В мозаике в подземных переходах Ростова, которую признали объектом культурного наследия, последнее время то и дело появляются трещины или отваливаются небольшие фрагменты. Но краеведы и общественники уверяют: трещины и отсутствие некоторых кусочков — далеко не новость. Корреспондент 161.RU узнал, почему разрушаются мозаичные панно, насколько это критично и почему сейчас их никто не может отреставрировать.
Украсить ростовские переходы мозаичными панно решили почти сразу с началом строительства — в 1972 году. Плитка продержалась долгие годы, а в 2018 году пережила ремонт подземных переходов перед чемпионатом мира по футболу, когда панно полностью разбирали и собирали заново.
Теперь ростовские мозаики постепенно начали разрушаться. Об этом в соцсетях пишут жители города, публикуя фото трещин и отвалившихся кусков.
— Состояние мозаичных панно разное, но трещины есть практически во всех переходах, и они появились давно. На Кировском даже установили маяки для контроля трещины, — объясняет Игорь Нарижний, инициатор проекта по сохранению городских мозаик.
В ростовском отделении Всероссийского общества охраны памятников, под защитой которого находятся мозаики в двух переходах — на пересечении Кировского и Садовой и на пересечении Буденновского и Московской, согласны с краеведом.
— Ремонт в переходах привлек внимание жителей и СМИ. Началась шумиха, и ростовчане волей-неволей начали обращать на мозаику больше внимания и замечать какие-то изъяны. Но с момента как эти мозаики появились, прошло много времени, значительно увеличилась транспортная нагрузка, вот панно и разрушаются, — говорит председатель ростовского отделения общества Александр Кожин.
Мозаики в ростовских переходах признали объектом культурного наследия в декабре 2018 года. Их уникальность — в технике создания.
Гигантские полотна были собраны вручную из мельчайших кусочков обычной кафельной плитки, которую для этого крошили, а затем из случайных кусков собирали рисунок. Сначала делался набросок, потом картину рисовали на огромных листах ватмана, где сцена изображалась уже в натуральную величину, а после уже по фрагментам панно переносили на кальку, и шла работа с плиткой. Чтобы набрать полотно размером два на два метра, требовался почти месяц.
По словам Кожина, за состоянием мозаик сейчас следят активисты и арендаторы подземных переходов. Но сделать они могут немногое.
— Если отваливаются какие-то детали в переходах на пересечении Ворошиловского — Садовой и Буденновского — Садовой, мы их собираем, подклеиваем по мере возможности своими силами. Но в других двух переходах сделать этого не можем, потому что там мозаичные панно признаны памятниками, и нам для любых манипуляций с ними нужно привлекать специалиста, — поясняют в управлении по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений ростовской администрации.
Кроме того, как рассказали в управлении, чтобы все сохранить мозаики, нужно заказывать специальный проект, привлекать специалистов и со стороны охраны памятников, и историков, и плиточников-мозаичников. Но кто должен стать инициатором подготовки проекта, кто должен выступить экспертом и за чей счет проводить реконструкцию мозаик, и в обществе охраны памятников, и в управлении по ремонту искусственных сооружений ответить не смогли.
Ранее 161.RU писал о скандале, который развернулся вокруг мозаик, когда арендаторы павильонов отказались открыть подземные панно. Активисты обратились за помощью к властям. После этого в переходах убрали ларьки, загораживающие мозаику, и сделали это раньше, чем обещали.