова построен в конце XIX века. После Гражданской и Великой Отечественной войн его восстанавливали. Активисты общественного движения «МойФасад» писали в начале февраля, что здание на Буденновском, 17 никак не защищено от сноса. Тогда они отметили, что подали заявку на признание дома Чернова объектом культурного наследия.

На Буденновском эта ситуация видна очень хорошо. После войны на его отрезке от Большой Садовой до Московской сложился довольно целый архитектурный ансамбль. В нормальном городе его бы весь сохраняли. Но почему-то вышло так, что у одних домов там есть статус ОКН, у других — нет.

Например, дом Бахчисарайцева — Буденновский, 26. От него остались внешние стены и лепной декор первого этажа. Он является официальным памятником архитектуры.

«Было» и «стало» с Буденновским, 26

Такая же история с бывшей гостиницей «Астория» на Буденновском, 22 — тоже ОКН. В документах он значится как объект культурного наследия регионального значения.

Дом Чернова на Буденновском, 17 сохранил столько же декора, такой же подлинный относительно других, но почему-то статуса не получил.

Таких точек по Ростову найдутся десятки, если не сотни, когда внешне и внутренне ценное здание почему-то не получает статуса. Возможно, это те места, где уже давно планировалась какая-либо новая застройка.

Почему здание стоило бы сохранить?

— Это дореволюционный дом, от которого остались фасады, осталась лепнина и довольно хороший внешний облик. Вместе с другими зданиями по Буденновскому проспекту он образует ансамбль. Отдельные здания здесь могут выглядеть не так ярко, но вместе они формируют облик этой части проспекта.

Важно не столько отдельное здание, сколько историческая среда. Она сохраняется здесь очень хорошо.

В интервью изданию «Город N» управляющий партнер АН «Парус» Максим Хмель заявил, что «при проектировании учитывался исторический облик квартала, архитектор и собственники изучили историю здания». По его словам, существующий визуальный ряд максимально сохранят и сделают витражное остекление. В ближайшее время работы не начнутся, но разрешение на строительство, выданное департаментом архитектуры, действует до октября 2027 года. Инвестиции в бизнес-центр ориентировочно составят 1 миллиард рублей.

Слова представителя компании о том, что они учли исторический облик квартала и историю здания, выглядят странно. Если бы историю изучили, то фасады дома они бы сохранили. Либо даже восстановили его до бывшего оригинального облика — как это сделали с домом Бахчисарайцева на Буденновском, 26. Собственники вернули ему часть декора второго и третьего этажей во время одного из ремонтов.

Тем домом, что они уже решили здесь отстроить, не сохраняется «существующий сейчас визуальный ряд». Существующий сейчас ряд — вот это здание.

Что же до слов об аэрофотосъемке «практически фундаментов», то я бы с удовольствием ее посмотрел. Пока по доступным мне фотографиям я вижу только обратную картину. Дом выстоял после войны, стены стояли без серьезных повреждений, обрушилась крыша и, скорее всего, перекрытия. Это всё взяли и восстановили.

Немецкая аэрофотосъемка Ростова-на-Дону сразу после его освобождения советскими войсками в феврале 1943 года

Информация о дате постройки в 1951 году объясняется просто. Когда в Ростове восстанавливали дома, часто им писали в документах новую дату. Пример — дом напротив западного разворота на Станиславского, 52. Насколько помню, по документам он тоже проходит как послевоенный, но это никакая не «сталинка». Это дореволюционный дом, которому дали новую жизнь.

Снимок 1942 года с домом Чернова

С такой логикой можно сказать, что здание думы на Большой Садовой тоже особой ценности не имеет. У него новый северный фасад, все перекрытия и интерьеры, часть лепнины, статуи и другие детали. Дата постройки не лишает дом ценности, тем более что с 1951-го прошло уже 72 года! А давать статус ОКН зданиям можно, когда они достигают 40-летнего возраста.

Могут ли повлиять на решение о сносе петиции и обращения в комитет?

— Дать дому статус объекта культурного наследия — самый простой и железобетонный выход из ситуации. Собственник по закону не сможет его снести или изменить облик. Мы уже несколько раз наблюдали, что обещания администрации почти ничего не значат, пока не подкреплены официальными документами.

Одна из таких точек — здание студии кинохроники на Красноармейской. Ее снесли, городская администрация клятвенно уверяла, что там будет семиэтажное здание в историческом стиле, а барельефы сохранят. Результат — две многоэтажные башни, красная и зеленая (речь о ЖК «Островский». — Прим. ред.). Барельефов, естественно, никаких нет.

Петиции и обращения в комитет могут помочь. За последнее время получилось спасти от сноса несколько зданий — тот же доходный дом Науменко на Станиславского, 39, дом-ветеран, как его еще называют.

Сам статус ОКН не дает стопроцентных гарантий, что здание останется и его не уничтожат по какой-нибудь хитрой и странной схеме, чтобы на этом месте появилась застройка. Но он помогает. За последние лет десять в городе снесено полторы сотни ценных исторических зданий, из них пять были объектами культурного наследия.

161.RU писал, что на Социалистической улице загорелся доходный дом братьев Парамоновых. Совсем недавно он получил статус выявленного объекта культурного наследия. В конце января по решению властей начали сносить доходный дом братьев Елицеров на Социалистической, 106, при этом комиссия, созданная по поручению губернатора Василия Голубева, рекомендовала внести это аварийное здание в список исторически ценных градоформирующих объектов.

Читайте интервью с архитектором Александром Ломтевым — эксперт рассказал, какие постройки допустимы в историческом центре и чем ценна «старая рухлядь», которую считает нужным сносить ростовский сити-менеджер Алексей Логвиненко.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
136
ТОП 5
Мнение
На месте аксайских рынков построят новый жилой комплекс? Разбираемся
Марина Гаричян
Медиапродюсер и журналист 161.RU
Мнение
Игра с отрицательным результатом. Почему футболистов сборной России и Карпина жалко из-за матча против Брунея
Ренат Дайнутдинов
Корреспондент 161.RU
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Великое переселение на Дон. Правительство Голубева не знало об эвакуации беженцев — как оно пыталось справиться
Ирина Бабичева
Специальный корреспондент 161.RU
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления