5 июля воскресенье
СЕЙЧАС +29°С

«На выходных мы воровали крафтовую бумагу»: как ростовчане открыли магазин модных подарков

История о бизнесе, который начался с котенка, путешествия и 20 тысяч рублей

Поделиться

Магазин подарков «ХОЧУ!» появился в 2011 году — его основали Мария и Александр Трембач

Магазин подарков «ХОЧУ!» появился в 2011 году — его основали Мария и Александр Трембач

Во время самоизоляции даже противники курьерских доставок были вынуждены освоить интернет-покупки. Но жизнь в Сети всем надоела настолько, что сам факт открытия торговых предприятий вызвал у людей восторг. Несмотря на это, часть компаний настолько комфортно расположилась в интернете, что возвращаться в реальность не стала вовсе.

Магазин подарков «ХОЧУ!» появился в 2011 году — его основали Мария и Александр Трембач. В то время этому бизнесу в Ростове не было аналогов. Но с чего всё началось — история куда более интересная, чем ситуация на рынке в 2010-х годах.

Дурацкие фартуки и кружка с надписью «Любимому боссу»

По словам Маши, история «ХОЧУ!» началась с котенка. Тогда ребята вместе жили, работали на базе отдыха и носили разные фамилии. Кота нашли на работе, взяли домой.

— У нас появился кот, вместе с ним — потребности купить для него нужные товары, но решать этот вопрос днем не было времени, а вечером всё закрывалось. Нормальных интернет-магазинов зоотоваров тоже не было — сайты были просто визитными карточками. В то же время Саша думал над тем, какой бизнес открыть, и вот — всё сложилось. Мы решили завести онлайн-зоомагазин, — рассказывает Маша.

Первой идеей был магазин подарков, но из-за недопонимания эту идею сначала отбросили.

— Я не понял, какой магазин подарков Маша имела в виду. Я представил себе что-то невразумительное и пошлое — открытки с шутками ниже пояса, какие-то дурацкие фартуки и, в лучшем случае, кружка с надписью «Любимому боссу», — пояснил Саша.

Ребята создали группу во «ВКонтакте» с товарами для зверят, назвали ее Pet Shop. Бизнес начали, можно сказать, без вложений. База отдыха закрылась, работы не было, особых накоплений тоже. Тут, по словам Саши, пришлось обратиться в главный банк по поддержке стартапов и микропредпринимателей — банк «Бабушка». Но если быть точнее, первые деньги на бизнес ребятам дали родители.

«Знаменитая сцена с макаронами»

— Когда мы только начали обдумывать бизнес, и мои, и Сашины родители выделили нам по 10 тысяч рублей на развитие. Пять из них мы потратили на покупку зимней резины, потому что на предыдущей работе ее украли. Мы предположили, что это важное вложение, иначе как мы будем развозить будущие заказы? Осталось 15 тысяч, на которые мы сделали первую закупку — очень крутые клетки для хомяков, — вспоминает Маша.

Клетки приехали поломанными, ребята продали их на «Авито» по цене ниже себестоимости. Тогда же появилась вторая страница во «ВКонтакте» — «Всякая Всячина», которая до сих пор существует и стоит в блоке контактов группы «ХОЧУ!». Первый товар на ней был — кружка в форме объектива. С этого и начался магазин подарков. А Pet Shop со временем закрыли, товары отдали в приют для животных.

— В 2010 году мы первый раз вместе ездили за границу. В поездке я заходила во многие сувенирные магазинчики и выбирала подарки родственникам. Всё, что я покупала, аккуратно упаковывали в крафтовую бумагу — это было необычно для меня. Я поняла, что хочу так же. Через год Саша спросил, какой бизнес мне хотелось бы открыть, я сказала про магазин подарков с «классными штуками», но не пояснила, с какими. Мы только открыли Pet Shop, когда Саша показал мне на каком-то китайском сайте кружки в форме объективов и предложил заказать их на продажу. Я тогда очень рассердилась, потому что именно это я и имела в виду под «классными штуками», — рассказала Маша.

Совсем скоро, по словам ребят, случилась «знаменитая сцена с макаронами». Денег от магазинов ни на что не хватало — на оплату квартиры собирали с трудом, а ели макароны, которые доставались им от Сашиных родителей бесплатно — они торговали бакалеей в Ставрополье. В один из вечеров, на пятых макаронах за неделю, у ребят сдали нервы. Отсутствие денег и перемен довели Машу до отчаяния — так больше продолжаться не может. А Саша тогда решил устроиться на работу в крупную компанию. Спойлер: он проработал там три дня.

— В то время Саша заказал мне ко дню рождения планшет. И ему его не прислали, мы хотели через банк написать запрос на возврат денег, когда пришли туда, я решила из интереса спросить про кредит. За несколько дней до этого мне пришла СМС о том, что мне предварительно одобрены 120 тысяч. Нужна была только справка о доходе в свободной форме — я попросила ее у друзей. Когда мне зачислили деньги на счет, я даже сфотографировала это — думала, что больше никогда не увижу столько нулей, — рассказала Маша.

Поначалу у «ХОЧУ!» не было никакой рекламы, только сарафанное радио и логотипы на пакетах для подарков

Поначалу у «ХОЧУ!» не было никакой рекламы, только сарафанное радио и логотипы на пакетах для подарков

«На выходных мы воровали в IKEA крафтовую бумагу»

Кредитные деньги потратили на ремонт в будущем «ХОЧУ!». Друзья ребят предложили им открыть совместный магазин с подарками, бижутерией и другими изделиями ручной работы. Ребята сняли помещение, отремонтировали его, но за три дня до открытия поругались из-за ценников.

— Мы усвоили одно из правил — никогда не делать бизнес с друзьями. Все это знают и все это делают. Мы считали, что в магазине должны быть ценники, а наши тогдашние партнеры были против, мол, это всё портит и превращает магазин в рынок. Мы жестко сцепились, и в итоге нам пришлось разделиться. А чтобы выкупить свою долю, нам нужно было вернуть им еще 40 тысяч. И, конечно, у нас не было никакого плана — ни по возвращению долга, ни по ведению бизнеса. Люди, которые в 20 лет делают бизнес-план к своему первому делу — смешные. Конечно, сейчас, входя с большими деньгами, мы бы всё посчитали предварительно. Но нужно понимать, что есть расчет, а есть реальность, и ей до печки любые расчеты, — добавил Саша.

Первое время работы было очень сложным — Маша училась на третьем курсе и параллельно работала в магазине, Саша целыми днями занимался поиском товаров и прочими бизнес-делами. У ребят был один выходной в неделю, который они тратили на поездки в «Икею» — докупали мебель и воровали крафтовую бумагу.

— Я придумала красивые крафтовые ценники из икеевской бумаги — никто такого не делал. Воровать было стыдно, а купить такой рулон было негде, да и денег на него не было, — говорит Маша.

Со временем у магазина начали появляться постоянные покупатели. Никакой рекламы у «ХОЧУ!» поначалу не было, только сарафанное радио и логотипы на пакетах для подарков.

— К нашему бизнесу подключилась вся семья — сначала мы печатали на той же крафтовой бумаге наш логотип, потом я отвозила всё это маме, а она сшивала пакеты на машинке. Люди пищали от восторга, когда их видели. Иногда могли только ради них что-то покупать, — добавила Маша.

Рынок, которого не существовало

Точный год, когда бизнес начал приносить прибыль, ребята назвать не могут. Первые шесть месяцев они работали сами — сотрудников нанимать было рано, потому что формат бизнеса был неясным. Магазину «ХОЧУ!» пришлось открываться на рынке, которого на тот момент просто не существовало.

— Первые полгода мы сами работали на кассе, и за это время мы создали тот образ «ХОЧУ!», куда приходили люди, с восторгом брали забытый на столе разводной ключ и пытались его купить. То есть магазин определял крутость товара, а не наоборот, — говорит Маша.

По словам ребят, реальный бизнес для них начался в 2012 году — тогда они оказались на первой закупке в Китае.

— Восемь лет назад мы ездили на Филиппины, а после этого заехали на три дня в Китай за товаром и не нашли его! Мы взяли у мамы в долг 60 тысяч рублей, эти деньги, что забавно, родители получили в «МММ». Но мы не смогли найти то, что искали, — накупили всякой ерунды. Единственное, что было ценным из всей закупки — фигурки из «Варкрафта». К слову, правильно упаковывать товары мы не умели, поэтому фигурки приехали битые. Мужчины, которые занимались отправкой, жестко обращались с нами, смеялись. Зато теперь они нас встречают в аэропорту и угощают в ресторанчиках, — вспоминает Маша.

По словам ребят, самым популярным товаром «ХОЧУ!» в пандемию была острая лапша

По словам ребят, самым популярным товаром «ХОЧУ!» в пандемию была острая лапша

«Никто не думал, что ОКВЭДы будут решать, выживешь ты или умрешь»

Если на первую закупку ребята потратили 60 тысяч рублей, то сейчас они тратят в 10 раз больше — от 600 тысяч до миллиона, за товарами ездят несколько раз в год. Кстати, товары из Китая составляют только 30% от всего ассортимента, все остальное закупается в Европе, США и России. С момента открытия бизнеса команда магазина выросла до 10 человек, включая Сашу и Машу. К пандемии «ХОЧУ!» был готов настолько, насколько это возможно — например, реализовать на сайте функцию бесплатной доставки у магазина получилось четко 27 марта, за день до выхода постановления губернатора, то есть с самого первого дня самоизоляции всё работало, как нужно.

— Мы с Сашей стали продавцами интернет-магазина. Мои же сотрудники учили меня работать. Все отлично справились со своими задачами. Не было никого, кто сильно запаниковал бы — всем было очень интересно, и главное — хотелось кушать, — рассказывает Маша.

Тяжело было только первую неделю, а потом стало больше заказов. Кроме того, арендодатели сделали скидку, а банк-кредитор предложил отсрочку по займам.

— У нас была стратегия, которая сводилась к расчетам — сколько нам осталось жить. Каждые две недели мы подсчитывали оставшиеся деньги и, исходя из этого, увеличивали или уменьшали срок нашей «жизни». В апреле мы посчитали, что к началу лета у нас будет минус 300 тысяч, но ситуация постоянно менялась, мы обновляли статистику, — говорит Саша. — Мы не попали в первые три списка пострадавших, но всё же нас включили в итоговый. Никто не думал, что ОКВЭДы будут решать выживешь ты или умрешь.

Помощь от государства «ХОЧУ!» уже получил.

— Да, это невеликие деньги, но компаниям, которые не попали в списки пострадавших, сейчас гораздо тяжелее, чем нам. Оказавшись среди тех, кому полагается помощь, мы получили иные возможности по выходу из кризиса, — добавил Саша.

Из решений, которые помогли магазину справиться с коронакризисом и сохранить лояльность своей аудитории, была, к примеру, суперскоростная доставка — человек мог получить заказ через 10 минут после нажатия кнопки оплаты. С самого старта бизнеса владельцы считают хороший сервис своей основной фишкой.

— У нас была еще такая идея — температурные листы. Перед тем как собирать товар, сотрудник измерял температуру и вписывал ее в этот документик. То есть люди получали заказы с информацией о том, что человек, который собирал его заказ, здоров. Еще один метод мы подсмотрели у израильтян — работать двумя непересекающимися группами. Это было хорошей страховкой на случай, если бы кто-то заболел. При таком раскладе на карантин пошла бы одна группа, а вторая — продолжила бы работу, — рассказал Саша.

У «ХОЧУ!» были СМС- и e-mail-рассылки и активный постинг в социальных сетях. СММ-специалист магазина ввела новую рубрику — рецепты из фильмов и аниме. Это очень нравилось людям. Ребята даже попробовали запустить канал в «Тик-Ток».

— Нам нужно было максимально быстро перестроить бизнес-процессы. Выжили те, кто сумел быстро ворваться в онлайн. Мы всегда работали над нашим сайтом, делали его удобным и комфортным, в пандемию это было особенно важно, — поясняет Маша.

Ребята считают, что рано или поздно физические магазины полностью перестанут существовать.

— В 2014 году мы ездили на практику в американский магазин комиксов в Лос-Анджелесе, это был самый крутой магазин в городе — его прототип даже был в сериале «Симпсоны». К ним мог просто так зайти Алан Мур (английский писатель и автор комиксов. — Прим. ред.) или Джордж Лукас, создатель «Звездных войн». Но дела у них были плохи — их убивал Amazon. Когда мы это увидели, поняли, что до нас это тоже дойдет. Теперь офлайн — это придаток онлайна. Раньше было так: «Мы такие крутые, нам пора бы открыть онлайн магазин». А теперь наоборот — физические магазины открывают те, кто успел добиться успеха в онлайне, — рассказали ребята.

Вообще этот материал можно было бы продолжать и продолжать. Интервью с владельцами «ХОЧУ!» длилось почти три часа, в нем не было ни одной паузы, потому что количество историй, как мне показалось, превышает количество мелких товаров в магазине. Это настоящая живая история о людях, которые через провалы и подъемы продолжают идти к своей цели, как бы пошло это ни прозвучало. Сейчас ребята мечтают избавиться от кредитов и выйти на международный рынок. Правда, торговлю на весь мир вести из России неудобно, но это уже другая история.

Ростовский бизнес постепенно продолжает подниматься на ноги, и мы считаем важным поддержать предпринимателей именно сейчас — поэтому запустили проект «Маленький, но гордый бизнес», где мы рассказываем о мотивации, успехах и провалах владельцев небольших компаний.

Мы уже рассказали, как выжили в коронакризис семейный книжный магазин и небольшая кофейня, открывшаяся в центре Ростова за неделю до самоизоляции, как идут дела у свободного пространства «Циферблат», выяснили, как пандемия повлияла на рынок товаров для животных и как ростовчане уехали в село и теперь продают овощи и зелень по подписке. Если у вас есть свое дело, поделитесь с нами, как вы его создавали и как переживаете нынешние трудные времена.

оцените материал

  • ЛАЙК5
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!