RU161
Погода

Сейчас+19°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+19°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +13

0 м/c,

753мм 49%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,59
EUR 99,79
Город В Ростове узаконят школьных омбудсменов

В Ростове узаконят школьных омбудсменов

Уполномоченные по правам ребенка будут работать во всех школах Ростова-на-Дону. Проект постановления об этом вынесен на обсуждение на официальном портале администрации города. Предполагается, что выбором своих защитников займутся сами ученики, а работать омбудсмены будут на общественных началах, то есть даром.

Фактически проект по внедрению в школах Дона уполномоченных начался еще в 2009 году. По данным областного правительства на середину минувшего года, в учебных учреждениях региона работало свыше 600 добровольных защитников ученических прав. Однако по большей части решение вопроса об омбудсмене оставляли на откуп администрациям школ. В итоге Ростов уже в 2011 году оказался в числе отстающих, посетовала в интервью 161.ru уполномоченный по правам ребенка Ростовской области Ирина Черкасова.

«Почему-то в Ростове-на-Дону школы не спешат обзаводиться собственными уполномоченными по правам ребенка. Не знаю, с чем это связано. Может быть, сказывается тот факт, что аппарат уполномоченного области расположен в Ростове, всегда есть возможность прийти на прием к нам», – предположила она.

Документ, который накануне опубликовала администрация Ростова-на-Дону, фактически ликвидирует добровольный порядок: директорам предписывается «создать необходимые условия для качественной работы уполномоченных по правам ребенка», а контроль за реализацией документа возлагается на заммэра по соцвопросам Валентину Леденеву.

Проект постановления, пока только вынесенный на обсуждение, прописывает, кто такой школьный уполномоченный и чем он должен (и не должен) заниматься. Фактически в этой части документ дублирует областной нормативный акт от 2008 года. Напомним основные положения.

Как стать защитником детей

Стать защитником детей может любой совершеннолетний человек за исключением сотрудников администрации школы, где учится ребенок. А вот родитель ученика может стать уполномоченным запросто. Есть два «но». Первое: защищать интересы детей омбудсмен будет на общественных началах, зарплатного фонда не предусмотрено. Второе: кандидату придется победить на общешкольных выборах. Своих защитников будут выбирать сами школьники.

В выборах участвуют ученики 5–11-х классов. Формат – прямое тайное голосование. При этом ответственность довольно велика: избирается омбудсмен сроком на три года. Нормативным актом закрепляется и время проведения выборов – апрель.

Кандидатов избиркому (его состав приказом определяет директор школы) могут назвать сами школьники после классных собраний. Предусмотрено и самовыдвижение. В любом случае потребуются списки – с личными подписями учеников и расшифровкой ФИО.

Предвыборная агитация проводится в течение двух недель до выборов. Формы различны: можно встречаться с учениками и родителями, проводить дебаты, раздавать листовки. Ограничение одно: «запрещается агитация, злоупотребляющая свободой слова и оскорбляющая или унижающая кандидата». А вот день тишины не предусмотрен – агитировать нельзя только в день выборов.

В остальном все примерно так же, как и на «взрослых» выборах: избиратели получают бюллетени, их опускают в опечатанные ящики для голосования. Более того, бюллетень признается недействительным, если в нем отмечено более одной фамилии либо, наоборот, не отмечено ни одной. Итоги подсчета голосов подписывают все члены избиркома. А вот утверждает их директор школы – не позднее, чем через три дня после выборов. Должность омбудсмена получает набравший большинство голосов.

Чем занимается школьный омбудсмен...

Итак, победитель известен, отзвучали поздравления, начинается рутина. Главная задача омбудсмена, нетрудно предположить, – всемерная защита прав обучающихся. Уполномоченный должен предотвращать нарушения прав детей, оказывать помощь попавшим в трудную жизненную ситуацию, выступать арбитром в конфликтах. При этом пожаловаться на нарушения могут как сами ученики, так и их законные представители.

Подчеркивается, что уполномоченный не зависим от руководства школы и принимает решения самостоятельно. Омбудсмен может и должен лично встречаться с детьми, посещать уроки, родительские собрания и планерки у директора. Если на уровне школы ситуацию разрешить не удается, документ предписывает обратиться за разъяснениями и содействием в районный отдел образования, управление образования Ростова-на-Дону, к уполномоченному по правам ребенка в Ростовской области.

... и чем не занимается

Есть и ряд вето. Самое главное, указывается в документе, «школьный уполномоченный не принимает управленческих решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностных лиц учреждения». Исходя из этого нормативный акт четко прописывает жалобы, которыми омбудсмен не может заниматься:

  • несогласие с выставленными оценками;

  • несогласие с рабочим расписанием уроков;

  • недовольство решениями чиновников от образования.

Несмотря на «автономное плавание» и общественные начала, школьный омбудсмен обязан готовить ежегодный доклад о своей работе. Сдавать его придется в три инстанции: совету и администрации школы, районному отделу образования, уполномоченному по правам ребенка в Ростовской области.

Скоро во всех школах Ростова?

Проект постановления о школьных уполномоченных в Ростове датирован 23 сентября. По закону в течение 30 дней документ требуется подписать. Таким образом, уже весной 2014 года школы Ростова может накрыть волной избирательных кампаний. Прогнозов об эффективности нововведения пока не делают.

«Институт школьных уполномоченных должен какое-то время поработать, чтобы дать ему отметку», – рассказала 161.ru начальник отдела воспитательной работы и правовой защиты детства управления образования Ростова Ольга Рябышева.

В родительской среде идея вызвала неоднозначное отношение.

«Инициатива хороша тем, что в школе будет на месте человек, который занимается конкретно этим учебным заведением. Не надо пытаться попасть на прием к директору, выстаивать очереди в управлении образования, – рассуждает мама первоклассника Ульяна Алфеева. – Какие подводные камни могут быть? Если это будет учитель, волей-неволей он будет плясать под дудку администрации школы и принимать те решения, которые выгодны учебному заведению. Родитель, наоборот, может занимать противоположную позицию. К тому же, допустим, конфликт произошел с участием ребенка омбудсмена, конечно, мама-папа будут субъективны. С другой стороны, кто еще бесплатно этим будет заниматься, как не увлеченный педагог или мама-домохозяйка?»

«Чтобы уполномоченные прижились, думаю, потребуется не год и не два. Дети должны убедиться в том, что могут доверять чужому человеку в решении серьезных проблем. А ведь не нужно забывать, что, к примеру, пойти пожаловаться на одноклассников, которые оскорбляют или бьют ,– это вопрос репутации, «шестерка» ты или нет. Даже родителям не все признаются, что есть проблемы с ровесниками или старшеклассниками», – говорит мать школьника средних классов Ирина Никитчук.

В любом случае специалисты по защите детей еще несколько лет назад назвали школьных уполномоченных эффективным институтом в разрешении «детских» проблем. Поэтому уже в минувшем году должности омбудсменов решили ввести не только в школах, но и в детдомах, школах-интернатах, техникумах, училищах и колледжах донского региона.

Фото: Фото с сайта Аllnews.ya1.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем