С 28 октября в Ростовской области начнется локдаун. Вернуть жесткие ограничения федеральные и региональные власти решились на фоне рекордного роста заболеваемости COVID-19. Ради борьбы с коронавирусной инфекцией в жертву снова принесут бизнес и свободу граждан. 161.RU спросил экспертов, насколько эффективным будет локдаун сейчас и повысит ли мотивацию дончан прививаться.
Только за последние сутки в Ростовской области коронавирус выявили у 609 человек. С начала пандемии зарегистрировали почти 154 тысячи случаев заражения. Даже по данным региональных властей, умерло 7615 дончан. Росстат, ссылаясь на информацию ЗАГСов, сообщает о почти вдвое большем количестве жертв.
Ирина Хоменко, инфекционист ЦГБ (Ростов-на-Дону):
— Локдаун мог бы предотвратить распространение вируса, если бы он выполнялся, но он же не будет выполняться. Как только сказали о локдауне, то сразу продажи билетов в Турцию и Краснодарский край выросли в два с половиной раза. Народ сейчас ломанется: кто на дачу, кто за границу, кто на море, и это называется «полная безответственность». Никто не будет ограничивать, сдерживать.
— Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы остановить вирус?
— Почему бы вместе с локдауном не объявить запрет на полеты в разные страны, не прекратить поездки в Крым — на Южное побережье, не запретить работу санаториев, домов отдыха — всего, куда люди едут? Мне кажется, что без ограничения передвижения это ничего не даст. Вы не воспитаете человека даже за год. Вот уже почти полтора года нашему явлению коронавирусному, и вакцинацию уже половина населения сделала, и всё равно толку нет, потому что народ невозможно перевоспитать за полтора года.
— Локдаун — это эффективная мера?
— Если бы все условия локдауна выполнялись, это бы предотвратило распространение вируса. Это вообще, может быть, самая эффективная мера. Сиди дома, если выходишь — носи маску, держи дистанцию. Я считаю, что это самое эффективное мероприятие. Понимаете, вакцина оказалась не настолько эффективна, как ожидали.
— Локдаун, на ваш взгляд, подразумевает полную изоляцию?
— Все из моих коллег, кто действительно выполняет условия локдауна, не ходит на всякие свадьбы, похороны, юбилеи, дни рождения, — они не болеют. Там, где много людей собирается, и если даже не много, то они сидят все за столом, дышат друг на друга и еще перед этим целуются и обнимаются, там всегда будут заболевшие. Вот сейчас вся заболеваемость идет из семей, понимаете? А в семью попадает после какого-то такого мероприятия. Это то, что я вижу и слышу. Вот зачем нужен полный локдаун, а не частичный, как у нас.
— Как медик вы могли бы спрогнозировать, когда коронавирус будет побежден?
— Когда это кончится, я не знаю…
Сергей Тюрин, руководитель регионального пресс-центра по мониторингу ситуации с COVID-19:
— В стране указом президента объявлены нерабочие дни. Каждый регион самостоятельно определяет их сроки и мероприятия. У нас этот вопрос обсуждается. Всех и вся, по-моему, нигде не закрыли. Но ограничения должны быть, статистику мы видим, и она довольно нерадужная.
— Покидающие регион более чем на 72 часа при возвращении должны садиться на самоизоляцию до получения результата ПЦР-теста. Может, лучше сделать тесты бесплатными?
— Бесплатное тестирование не предусмотрено.
Александр Гинцбург, директор НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени академика Гамалеи при Минздраве России (г. Москва):
— Я люблю обсуждать, когда решения у руководства готовятся. А когда они уже приняты, обсуждать их довольно-таки бессмысленно. Если результат этого локдауна всё-таки будет использован для того, чтобы резко повысить количество вакцинированных, это хорошо. С другой стороны, надо людям вакцинированным предоставлять льготы по сравнению с невакцинированными. Тогда будет эффект. Иначе это будет до бесконечности — в виде волн, которые мы будем называть четвертой, пятой, десятой.
— Что еще могут предпринять власти, чтобы остановить эпидемию?
— Чтобы всё-таки прийти к нормальным условиям существования, нужно выполнить два условия. Первое — резко повысить количество вакцинированных. То, что было несколько месяцев как в Москве, так и в Ростове-на-Дону, когда в течение двух или трех недель были введены QR-коды и количество вакцинированных доходило до запредельных сумм, а когда их отменили, то значительно упало. Вот это был показатель. И второе: необходимо для вакцинированных предоставление привилегий в местах массового скопления людей (в кинотеатрах, ресторанах и прочих) по сравнению с теми, кто не вакцинировался. Вот тогда будет эффект. Иначе это будет до бесконечности.
— Готовы спрогнозировать, когда COVID-19 полностью будет побежден у нас?
— Когда это всё закончится? Могу сказать так: когда 70% населения будет вакцинировано, тогда это и закончится. Тогда эпидемический процесс, соответственно, будет идти не по возрастающей, а по убывающей. Когда такой процент коллективного иммунитета будет везде, чтобы локальные колебания не сказывались, надо довести до 80%.
Когда мы этого достигнем, а надо достигать не в течение нескольких лет, а в течение трех-пяти месяцев, вот тогда и победим.
Георгий Медведев, заведующий хирургическим отделением ЦГБ Каменска-Шахтинского:
— Локдаун — это вынужденная мера? Будет ли это мотивацией для граждан, чтобы бежать вакцинироваться?
— Я понимаю, что это вынужденная мера, но как мотивация — даже не знаю. А в чём? Я, в принципе, вполне согласен, что нужно поголовно всех вакцинировать. Население нужно заставить привиться, а так всё это баловство, и всё. Либо нужно всех прививать, либо не прививать никого, а так мы будем просто идти по кругу. Если не прививать, тогда у всех будет коллективный естественный иммунитет. Но… выкосит в таком случае немало людей, безусловно. Зато будет коллективный иммунитет. Сколько людей погибнет, неизвестно, поэтому таким путем не пойдет, конечно же, никто. Мотивации здесь не вижу.
— Если локдаун не мотивация, то что делать?
— Скоро уже второй год, как это всё длится. Может, стоит взять практику Китая, в странах юга Азии, если какие-то меры не помогают? Там люди сами прививаются. Они же не дураки там? А всё потому, что у нас постоянно какие-то полумеры. Вот даже этот указ президента. Ну сделали две недели выходных, так уже все гостиницы на морях забронированы и заняты — наши люди всё везде скупили. Вот так люди используют эти выходные — планируют поездки везде и всюду, потому что полумеры у нас, вот и всё. И локдаун этот — сплошные полумеры: тут можно, там нельзя, а тут если очень хочется, то немножко… Они сейчас все уедут, отдохнут и снова привезут нам коронавирус с морей, гостиниц и прочих мест. Вот такие меры мне не совсем понятны. Если так, то надо принимать какие-то меры, чтобы люди не покидали территорию своего населенного пункта, а не давать им карт-бланш. Те же москвичи куда кинутся сейчас? К нам на юг.
— Что же нужно, чтобы люди сами хотели вакцинироваться?
— Я, конечно, не вирусолог. Я не знаю, кого этот вирус поражает, а кого — нет, но одно я знаю точно: вакцинированные тоже болеют, но среди моего окружения медиков все вакцинированные переносят болезнь легче. Это факт. Летальных исходов нет. Что-то прогнозировать сейчас я не возьмусь. Много пишут сейчас, много говорят. В одно время говорили, что и хвосты вырастают после прививки и что только не бывает, но пока не выросли. Город у нас маленький — я бы увидел, но ни у кого не выросло. Как будет в дальнейшем, покажет время. Что будет с нашим иммунитетом, тоже пока неясно. Понятно, что все эти вакцины до конца не исследованы. Насколько я помню, они три года должны проходить клинические исследования. Одно ясно — что власти не знают, что делать.