Массовый снос дореволюционных домов в центре Ростова чиновники провели с многочисленными нарушениями. Об этом заявили активисты общественного движения «МойФасад».
Они уточнили, что подрядчики должны были разбирать дома вручную. Вместо этого они «крушили и громили всё экскаваторами».
— Техника обрушила часть стены жилого дома на Социалистической. В другом месте снесли уличный фонарь. По тем адресам, что мы наблюдали, подрядчики создавали прямую угрозу жизни и здоровью прохожих: они даже не огораживали участки проведения работ (это требование прописано в документах закупки — Прим.ред.), — рассказали общественники.
Общественники говорят, что из спецмашин при сносе можно использовать разве что автовышку.
— Для поддевания последующих кирпичных рядов необходимо использовать лом или перфоратор, при этом не допускается одновременный снос более трех рядов кладки. Работы вести с особой аккуратностью во избежание разрушения всей стены целиком, — говорится в проектной документации.
Подрядчики использовали тяжелую технику при сносе дома на улице Социалистической, 130 и пробили стену в жилой квартире.
В администрации Кировского района Ростова корреспонденту 161.RU ответили, что подрядчик «устраняет все неполадки». Вместе с таким коротким ответом прислали и видео с места сноса.
Подрядчиком сноса дома по улице Социалистической, 130 в Ростове выступает компания «Динамик-Групп». Она взялась выполнить работы за 7,9 миллиона рублей. Максимальная стоимость контракта, предложенная управлением ЖКХ Кировского района, изначально составляла 14,4 миллиона рублей.
ООО «Динамик-Групп» — краснодарская компания, зарегистрированная в 2010 году. В системе «Картотека» указано, что фирмой владеет Алвард Довлатбекян. Основной вид деятельности — строительство жилых и нежилых зданий. Фирма занималась сносом дома Аксенова в Ростове по улице Суворова, 36.
«МойФасад» рассказал и о ситуации со снесенным домом на Шаумяна, 108. Он находился между двумя объектами культурного наследия.
— На сайте комитета можно найти ГИКЭ (государственную историко-культурную экспертизу. — Прим. ред.) по этому поводу. Авторы экспертизы отметили, что вибрация от строительной техники, автотранспорта и обрушения стен может негативно повлиять на соседние памятники архитектуры. Тем более что с соседним домом братьев Дерткезовых уже есть проблемы и трещины в стенах, — говорится в сообщении.
Использование техники позволяет сэкономить, подозревают общественники: экскаватор выполнит работу быстрее, чем люди.
— Возможно, в этом причина таких дорогих сносов в центре Ростова: снос той же Социалистической, 130 стоит без малого 8 миллионов рублей. На Суворова, 36 — 6,6 миллиона. Только вместо ручной разборки историю крушат тяжелой техникой в нарушение самих закупок. В чей карман идет разница? Почему не осуществляется должный контроль за проведением работ? — пишут активисты.
Ранее общественники из движения «МойФасад» и другие неравнодушные горожане обратились к властям Ростова и губернатору Василию Голубеву. Они потребовали ввести мораторий на снос исторических домов.
— За 10 лет правления губернатора Голубева В. Ю. Ростов-на-Дону потерял больше 100 исторических зданий. Пять из них — ОКН. Никакой программы сохранения или восстановления архитектурного наследия в городе никогда не было и до сих пор нет. Непоправимое происходит с фоновой исторической застройкой города. Обещанная сити-менеджером Логвиненко реновация исторического центра началась не с исследований, экспертных советов и мастер-плана. А с признания аварийными целых исторических кварталов.
Мы писали о сносе двух домов в переулке Семашко. Людей буквально выгоняли из квартир, не дав достаточно времени на сборы вещей и документов. По словам Алексея Логвиненко, на месте домов № 30 и 32 собираются сделать музей и сквер. В субботу, 11 декабря, активисты начали сбор подписей против разрушения объектов.
Проблемы с внезапным сносом касаются и жителей других районов Ростова. 161.RU писал, что собственники квартир в переулке Кривошлыковском, 4 начали получать уведомления о сносе. Администрация Ростова-на-Дону решила, не дожидаясь окончательного решения суда, сообщить об изъятии земли.