
Рассказываем, кто владеет ростовскими транспортными компаниями
В Ростове более десятка транспортных предприятий, автобусы которых возят ростовчан. Владельцы одних компаний — известные депутаты, спортсмены. Собственники других — люди непубличные. Двумя компаниями владеет город.
Всем ростовским перевозчикам город дает субсидии — так власти компенсируют расходы бизнеса. Они появляются, так как компании дают льготный проезд пенсионерам, инвалидам, школьникам и другим категориям граждан, имеющим на него право.
Последний раз стоимость проезда в ростовских автобусах поднимали в ноябре 2023 года. С того момента и до сих пор тарифы такие: 34 рубля при оплате транспортной картой, 36 рублей — банковской и 39 рублей — наличными. Тариф в троллейбусах и трамваях составляет 34 рубля при любом способе оплаты.
Данные взяты из сервиса «Контур.Фокус». Выручка и чистая прибыль компаний указана по состоянию на конец 2023 года, более свежих показателей еще нет. Также в этом обзоре представлены те предприятия, которые возят пассажиров по Ростову-на-Дону и в ТЦ «Мега».
Муниципальный «Ростовпассажиртранс»
Маршруты: 3, 3А, 4, 4А, 6, 6А, 7, 8, 16, 16А, 20, 22, 28, 33, 34, 34А, 35, 36, 39, 42, 57, 71, 78, 90, 94, 96.
Юрлицо образовано в 1997 году. Учредителем значится департамент транспорта города, которым сейчас руководит Вадим Шкабарня. Директор перевозчика — Захар Музыченко, назначенный в июле 2021 года. До этого он был учредителем фирмы «Гепард», которая занимается ремонтом и обслуживанием автомобилей. Сейчас владельцем этой компании указана Алевтина Музыченко.

Очереди на автобусе на Западном развороте у Центрального рынка. Такие толпы стали там появляться в последние пару лет
24 мая прошлого года из салона автобуса № 71 на Буденновском выпала 10-летняя школьница. Водитель тогда высадил всех пассажиров и посчитал, что в салоне никого нет, хотя там оставалась девочка. Водитель ее не заметил и поехал дальше, открыв двери, чтобы проветрить салон. Ребенок выпрыгнул на ходу, заявили в Госавтоинспекции (при этом в сообщениях СК говорится, что она именно выпала). С травмами пострадавшую доставили в больницу, где позже она скончалась. Возбудили уголовное дело, расследование которого закончили тем же летом и передали в суд.
В начале 2024 года Захар Музыченко дал интервью 161.RU — в нем мы обсудили вопросы стоимости проезда, простоев на остановках, необходимости единого перевозчика и острый вопрос о дефиците водителей.
Выручка — 1,7 миллиарда рублей;
чистый убыток — 674,7 миллиона рублей.
Муниципальная «Ростовская транспортная компания»
Маршруты трамваев, троллейбусов и электробусов (если номера маршрутов в списке дублируются, значит, они относятся к разным видам электротранспорта): 1, 1, 1А, 4, 5, 6, 6, 7, 8, 9, 10, 10, 12, 14, 17, 17А, 22, 58, 88, 98.
Принадлежит департаменту транспорта Ростова-на-Дону. Директор — Вадим Сапрыкин. Это единственный перевозчик, который заведует всем городским электротранспортом — трамваями, троллейбусами и электробусами. А еще эта компания известна очень частой сменой руководства: за семь лет в кресле директора посидели 10 человек. Среди них — нынешний директор дептранса Вадим Шкабарня, бывший первый замглавы администрации Юрий Овчинников и Александр Рюмшин, который после РТК в течение полутора лет был директором другого перевозчика — «Автоколонны № 1559».
Выручка — 423,7 миллиона рублей;
чистый убыток — 226,7 миллиона рублей.
АТП № 5
Маршруты: 21, 45, 47, 49, 63, 67А, 77, 90А, 92, 92А, 99, а также межмуниципальный 85, идущий в ТЦ «Мега», и другие междугородные маршруты.
Это акционерное общество, учредители которого скрыты. Директором значится Сергей Портнов. Фирма появилась в 1993 году. Председатель Совета директоров АТП — Магомед Дарсигов, ранее депутат гордумы Ростова, а сейчас — депутат донского заксобрания. На его сайте указано, что Дарсигов является председателем и сейчас. С 2002 по 2017 год он был директором этого предприятия, когда оно имело форму ЗАО. Также Магомед Дарсигов с 2021 года значится президентом Ассоциации перевозчиков Ростовской области.
Сергей Портнов же до АТП № 5 руководил муниципальным перевозчиком «Ростовпассажиртранс». Правда, недолго — с конца 2016-го по август 2017-го.
Среди действующих учрежденных АТП № 5 компаний — «Вешенская АТП» из Шолоховского района. Ее перевозчик делит с бизнесменом Виктором Грызловым.
Выручка: 959,4 миллиона рублей;
чистая прибыль: 413,9 миллиона рублей.
«ДОН-Авто»
Маршруты: 13, 56, 76, 82, 93.
Появилась эта компания, судя по открытым данным, в 2013 году в Багаевском районе. Директором назначен Олег Денисов, ему также принадлежит 25% фирмы. Остальная доля у компании «Ростов Девелопмент +», но эта часть находится в залоге у «Агроком Холдинг», связанной с миллиардером Иваном Саввиди. А «Ростов Девелопмент +» принадлежит Николаю Лященко и Сергею Юрчаку (у него основная доля фирмы). Оба они связаны со структурами Саввиди. Юрчак был совладельцем юрлица «Ростовское колесо обозрения» — это колесо обозрения «Одно небо» у парка Революции. А Лященко был гендиректором фирмы «Мкц-Девелопмент», которая сейчас отошла под управление «Группы Агроком» Саввиди. Фирма была заказчиком строительства пятизвездочного отеля Hyatt Regency на Большой Садовой.

Новый автовокзал на Шолохова
Также Юрчак, Лященко и Денисов владеют еще одной транспортной компанией «АТП „Донское“», там их доли тоже находятся в залоге у «Агроком Холдинг». Еще Юрчаку, Лященко и бизнесмену Виктору Авраменко принадлежит перевозчик ТК «Система». А Олег Денисов там директор. В начале этого года Минтранс Ростовской области подал апелляцию на решение арбитражного суда. Тот признал, что маршруты со старого автовокзала перенесли на новый «Центральный» незаконно. Также жалобы подали и три перевозчика: «АТП „Донское“», ТК «Система» и «Меркел Бус».
В июле 2024 года этой компании отошел маршрут № 85А, который идет с Западного в «Мегу». От него отказался прошлый перевозчик — «Автоколонна № 1559», так что Минтрансу пришлось искать нового.
Выручка — 151,9 миллиона рублей;
чистый убыток — 42,6 миллиона рублей.
«Карат»
Маршруты: 19, 44, 84, а также межмуниципальные — 163 и 164 (идут в ТЦ «Мега»).
Компания существует с 1993 года. Единственным владельцем числится Гурген Арменакович Сурмалян. Судя по всему, он брат бывшего депутата заксобрания и крупного бизнесмена Арутюна Арменаковича Сурмаляна.
До начала 2024 года Гурген Сурмалян был также и директором «Карата», но затем уступил должность Александру Кутепову.
Выручка — 176,2 миллиона рублей;
чистая прибыль — 2,3 миллиона рублей.
ИП Федченко Роман Игоревич
Маршруты: 30, 38.
О нем известно немного. Статус ИП зарегистрирован в 2020 году, основной вид деятельности — оптовые продажи автомобильных деталей. Дважды получал госконтракты (кроме того, что на перевозки пассажиров) от Аксайской ЦРБ — на ремонт автотранспорта для нужд этой больницы.
Финансовые показатели не представлены.
«ЛегионАвтоТранс»
Маршруты: 31, 41, 72, 73.
Этот перевозчик зарегистрирован в 2011 году. Владелец — Армен Данелян. Он же — председатель совета «Южной региональной федерации боевого самбо» и президент «Федерации смешанного боевого единоборства (ММА)». Директор — Никита Жовнер.
В 2022 году мы писали, что администрация потребовала от предприятия как можно быстрее поднять зарплату водителям. По данным чиновников, там платили зарплаты меньше МРОТ.
Выручка — 39,7 миллиона рублей;
чистая прибыль — 7 миллионов рублей.

А это жители Суворовского пытаются влезть в автобус. Фото сделано в начале 2024 года, но эта картина там очень часто
«Экспресс»
Маршруты: 12, 24, 60, 60А, 75.
Предприятие зарегистрировали в 2004 году. С февраля этого года перевозчиком владеет Юлия Дудченко, других компаний у нее нет. Директор — Сергей Богомазов, раньше фирма принадлежала ему. А до этого — Николаю Дудченко, вероятно, это отец нынешней хозяйки компании. Ранее он был главой фермерского хозяйства «Лазурит» в Азовском районе.
Также Николай Дудченко был учредителем другого перевозчика — «Авто-Сити». Сейчас оно обанкротилось. У «Авто-Сити» были те же маршруты — 12, 60, 60А, но летом 2021 года администрация Ростова в одностороннем порядке расторгла контракт с компанией. Причиной назвали нарушения: в салонах не работали кондиционеры, а водители пускали пассажиров без масок (тогда еще была пандемия коронавируса).
Выручка — 41,2 миллиона рублей;
чистая прибыль — 2,3 миллиона рублей.
«ТрансЭкспорт»
Маршруты: 2, 11, 26, 40, 54, 55, 66, 68, 70, 80.
Появилась в 2017 году, принадлежит Роману Гулуа. Директор — Аветик Барсегян. У Романа Гулуа много компаний и в прошлом, и в настоящем. Из тех, что наиболее на слуху, это «Агро Молл», которая ему принадлежит с августа 2021 года. Это рынок, созданный как одна из альтернатив закрытым аксайским рынкам. В марте 2023 года торговцы рынка начали забастовку из-за новой системы предоплаты за торговые места.
Также у Гулуа в 2017 году была стопроцентная доля в компании «М-Стандарт-Юг». Это та самая фирма, которая выиграла почти 9-миллиардный контракт на уборку всех ростовских улиц и чей директор Иван Гуляренко недавно сел в колонию.
Также Роман Гулуа владеет «ТК Грифон», которая занимается автомобильным грузовым транспортом. Еще он — совладелец и гендиректор компании «Р Г Авиа», которая ремонтирует и обслуживает летательные аппараты. А также он руководит фирмой «Бюргер», занимающейся ресторанами и услугами по доставке продуктов питания. У Гулуа есть доли в фирмах «Ростовский кузовный центр» и «РОСТОВТРАКСЕРВИС».
Выручка — 613,8 миллиона рублей;
чистая прибыль — 29,2 миллиона рублей.
«Южная транспортная компания»
Маршруты: 1, 18, 18А, 27, 43, 81.
Этот перевозчик почти полностью обслуживает Суворовский микрорайон. Кроме него, только компания «Янтарь 1» возит суворовцев, у нее 10-й маршрут. В 2015 году ЮТК была зарегистрирована в Крыму и называлась «ЮТК Крым». Сейчас фирма официально базируется в Каменске-Шахтинском. Директор и владелец — Алан Болатаев. Ранее он был директором перевозчика «Транс-Сервис Юг», которому отдали три маршрута в Суворовском. Но УФАС на 2 года внесло «Транс-Сервис Юг» в список недобросовестных поставщиков: якобы компания решила не подписывать контракт с администрацией Ростова. Но Алан Болатаев рассказал 161.RU, что не отказывался от этого и готов выпускать автобусы.
Самый новый маршрут ЮТК — 18А, его запустили с конца октября 2024 года, хотя водителей хватило не на все автобусы — их перевозчик закупил 10 штук. Ездят они на новый автовокзал «Центральный» на Шолохова. На линию выходят не все: судя по приложению Bustime, вечером 19 февраля по городу ездил только один.

Новые автобусы для маршрута 18А
Утром 18 января компания снова попала в СМИ — из-за невыхода автобусов на линию. Оказалось, что в ЮТК пришли сотрудники Следственного комитета.
По данным СК, из автобуса «Южной транспортной компании» выпала женщина, из-за этого возбудили уголовное дело по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности здоровья потребителей». Поэтому следователи с экспертами и пришли в ЮТК проверить состояние автобусов. В следкоме добавили, что неисправности нашли в 30 автобусах, а более десятка водителей не прошли медосмотр перед выходом на линию. Так что в то утро запретили выпускать автобусы в город, но несколько штук перекинули с других маршрутов. Правда, не сразу, так что на семь часов Суворовский оказался отрезанным от остального Ростова.
Болатаев рассказал 161.RU, что еще до проверки следователь собирался опросить 65 водителей, но двое уже умерли, а 19 — уволились. Следователь просил всё равно их привезти, но Болатаев сказал, что не может этого сделать, и перестал отвечать на звонки. А потом началась проверка — вторая за полгода по этому делу.
Выручка — 172,1 миллиона рублей;
чистая прибыль — 2,3 миллиона рублей.
«Янтарь 1»
Маршруты: 10, 25, 29, 51, 61, 65, 65А, 67, 74, 83.
Компания образована в 1999 году. Директор — Сергей Авакян. Владельцы — Василий Ларцев и Ольга Рафаэльевна Самургашева. Это дочь Рафаэля Самургашева, известного борца греко-римского стиля, заслуженного тренера России, участника Олимпийских игр, призера чемпионата СССР и бизнесмена. Также он — брат Вартереса Самургашева, олимпийского чемпиона по греко-римской борьбе, двукратного чемпиона мира и Европы и экс-депутата донского заксобрания.
В одном из старых интервью Рафаэль Самургашев говорил, что у него пять дочерей, одну из которых зовут Ольга. Кроме того, на сайте спортивной школы № 35 братьев Самургашевых (директор которой — Рафаэль Самургашев) числится инструктор-методист Самургашева Ольга Рафаэльевна.
В прошлом у Василия Ларцева с Ольгой Самургашевой были во владении другие транспортные компании — «Янтарь 1 автоколонна 2», «Янтарь 1 автоколонна 4» и «Янтарь 1 автоколонна 5». Также Ларцеву принадлежала фирма «Метан траст», которой до него владел Сергей Авакян. А еще — «Медиа-Юг», занимающаяся ресторанной деятельностью и доставкой продуктов. Сейчас ее собственником значится Рафаэль Самургашев. Также он вместе с Рафаэлем и Вартересом Самургашевыми был совладельцем фирмы «Чаква», занимающейся ярмарками и парками с аттракционами.
Кроме прочего, Василий Ларцев тоже спортсмен: мастер спорта международного класса СССР, заслуженный тренер России, многократный призер чемпионатов СССР по классической борьбе, победитель Кубка европейских чемпионов.
Сергей Авакян, руководящий перевозчиком «Янтарь 1», — депутат гордумы Ростова, мастер спорта по греко-римской борьбе. Вероятно, он муж Ольги Самургашевой. И депутатом, и директором компании стал в 2020 году.
Компания не раз попадала в СМИ из-за горящих автобусов. В 2021 году прокуратура оштрафовала ее на 350 тысяч рублей. А в феврале этого года на Суворовском загорелся автобус № 10.
Выручка — 648,6 миллиона рублей;
чистая прибыль — 3,2 миллиона рублей.
«Янтарь-1 автоколонна-1»
Маршруты: 15, 32, 48, 64.
Директор и хозяин — Игорь Краснопольский, других фирм у него нет. Эта компания появилась в 1999 году в Ростове-на-Дону.
Выручка — 40,4 миллиона рублей;
чистый убыток — 141 тысяча рублей.
«Автоколонна № 1559»
Маршруты: 91, 113 (Ростов — ТЦ «Мега»), а также ряд межмуниципальных маршрутов.
Владельцем компании, образованной в 2000 году, значится Сергей Бабичук. Гендиректором — Татьяна Маринченко. У Бабичука есть еще фирма «Скиф», которая занимается бухучетом и аудитом. Ранее у него было охранное предприятие «Витязь», ныне оно ликвидировано. Полный тезка Бабичука работает ведущим специалистом по экономической безопасности правового департамента Ростовского порта.
До 2020 года компания-перевозчик принадлежала Куцу Владимиру Викторовичу — однофамильцу экс-министра строительства региона Куца Сергея Викторовича.
В 2022 году «Автоколонна № 1559» получила 850 миллионов рублей по госконтракту за перевозку беженцев из Донбасса и пассажиров на территории Запорожской области. Заказчиком был Минтранс области. Контракты стоили дороже, редакция же посчитала сумму фактической оплаты за услуги.
Прошлым летом перевозчик отказался от маршрута № 85А (Ростов — ТЦ «Мега»), и его отдали компании ТК «Система».
Выручка — 223,8 миллиона рублей;
чистый убыток — 16,6 миллиона рублей.