Автомобили этой марки более не поставляются в Россию. По мнению большинства, цена авто не соответствует его притязаниям и капризам. Однако те, кто владел этим автомобилем, чаще всего не хотят ездить на чем-то еще. Alfa Romeo – автомобиль, которым в России теперь предпочитают любоваться на расстоянии.
Итальянская марка с почти шекспировским именем Alfa Romeo в этим году отмечает официальное столетие. Однако фактически история автомобиля началась в 1906 году – к 1910 производство просто перенесли на север Италии, в Портобелло, что недалеко от Милана. Именно к 1910 году уже существовавшее производство получило имя Anonima Lombarda Fabbrica Automobili («Акционерная автомобильная фабрика Ломбардии»), которое впоследствии и сократилось до более известного ALFA. Примерно с этого времени существует эмблема марки – змея, проглатывающая человека, и красный крест на белом поле. Фактически это символы Милана, которые олицетворяют предприимчивость и могущество.
В 1915 году ALFA возглавил инженер и бизнесмен Никола Ромео. Амбициозный управленец сделал свою фамилию частью названия компании, и все стало на свои места. Предприимчивость, заложенная в гербе, помогла марке быстро освоиться на рынке и занять нишу в соответствии с веяниями времени. На дворе – пора автогонок, и первая же модель 1915 года под названием Alfa Romeo выпускается сразу и в спортивном варианте. Спустя пять лет, в 1920 году, автомобиль компании одерживает первую победу на мировом чемпионате гоночных автомобилей. А отсюда уже рукой подать до отдельного подразделения, которое будет заниматься именно спорткарами.
Любовь к спорту с тех пор читается в облике почти каждого творения дизайнеров и техников Alfa Romeo, а спортивные победы становятся практически обыденным явлением. «Семейный автомобиль, который выигрывает гонки», – гласит рекламный слоган одного из бестселлеров марки. Однако итальянцы, наследники эстетики Римской империи, признанные творцы эпохи Ренессанса и тонкие знатоки красоты, не могут довольствоваться только функциональностью.
В итальянском автомобиле все должно быть прекрасно – в случае с Alfa Romeo это неоспоримо. В компании есть собственный Центр дизайна, где трудятся лучшие специалисты, однако миланский концерн не уклоняется и от сотрудничества с легендарными ателье – к примеру, Pininfarina.
«Знаменитый конструктор и дизайнер автомобилей Этторе Бугатти в свое время сказал: «Техническое решение не является совершенным, если оно не совершенно эстетически». На мой взгляд, в автомобилестроении это непреложная истина. Та самая красота, которая обеспечивает успех машины, рождается у нее внутри, из элегантности, простоты, строго сбалансированной гармонии механической конструкции. Между красотой технических решений и красотой форм существует неразрывная связь. Не нужно быть профессионалом, чтобы оценить хорошо исполненную вещь. Достаточно взглянуть на стройные очертания, элегантные приборы, мельчайшие детали, созданные руками человека и призванные гармонировать с красотой двигателя Alfa Romeo. Все строится на сотрудничестве технолога и дизайнера», – в интервью изданию «Автоарена» размышляет о духе Alfa Romeo на тот момент исполнительный директор компании «М-Сервис», официального дилера Subaru и Alfa Romeo в Ростове-на-Дону, Анна Минкина.
Мировыми бестселлерами и просто легендами автомобили марки становились неоднократно. Дебютировавший в 1966 году Alfa Romeo Spider на слуху до сих пор, созданная к 75-летию Alfa Romeo 75 стала одним из лучших автомобилей 80-х. Девяностые прошли под символом 156-й модели, которую презентовали в 1997 году. Звание «Автомобиль года» и «Большой приз» за дизайн – к этому сложно что-то добавить. Добавила Alfa Romeo, в 2000-м представив спортивный элегантный универсал Alfa Romeo 156 Sportwagon.
В Ростове-на-Дону дилерский центр Alfa Romeo открылся в конце 2007 года, вскоре после выхода марки на российский рынок. На первый взгляд, дух автомобиля как нельзя лучше соответствовал южному темпераменту ростовчан: скорость, мощь и красота. «Я думаю, это прежде всего стильные, модные, сексуальные люди, которые имеют внутри себя то, что по-английски называют challenge – «вызов». Желание быть другим и быть первым у ростовских потребителей велико», – так описала Анна Минкина портрет потенциального покупателя Alfa Romeo.
Однако ни красота, ни ходовые характеристики не помогли роскошной итальянке на российских просторах. В начале года совладелец Major Михаил Бахтиаров заявил, что компания не будет продлевать контракт с Alfa Romeo на 2010 год. И одна из причин – невероятно низкий уровень продаж. рассчитывая продавать по две тысячи автомобилей в год, Major за все три года существования марки в России продал лишь 1287 Alfa Romeo. При этом в 2009 году покупателей нашли всего-то 104 автомобиля. Самое распространенное мнение – «миланки» доставляют в эксплуатации слишком много хлопот, и при таких капризах авто могло бы стоить дешевле.
Но вполне вероятно, что уход Alfa Romeo из России может оказаться чем-то, что напоминает размолвку в эмоциональной итальянской семье, и вслед за битьем посуды последует примирение. Тем более что название бренда все чаще появляется в новостных лентах агентств и все чаще – по приятным поводам. Мир в ожидании наследницы 159-й, Alfa Romeo Giulietta. Завораживающие официальные фото ослепительной итальянки уже в сети, названа и цена – от 21 тысячи евро. А сразу два знаменитых кузовных ателье – Zagato и Bertone – поздравили марку со столетием фееричными концептами. И уже известно, что некоторые элементы «крылатого» Bertone Pandion будут присутствовать и в новой разработке Alfa Romeo 159.
Пока же ростовским владельцам Alfa Romeo ничто не мешает ощущать себя обладателями автомобильного эксклюзива. Тем более, что у Alfa Romeo, вне зависимости от года выпуска и состояния, действительно есть уникальная способность выделяться из толпы.
Фото: Фото из открытых источников