Бизнес Зачистка рынков репортаж Бывшие «Атланта». Что происходит на новых рынках Аксайского района

Бывшие «Атланта». Что происходит на новых рынках Аксайского района

Торговлю уводят подальше от Ростова

Генпрокуратура потребовала «учитывать мнение предпринимателей» при планировании нового жилмассива на месте закрытых рынков Аксайского района

Новые рынки для предпринимателей с закрытых площадок Аксайского района будут расширять — в проекты из «губернаторской сотни» щедро вливают миллиарды. При этом оптово-розничный «Южный Хаб», который с начала «великого переселения» продвигали власти, уже опустел, а сам гигантский «Атлант» рушится на глазах. Как бизнес чувствует себя на фоне спецоперации и чем заменяют разгромленные рынки Бабаевых — репортаж Марины Гаричян.

Холодный расчет

Тысячи человек вынужденно оставили свои магазины почти два года назад, когда силовики задержали главу Аксайского района Виталия Борзенко и членов семьи Бабаевых, владевших землями под торговыми комплексами. Сотрудники полиции и Росгвардии в апреле 2021-го оцепили четыре крупных рынка — «Атлант», «Алмаз», «Овощной» и «Строительный», и после этого ни один не возобновил работу.

Так «Атлант» выглядит теперь

По версии следствия, группировка действовала много лет под руководством бизнесмена Карима Бабаева. Теперь уголовное дело о мошенничестве, злоупотреблении должностными полномочиями и совершении иных преступлений будет рассмотрено в Ростовском областном суде. Бабаевы, Борзенко и еще восемь их предполагаемых соучастников остаются в СИЗО. Несколько — под домашним арестом или подпиской о невыезде.

Пока следствие разбирается с 16 подозреваемыми, предприниматели с рынков пытаются отстаивать свой бизнес митингами и заявлениями в суд. Люди не понимают, почему должны расплачиваться за возможные махинации владельцев земли.

Многие бороться устали. И перебираются на альтернативные площадки. Ближайшим к закрытому «Атланту» стал рынок «Гарант» со стройматериалами и хозтоварами, в поселке Красном. До него чуть больше 13 километров.

«Гарант» открыли в конце 2021-го. К рынку провели электричество, воду и газ, поставили столовую и туалеты. Владелец площадки Роман Шкурченко прошлой весной рассказывал, что к открытию в проект вложили 370 миллионов рублей. По обе стороны от уже работающих торговых рядов идет масштабная стройка — всего освоить предстоит около 200 гектаров. А пока небольшой «кабинет» администрации рынка на обочине толкается со спецтехникой.

Предпринимателей там немало: таблички с ИНН висят примерно на трети павильонов. В ассортименте — электроинструменты, обои и краски, сантехника, автозапчасти, товары для рыбалки. После 15:00 на «Гаранте» все сворачиваются. Те, кого нам удалось застать позже трех, как один повторяют: условия дали хорошие, но покупателей могло бы быть больше, конечно. Но перспективы обнадеживают, да и клиенты «потихоньку привыкают к новому месту».

«Гарант», как и еще несколько площадок, работает не в полную силу. В администрации Аксайского района корреспонденту 161.RU сообщили, что каждая из них на разной стадии реализации, но в течение нескольких лет все работы по новым рынкам должны закончить.

В прошлом августе более двух тысяч предпринимателей с закрытых аксайских рынков направили коллективную жалобу председателю российского правительства Михаилу Мишустину. Бизнесмены считают, что местные власти создают иллюзию решенной проблемы, ведь альтернативные торговые площадки не смогли заменить закрытые.

На начальной стадии становления практически любого рынка есть некоторые издержки, отметил уполномоченный по правам предпринимателей Ростовской области Олег Дереза. По его словам, проблемы с транспортной доступностью и трафиком — временные трудности, которые отыграются в ближайшие годы.

— Сила предпринимателей с аксайских рынков — в единстве. А если они уйдут на разные торговые площадки, то они потеряются. Покупателю удобно, когда всё в одном месте. И отдаленность рынков от Ростова, которую многие называли минусом, не является недостатком на самом деле. Мы же все прекрасно понимаем, что мало кто из покупателей на эти рынки ездил на автобусе. Подавляющее большинство приезжало на своих машинах. И нет разницы, в сторону Батайска ехать или по Аксайскому району, но чуть дальше, — считает бизнес-омбудсмен.

Место под солнцем

Предпринимателям предложили выбирать из четырех площадок в Аксайском районе.

Самая крупная — «Агро Молл». Первые машины с овощами и фруктами там появились еще осенью 2021-го. Как уточняют в районной администрации, площадка рассчитана на 1750 мест. Это еще и самый дорогой из новых рынков: ориентировочной суммой инвестиций называют 2,5 миллиарда рублей. Оператором золотого поля под Батайском выступает компания «Вертикаль», принадлежащая ростовчанину Никите Денисову.

По данным ФНС, с 2019 года Денисов работает как индивидуальный предприниматель и занимается поставками в рестораны Ростова — это видно по судам между ним и заказчиками. С конца 2021 года он стал еще и генеральным директором «Вертикали», сменив Самира Ахмедова. Тот связан с фирмами «Ростов-Логистик» и «Ритм», которые торгуют растениями. В последней в ноябре 2021 года провели обыск. По информации источника 161.RU в силовых структурах, он прошел из-за уголовного дела о благоустройстве парка в Новочеркасске.

Две площадки поменьше рассчитаны на 446 и 135 торговых мест — «АвтоСити» в поселке Красном и «Авиатор» в Аксае. Последней владеет местная компания «Приоритет» Николая Недвигина, который также числится бенефициаром фирмы «Торговый дом» в Новочеркасске, занимающейся арендой нежилой недвижимости. Инициатором «АвтоСити» стала компания «Меркурий», владеющая одноименным торговым центром. Замгубернатора Виктор Гончаров рассказывал, что «Меркурий» вложил в проект более 200 миллионов рублей.

— Простые оптовые рынки, где торгуют с машины, организовать можно быстро. Конечно, есть свои особенности и правила: пропускная система, пожарные водоемы и другие. А если мы говорим о рынках, где будут, например, холодильные установки и определенные инженерные сооружения, то это в нынешней сложной геополитической обстановке долгоиграющая тема из-за процесса закупок оборудования за рубежом, — говорит омбудсмен Дереза. — Еще в 2021 году были трудности с поставками — чуть ли не до полугода приходилось ждать после заключения контракта. Сейчас это осложняется и с логистикой, и с проблемой заключения контрактов, если это не Китай.

Камеры хранения работают на площадке в Батайске

Единственным проектом в контексте закрытых аксайских рынков, который будут строить в этом году с нуля, остался продовольственно-логистический комплекс, которым занимается компания «Управление недвижимостью». Он должен быть готов к 2025 году.

— Уже завершены геодезические работы, разработана схема анализа территории и генерального плана, получены технические условия на подключение к электрическим сетям. Ожидаемый объем инвестиций в проект — 3,6 миллиарда рублей, — уточнили 161.RU в администрации Аксайского района.

Продовольственно-логистический центр займет территорию в 283 тысячи квадратных метров, включая возводимые строения, которым отведут 33 тысячи квадратов. Сам корпус центра разместится на участке около 50 гектаров. Заместитель директора департамента потребительского рынка Ростовской области Наталья Багрянова отметила, что на площадке будет 15 тысяч мест для арендаторов.

Выжженная земля

Почти полтора года назад начал работать оптово-розничный торговый комплекс «Южный Хаб» в Батайске — одна из основных продвигаемых властями альтернатив рынкам Бабаевых. Ее удобство воспевало и руководство региона, и инвестор — группа строительных компаний «Дон». Пресс-служба правительства Ростовской области сообщала, что в «Южный Хаб», включенный в 100 губернаторских инвестпроектов, вложат более 4,5 миллиарда рублей.

В феврале 2023-го на гигантской территории мы застали меньше десяти продавцов. Палатки с палетами стоят в один ряд далеко от въезда, у которого на ветру торжественно развеваются флаги с логотипом «Южного».

Одна из предпринимательниц сетует, что за неделю продала килограмм мандаринов. По ее словам, деньги за аренду не берут, бесплатно можно торговать. На другие рынки переезжать не хочет.

Осенью 2021 года с рынка «Атлант-Юг» на «Южный» перевезли около 300 контейнеров предпринимателей. Инвестор даже закупил 10 автобусов, чтобы перевозить работников и клиентов рынка. По словам оставшихся на площадке, эти автобусы давно уже не ходят. Да и покупателей почти нет. Рабочими на площадке остаются камеры хранения, которые оптовики всё еще могут арендовать.

Торговля на «Южном» поставлена на паузу. Комментировать причины в ГСК «Дон» корреспонденту 161.RU не стали.

На почти безлюдном «Атланте» время замерло. Когда-то крупнейший торговый комплекс под Ростовом опустел. Бизнесмены считают незаконным и нарушающим их права декабрьское постановление Аксайской администрации — об утверждении порядка выявления, демонтажа и перемещения самовольно размещенных объектов. Иск подала независимая ассоциация предпринимателей «Южный кластер». Постановление распространяется и на территорию бывшего «Атлант-Сити». По мнению истца, интересы предпринимательского сообщества в части беспрепятственной торговой деятельности игнорируются.

Заседание состоялось 31 января. Иск «Южного кластера» суд отклонил.

А вообще у донских властей на земли Аксайского района большие планы. Например, губернатор Голубев уже анонсировал строительство там логистического центра Wildberries на 183 тысячи квадратных метров, а на днях стало известно о возведении завода по производству безалкогольных напитков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем