Город мнение А не лишится ли Ростов мозаик после реконструкции переходов? Краевед озвучил свои опасения

А не лишится ли Ростов мозаик после реконструкции переходов? Краевед озвучил свои опасения

Главное, чтобы в процессе ее не «потеряли», как «Россию»

Власти собрались снять мозаику на время ремонта и отдать на хранение своей структуре

Реконструкция — вещь полезная, но только если проводится правильно, считает градозащитник и краевед Геннадий Крольман. А в Ростове, по его словам, правильно бывает не всегда. Он обеспокоен тем, что после реконструкции переходов мы можем не увидеть мозаичные панно.

В конце марта прошла новость, что для реконструкции мозаики в подземных переходах ее снимут. Проектировщик считает, что снимать надо все панно — якобы большая их часть отошла от стен и едва держится. Хранить мозаику во время ремонта предполагается у организации со страшноватым названием — МСУП по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений.

Такой демонтаж в условиях Ростова грозит потерей одной из уникальных достопримечательностей города. С очень большой вероятностью. [Глава ростовской администрации] Логвиненко заявлял, что работами займутся «профессионалы в рамках реконструкции переходов», но вопросы к ним есть еще до начала работ.

Представьте, как будут проходить работы. Надо отфотографировать и зафиксировать на бумаге не просто всю мозаику во всех переходах — каждому (!) ее кусочку, даже самому маленькому, нужно будет присвоить номер и нанести на карту. Сколько таких кусочков в одном панно, например, на Ворошиловском — Большой Садовой — тысячи? А сколько их будет во всём переходе и всех вместе — страшно представить.

Затем это всё надо снять. Если подрядчики сделают это максимально аккуратно, дело растянется на месяцы, если не годы — надо будет отсоединять одну деталь за другой, да так, чтобы она не разбилась и не сломалась.

Мозаику будет хранить организация с довольно своеобразной репутацией. МСУП уже успел навредить подземным переходам торговлей в них — они незаконно заключили договор аренды с ларьками, которые стояли в переходах. Эти же товарищи занимаются городскими ливневками.

И только потом, как переходы будут отремонтированы, мозаику надо будет кусочек за кусочком вернуть обратно, на прежнее место.

В каком переходе этот олень?

Впечатлены уровнем работ? А ведь еще и на каждом из этих этапов что-нибудь да произойдет, и часть мозаики будет потеряна. Если вся она случайно где-нибудь не исчезнет. Похожих примеров в Ростове набирается уже прилично.

Еще на слуху история «России» — кинотеатра, что стоял в Парке Горького. «Россия» разобрана и лежит на одном из складов возле Ростова. Какое у нее состояние, неизвестно. Как неизвестно, осталось ли вообще что-то от здания, на месте которого собственники хотят построить гостиницу.

Или бывшая студия кинохроники на углу Островского и Красноармейской — администрация Ростова обещала, что сохранят барельефы со здания, возведут на том месте семиэтажный дом «в историческом стиле». Итог — две огромные башни в три-четыре раза выше. Барельефы стоят почти никому не нужные в одном из ростовских дворов.

Это лишь два случая. Если смотреть, что происходит с объектами культурного наследия, таких историй наберется с десяток. Даже такие работы, с отдельными домами, выполнить в современном Ростове не получается — что уж говорить о том, что может произойти с мозаикой на любом из этапов работ.

И это мы не касались квалификации подрядчика, который будет ею заниматься. Хорошие реставрации в Ростове можно по пальцам одной руки пересчитать.

Из зданий: Шолохов-центр (особняк семьи Мартын) на Большой Садовой, Старообрядческий покровский собор и интерьеры Дома причта, «Вокруг центр» (интерьеры и двор, фасадами пока не занимались). Если вспоминать отдельные элементы, то ворота на Тургеневской, мозаика с рыбкой и волной на Пушкинской, фонтан «Лиры», некоторые исторические двери. И всё — за тридцать лет хороших примеров я больше не припомню.

Почти все эти объекты делались на средства собственников зданий либо заинтересованных лиц. Всё же сделанное за бюджетные деньги вызывает вопросы.

Не стоит забывать и о том, что выбранный подрядчиком путь уничтожит подлинность мозаик — самое главное, что оберегают при реставрации.

У нас в России подлинность почему-то любят не везде — примеров с уничтожением старой плитки, окон, дверей, целых зданий и заменой их новоделом большое количество. Но почему-то музеи мира полнятся именно подлинниками. Людям обычно не приходит в голову снять условную «Мона Лизу» из-за ветхости, убрать в чулан, а на ее место повесить копию. Как и мало найдется в Европе тех, кто, гуляя по Венеции, ужаснется ее состоянию и захочет заштукатурить всё в ноль, а то как-то некрасиво и обваливается.

Каждый такой подлинник — труд конкретных людей с конкретными взглядами и умениями, выполненный конкретными материалами. Именно этим он и ценен. Можно, конечно, его разобрать. Но собрать заново вряд ли выйдет. И мозаику в переходах с такой же любовью к делу вряд ли выложат снова. Спокойно может получиться низкобюджетный и кривой новодел — как донышки от бутылок вместо лепнины.

Да, плитка в переходах где-то явно отходит, где-то утрачена, но большая ее часть, на первый взгляд, держится нормально. Решать, какую плитку снимать, а какую можно сохранять, стоит по результатам полного обследования всех панно. В идеальных условиях можно аккуратно снять какие-то отдельные участки целым куском, оставить их на месте же, далеко не убирая, и после решения проблем с основанием прицепить обратно. Но чтобы во всех переходах, которые строились с разницей в десятилетие, возникла одна и та же проблема, в одних и тех же объемах, не особо верится.

Остается последняя деталь — такое решение упростит работу подрядчикам и, скорее всего, сильно увеличит смету на реставрацию. Не в этом ли причина?

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем