Представьте, что вы в любую минуту можете выйти на сцену театра, поболтать по душам с актерами или отправиться на атмосферную прогулку по городу. Для ростовского «Театра 18+» такой подход и эстетика стали визитной карточкой. Там с самого начала не боялись нарушать правила и стали альтернативой классическим театрам.
«Театр 18+» не перенес пандемию: в конце июня руководство объявило о закрытии. Художественный руководитель Юрий Муравицкий рассказал нам, как его команда решилась выпускать авангардные постановки в консервативном Ростове.
Попытка расширить донские арт-горизонты
Независимый. Современный. Экспериментальный. Так «Театр 18+» описывают поклонники. Площадку открыли в 2013 году в здании бывшей макаронной фабрики на 18-й Линии. Учредителем и главным спонсором проекта стал местный предприниматель Евгений Самойлов.
— Репертуарная политика театров — это очень непростая тема. Мало кто готов рисковать. На честный эксперимент билеты продать гораздо труднее. А маркетинг в наших учреждениях культуры, как правило, работает отвратительно. Задача государственных театров — заполнить зал и иметь поменьше проблем. Никто не хочет объяснять потом областному Министерству культуры, почему поставили неоднозначный спектакль, который не укладывается в чье-то представление о прекрасном, — говорит Муравицкий.
Худрук делится наблюдением: у нас в стране театр принято считать видом досуга, и поэтому спектакли стараются делать простыми и понятными — чтобы не испортить отдых.
Ростовчане посмотрели на искусство по-новому
Муравицкий убежден: театр — это форма искусства, но всё же он должен быть открытым и демократичным.
Первым спектаклем в репертуаре стал «Папа» — его посвятили Ростову. Уже с дебютной постановкой молодой театр попал в спецпрограмму премии «Золотая Маска». Актеров для нее набирали не только среди профессионалов, но и среди тех, кто давно мечтал попробовать себя на сцене: на открытый кастинг приходили люди без театрального опыта.
— Мы постоянно придумывали что-то новое. Во время спектакля «Нурофеновая эскадрилья» зрители перемещались по театру. Хоррор «Грязнуля» ставили в складском помещении с голыми кирпичными стенами. А в прошлом году, например, мы сделали фестиваль-лабораторию «Трансформация». Он проходил в разных частях города. Тогда мы сотрудничали с аэропортом Платов, который частично профинансировал эту историю, — вспоминает Муравицкий.
«Театру 18+» удалось вывести местных зрителей за привычные рамки и доказать: театр не обязан начинаться с вешалки.
— Меня приятно удивил своим успехом у ростовчан спектакль «Ханана» (сделан в авторском жанре «русский гиньоль», где ужас и жестокость доводятся до предела и заставляют смеяться. — Прим. ред.). Изначально постановка была очень спорной: она довольно тяжелая по атмосфере. Но в Ростове спектакль стал хитом. И для нас это было победой.
Всероссийский триумф и равнодушие дома
Эксперименты продолжились, и в 2018 году «Театр 18+» представил «Волшебную страну». Как её описали авторы, «веселый спектакль о смерти». Действие разворачивается во дворах и переулках Ростова, которые обычно не включают в туристические маршруты города. В основе проекта лежит одноименная книга Максима Белозора. Её героями стали участники легендарного ростовского объединения «Искусство или смерть» — художники, поэты и музыканты. Выпуск спектакля стал возможным благодаря гранту от фонда Прохорова — 1,5 миллиона рублей.
«Волшебная страна» принесла южной столице первую за много лет премию «Золотая Маска» в номинации «Эксперимент». Чтобы увидеть постановку, в Ростов приезжали со всей страны.
В том же году на победу претендовала бытовая драма «Ханана», представленная сразу в четырех номинациях — «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника» и «Лучшая женская роль».
Но дома, в Ростовской области, триумфа земляков будто и не заметили.
— Наши достижения никак не повлияли на отношение к театру. И зрителей не прибавилось, и власти не отреагировали. Хотя в марте этого года на встрече с областным министром культуры выяснилось, что они все-таки не забыли про театр — упомянули в отчетном буклете за 2019 год, — вспоминает Муравицкий.
«Ковидный» запрет, который смог
О трудном положении театра Муравицкий заявил в феврале 2020-го. Худрук признался, что сезон может стать последним и проект придется закрыть. Через месяц из-за коронавируса спектакли отменили, и убытки начали расти еще быстрее.
— Если бы не коронавирусные ограничения, театр не то чтобы протянул — он смог бы нормально выйти из кризиса. Мы собирались переформатироваться: хотели задействовать площадку на 16-й Линии, сделать там лабораторию для молодых режиссеров, — говорит Муравицкий.
От государства театр все же получил частичную помощь — минимальные выплаты на работников за апрель и май.
— Эти деньги позволили рассчитаться по зарплатам за время самоизоляции. Что-то удалось собрать на сайте с помощью общественного финансирования. Так мы дотянули до конца сезона.
Фанаты и театр будут вместе в любое время
— Останется YouTube-канал, куда мы выложим все спектакли. В любом случае выпустим оперу «Это любовь», на которую собирали деньги на платформе «Планета». Сделаем онлайн-премьеру, а как только станет возможно, сыграем спектакль для живой публики на гостевой площадке, — обнадежил Муравицкий.
К посту о закрытии в соцсетях прикрепили трогательную картинку с олимпийским мишкой. Независимый частный «Театр 18+» свою историю заканчивает — но делает это на высокой ноте и с богатым творческим наследием.
Ростовскому бизнесу в условиях коронавирусных ограничений приходится непросто. Мы считаем важным поддержать местных предпринимателей именно сейчас — поэтому запустили проект «Маленький, но гордый бизнес», где мы рассказываем о мотивации, успехах и провалах владельцев небольших компаний. В прошлый раз 161.RU рассказывал о магазине сувениров «Хочу!», история которого началась с котенка, путешествия и 20 тысяч рублей.
Мы уже обсудили, как выжили в коронакризис семейный книжный магазин и небольшая кофейня, открывшаяся в центре Ростова за неделю до самоизоляции, как идут дела у свободного пространства «Циферблат», выяснили, как пандемия повлияла на рынок товаров для животных и как ростовчане уехали в село и теперь продают овощи и зелень по подписке. Если у вас есть свое дело, поделитесь с нами, как вы его создавали и как переживаете нынешние трудные времена.