С 27 марта из-за коронавируса Россия прекратила всё авиасообщение с другими странами. Остались только рейсы для эвакуации россиян из-за рубежа. Сейчас сотни россиян остаются за границей, посольства молчат, деньги, выделенные на отпуск, кончаются, истекают сроки виз. Мы уже рассказывали о людях, которые застряли в Марокко (все закончилось хорошо, они уже дома) и в Армении.
Корреспондент 161.RU связался и с другими ростовчанами, попавшими под ограничения, и узнал, как они переносят карантин в чужой стране.
Ирина Фомина, Республика Маврикий (Восточная Африка)
Мы приехали в отпуск к родителям мужа, он сам с Маврикия, но мы живем в Ростове. 10 марта нам пришло сообщение, что рейс Цюрих — Домодедово отменили. Билеты мы покупали сами, не через турфирму, поэтому когда узнали, что авиасообщение закрывают, пытались вопрос решить самостоятельно. Обратные билеты были на 25 марта по маршруту Маврикий — Цюрих, Цюрих — Домодедово, Домодедово — Платов. На сайте «Тинькофф. Путешествия», на котором мы покупали билеты, до сих пор молчат на все наши обращения.
Наше посольство тоже пока ничего не говорит. Несколько раз собирали списки россиян, которые сейчас на Маврикии, и все. О том, что нас будут эвакуировать с острова, ни слова.
С 20 марта здесь всех посадили на домашний карантин, можно было выходить только в магазин или аптеку. И то все перемещения контролировала полиции — по улице ходили патрули, могли подойти попросить показать покупки и чеки, чтобы удостовериться, что ты выходил в магазин. За выход без повода — 6 месяцев тюрьмы. На период с 25 по 31 марта закрылись и магазины, и аптеки вообще, то есть сейчас выходить из дома нельзя ни по какому поводу. Людей на улице нет вообще. Возможно, такой карантин продлится и после 31 числа.
Россиянам на Маврикии виза не нужна. Ну и мы живем у родственников мужа, то есть вопрос с жильем не стоит остро. Шутим, что такими темпами уже и гражданство получить недолго.
Местных освободили от работы, государство объявило, что все получат полную зарплату за это время без оформления каких-либо больничных. Просто просят не выходить из дома.
Мы с мужем в официальном отпуске по 25 марта. Работодатели выплатили и отпускные, и зарплату, спрашивали, чем могут помочь. Из детского сада, куда дети ходят, тоже звонили, предлагали помощь. На Маврикии ни одного косого взгляда или упрека, все местные только предлагали помощь: дома и квартиры, где мы можем пока пожить. А вот от незнакомых людей я вообще не ожидала негатива: в соцсетях пишут комментарии, что мы «тупые зажиточные туристы» и тому подобные.
Муж пока будет работать удаленно. Мне с одной работой пока пришлось попрощаться, на другой пока тоже перешли на удаленку. Просила подругу позвонить в наш Роспотребнадзор и узнать, что делать в нашей ситуации, но ее просто посылали с одного отдела в другой и в конце концов предложили оставить сообщение на автоответчике. Я хотела оформить больничный на это время, но, видимо, ничего не выйдет. Бумаги мне, что я тут на карантине, тоже никто не даст.
У нас ипотека. Я пыталась договориться со Сбербанком, чтобы пока приостановили выплаты по ипотеке, но там ответили: «Пока у вас просрочки нет, а там как начислят — будете разбираться».
Александра Панфилова, остров Бали (Индонезия)
Мы с мужем прилетели на Бали 1 марта, должны были улетать 30 марта рейсом авиакомпании Scoot по маршруту Бали — Сингапур — Афины, оттуда уже в Москву и Ростов. Рейс отменили, деньги за него не вернули. Предоставили только ваучер на следующую покупку билетов. Ближайшие рейс доступен только 1 июня.
Консульство собирало списки на эвакуацию через чат в телеграме. Его надо было найти самим. Сбор данных был до 14:00 26 марта, и теперь он закрыт, а некоторые туристы только сегодня узнали, что собирали такие списки. Эвакуация — недешевое удовольствие, ориентировочно 500$ с человека. Но пока просто собрали данные и ничего не говорят. Кому-то из туристов удалось купить билеты на рейсы «Аэрофлота» по 60–70 тысяч рублей до Москвы.
Муж — гражданин Латвии. Близким родственникам граждан РФ вроде бы разрешили пересекать границу, но возьмут ли его на борт «эвакуационного» рейса, неизвестно. Консул мне ничего не отвечает.
Нам пока хватает на жизнь. Мы сняли виллу на месяц, денег должно хватить. Но если это затянется больше, чем на 2–3 месяца, то что делать, не понятно. Удаленно работать мы не можем, на какие средства будем жить, я не знаю. Что делают люди, у которых нет хоть каких-то средств в запасе, не представляю. Многие уже и так потеряли по 100 тысяч рублей на сгоревших билетах. Некоторые отели закрываются и людей выпроваживают. Некоторые просто не заселяют по имеющейся брони — говорят «мы закрыты, отменяйте бронь».
На Бали пока ввели рекомендательный карантин — открыты магазины, аптеки, некоторые кафе, большинство все же работает только навынос. Но все идет к тому, что введут строгий карантин. Паники пока особой нет. Но настроение местных меняется. Очень надеемся, что тут не повторится такой же сценарий, как в Индии или во Вьетнаме, где все шугаются белых, посылают на три буквы и кричат «корона, го хоум». Хотя, судя по сообщениям в местных чатах, некоторым туристам здесь, на Бали, уже подобное говорили. Мы лично пока не сталкивались с агрессией.
Елена Таранцева, Непал (Южная Азия)
Мы ехали в Непал с сыном и родителям на трекинг — пеший поход. Летели через Дубаи. В аэропорту было гораздо меньше людей, чем обычно, но мы планировали поездку несколько месяцев назад, надеялись, что все будет хорошо.
Сначала Непал приостановил выдачу виз в аэропорту, мы получить визу успели. Потом закрыли и сам аэропорт. А несколько дней назад объявили карантин, потому что выявили случай заражения. После этого в течение 2 часов власти приняли решение о том, чтобы закрыть все места скопления людей. Сначала разрешали ходить по улицам, но теперь можно выходить из дома, только если идешь в продуктовый.
Мы должны были лететь обратно рейсом авиакомпании Flydubai, его перенесли с 18 апреля на 22 мая. Мы звонили в посольство. Там нам сначала предложили улететь через авиакомпанию и вообще решать вопрос эвакуации с ней. Потом все-таки с нами связались — стали составлять списки людей на эвакуацию. Нас добавили в группу в вотсапе «Росграждане в Непале», сейчас там 56 человек. Они собирают информацию о людях, которые тут застряли. Кажется, шансы на то, что нас отсюда вывезут, есть.
Мы сюда летели на месяц, заранее планировали эту поездку и какая-то сумма денег у нас есть. Мы сняли нормальное жилье с кухней, купили продукты заранее, сейчас готовим себе. То есть в целом пока мы живем во вполне нормальных условиях. Но больше, чем на месяц, денег нам не хватит. Работать удаленно не выйдет, как быть с деньгами, если карантин затянется, мы не знаем.