Развлечения Александр Васильев, историк моды: «Фейс-контроль в Европе мы никогда не пройдем»

Александр Васильев, историк моды: «Фейс-контроль в Европе мы никогда не пройдем»

Он знает о моде всё, он выносит жесткие модные приговоры. Историк моды Александр Васильев сделал то, чего не сделал ни один музей: его коллекция одежды насчитывает около 50 000 предметов. Чтобы устроить выставку хотя бы одной десятой части коллекции, понадобится 300 манекенов! Коллекция выключает как наряды целых эпох, так и гардеробы известных модниц и актрис.

– Александр Александрович, кем вы мечтали стать в детстве? Ведь тогда еще не было моды…

– Мода была всегда! Не было историков. Знаете, я ведь вначале был художником по костюмам в театре. Со временем у меня появилось столько практических рекомендаций, что я решил прочитать свою первую лекцию. А после ощутил свою востребованность как педагог. Я читал лекции в Гонконге, в Дании, в Турции, в Исландии, во Франции… Да-да, во Франции! Перед тем я очень стеснялся, считая, что уж во Франции о моде все всё знают. Оказывается, не все и не всё. Оказалось, что преподавать моду во Франции актуально.

– Сколько экспонатов в вашей коллекции?

– Более 50 000. Это не только одежда, это веера, белье, зонты, бижутерия, кошельки, трости... Очень много фотографий, журналов моды, гравюр моды. У меня ежемесячно случается около нескольких выставок сразу в разных городах.

– А когда вы занялись коллекционированием?

– Первое платье я приобрел, когда мне было 16 лет.

– Как отреагировали на ваше увлечение родители?

– Они были в восторге и всячески меня поддерживали, считая, что это потрясающая стезя. Мама помогала мне стирать, гладить вещи и приводить их в подобающее состояние. Правда, во Францию она меня отпустила еле-еле, скрепя сердце. Понимала, что это для моего же блага. Зато потом она была рада и горда результатами. И всегда говорила, что я, как вино, с годами только лучше, а не хуже. Я бы никогда не хотел пережить прошлое или позапрошлое десятилетие. Мне интересно только будущее.

– Тем не менее, в какую эпоху вы хотели бы жить?

– Меня об этом часто спрашивают. Мне кажется, что мне было бы очень интересно жить в 16-м веке, в эпоху Ренессанса.

«Только россияне в качестве повседневной используют люкс-одежду»

– Александр Александрович, расскажите, как менялась мода в нашей стране на протяжении последнего столетия?

– До 17 года в нашей моде было много западных элементов, особенно Франции. В 20-х годах мода пошатнулась из-за появившегося большого количества разных тканей. Великий прорыв случился в 40-х: жены офицеров, генералов и маршалов стали щеголять в нарядах из Германии, из Австрии, из Польши, из Чехии, из Вены. После 50-х годов к нам приехал неликвид из Шанхая. Все эти габардиновые пальто, вышитые сумочки и обувь на платформе в 48 году уже вышла из мировой моды. Зато как возрадовалась советская женщина, увидевшая новые цвета и новое качество! (Улыбается.)

– Тогда одежда китайского производителя была лучшего качества, нежели сейчас?

– Да, китайцы хорошо работали с кожей, с замшей, с шелком… Следующий прорыв случился в 57 году во время Фестиваля молодежи и студентов, когда в Москву приехало много модной молодежи. Именно тогда у нас появились фарцовщики, продававшие подтяжки, майки. К эпохе перестройки начался завал западным неликвидом. Тогда мы покупали самое дешевое, не так, как сейчас.

– А что сейчас? Современные модники шикуют?

– Еще как! Сегодня россияне могут себе позволить то, что не позволит себе ни один европеец. Во-первых, это безумно дорого. Во-вторых, в качестве повседневной мы используем люкс-одежду. Мы – мишень многих мировых фирм, производящих брендовую одежду. В нашу страну импортируется около 30% мирового люкса, потому что в России одна из крупнейших концентраций миллионеров на душу населения. Сказать вам, сколько в Москве миллионеров? Порядка 10% населения. То есть каждый десятый! Тем не менее, фейс-контроль в Европе мы никогда не пройдем.

– Почему же?

– Прежде всего, потому, что мы не европейская страна, а европейско-азиатская. Наши люди, если у них есть деньги, склонны хамить, они дурно воспитаны и ведут себя так, как будто мир принадлежит только им. Они расплачиваются за кофе бумажками в 500 евро, когда надо заплатить два с полтиной. Мы не умеем разговаривать, не любим свой родной язык и свою культуру. Когда в «Модном приговоре» мы спрашиваем мужчин, пришлось ли им перевоплощение их жен по душе, они говорят одно: «Я в шоке, слов нет!» Я слышу это из передачи в передачу и понимаю, что у них действительно слов нет. Это печально. При этом они не желают учить и другие языки. Их рудиментарные знания английского не позволяют им одинаково красиво объясняться во всех странах.

«Женщины в теле обтягиваются топами, а худые напяливают балахоны»

– Какие наиболее частые ошибки в имидже простой российской женщины вы могли бы отметить?

– Русская женщина зачастую выглядит вульгарно и неестественно. Она склонна считать, что короткая юбка, декольте, каблучища, наращённые волосы, ногти и яркий макияж – это модно. На самом деле, этот ужасный «тюнинг» омрачает всю красоту и создает репутацию женщины «нетяжелого» поведения. Я бы отметил еще такие тенденции как несоответствие фигуре и возрасту. Почти все представительницы слабого пола подыскивают одежду, не надлежащую их фигуре. К примеру роскошные женщины зачем-то надевают лосины и обтягивающий топ, акцентируя тем самым внимание на своей полноте. А подтянутые напяливают на себя балахоны… Часто женщины за 40 начинают не к месту молодиться, надевают мини-юбку и короткий топ с декольте, наносят ядерный макияж. Всё это смотрится безобразно. С другой стороны, их можно понять.

– Правда?

– Виной массовой безвкусице среди женщин – демография: слишком мало мужчин, оттого высока конкуренция в борьбе за свою пару. Подумайте, ведь среди российских мужчин много пьющих и больных, много деклассированных элементов, много «птиц невысокого полета». Вот потому-то женщина и делает ставку на физиологию. Ей кажется, что если она грудью засветит мужчине в левое ухо, то он будет ее. Мужчины действительно любят женские формы, однако эта любовь не бывает длительной. Переспать с такой женщиной – да, но создавать с ней семью мужчина не торопится, каким бы он ни был.

– Остается надеяться, что хотя бы какое-то количество женщин, участвующих в вашей передаче «Модный приговор», а также смотрящих ее, смогут сделать правильные выводы и измениться…

– Знаете, любую женщину можно сделать стильной благодаря одежде, макияжу и прическе. Но это будет одноразовая акция. То, что происходит в «Модном приговоре», – это история Пигмалиона. Но Пигмалион потратил на свою Галатею гораздо больше времени, чем мы. Мы ведь по сути только переодеваем женщину. Многие из них соглашаются переодеться «на один раз», но потом всё равно берутся за старое.

«Приличная женщина не должна блестеть камнями»

– Александр Александрович, расскажите про вашу выездную школу, пожалуйста.

– Выездная школа Александра Васильева – это мое личное ноу-хау. Я набираю группу слушателей, и несколько раз в год мы совершаем путешествия к истокам мировой моды. Так, за последний год мы побывали в музеях Таллина и знаменитом Храме Святой Софии в Стамбуле, посетили музей Моды и тканей в палаццо Мочениго в Венеции и заглянули на все блошиные рынки Парижа в поисках сокровищ моды прошлых лет.

– Когда заработала ваша выездная школа?

– Первая Школа состоялась в августе 2005 года, и с тех пор она пользуется неизменной популярностью у слушателей. Этот проект позволяет погрузиться в атмосферу моды и отлично отдохнуть.

– По-моему, ваша основная аудитория – жены олигархов.

– Жены, а также дочки и матери. Это как раз та часть населения, которую нужно обучать, чтобы нам не было стыдно за свою страну перед Европой. Ведь наших женщин всегда видно за границей: они губы красят, как у карпа. Одна из моих учениц в одной экзотической стране накупила сапфиров. Сапфиры были огромные, роскошные. И она пошла с ними плавать в бассейн. Камни оказались настолько тяжелыми, что бедняга чуть не пошла ко дну. (Смеется.) Всякое бывает.

– Что не должно быть надето на приличной женщине?

– Не должны быть признаки богатства, потому что это шокирует и социально опасно. Не надо раздражать публику и блестеть камнями. Всё должно быть к месту.

– Чему еще вы учите своих слушателей?

– Научить людей, особенно если они уже в возрасте, практически ничему нельзя, можно только расширить их кругозор. Я рассказываю своим слушателям об истории моды, истории стилей, даже учу правильно принимать гостей. Кроме того, у меня есть специальные лекторы, которые проводят мастер-классы по гриму и прическам. Это такая подвижная школа для создания новой русской элиты, аристократии.

«Цвет своей нации мы повесили на суку»

– Я в курсе, что разговоры об аристократии – одна из ваших любимых тем…

– Да, но у нас ее, аристократии, к сожалению, нет, ее уничтожили большевики. Между тем, аристократия необходима каждой стране, потому что выступает мерилом хорошего вкуса, элегантного поведения, образования и светского обращения. Мы цвет своей нации повесили на суку, а теперь завидуем другим, где этот цвет сохранился.

– Вы согласны с тем, что сегодня моду диктует эстрада?

– Да, и она для нас и есть теперь наша аристократия. Дело в том, что когда образовался вакуум, его заполнил полусвет. Кстати, это уникальное явление: только в нашей стране артисты театра и кино играют роль аристократов, княгинь и графинь. Вспомните Людмилу Марковну Гурченко. Княжна? Княжна! Алла Борисовна? Примадонна! А Ротару?

– Ротару – украинская певица…

– А у нас очень любят, чтобы икона стиля была чуть-чуть иностранка. Вы не замечали? Ирина Хакамада, Рената Литвинова, Тина Канделаки, Лайма Вайкуле, Илзе Лиепа…

«Не ждите счастья, оно не придет»

– Александр Александрович, откройте секрет: какая мода нас ждет?

– Эпоха модельеров XX века закончилась. Сначала ушел Валентино, потом умер Ферре, нет больше Сен-Лорана… Но придет эпоха великих модельеров XXI века. Думаю, что великие модельеры придут с востока. Это будут китайцы, японцы, индусы. Полагаю, что будет очень много «унисекса», потому что в XI веке мужские и женские гены сливаются в один флакон. Уже сегодня среди мужчин много метросексуалов, это те мужчины, которые очень много думают о своей внешности – о коже, о маникюре, о прическе.

– А пышные формы в моду вернутся?

– Да, но сложно сказать, когда. Кутюрье к этому однозначно никогда не придут. Ведь на худых моделях одежда всегда смотрится лучше, чем на полных. Прямо как на вешалке! Тем не менее, все мужчины делятся на две категории: одни любят полных, а другие в этом еще и открыто признаются! (Смеется.)

– Дайте, пожалуйста, нашим женщинам практические рекомендации относительно моды.

– Наблюдайте, за тем, как вы себя ведете и не обращайте внимания на направленности. Они появляются ежемесячно и длительное время не удерживаются. Ни в Милане, ни в Париже, ни в Лондоне – нигде никто марки не носит. Если то, что на вас надето, узнаваемо, значит у вас нет вкуса. Мода сделана для того, дабы выйти из моды. Мода обречена на забвение. А стиль – вечен! Стиль – это ведь не только наружная, но и внутренняя красота. А чтобы быть красивым изнутри, человек должен быть счастливым. Должен быть счастливым ежедневно. Не ждите счастья, оно не придет. Я ищу счастье во всём, что меня обрамляет, выискиваю его крупицы повсюду и нахожу их. Я никогда не позволю себе назвать какой-то день в моей жизни несчастливым, я не имею таких чувств! У меня каждый день счастливый!

Александр Александрович Васильев родился 8 декабря 1958 года в Москве в известной театральной семье. Его отец был народным художником России, членом-корреспондентом Академии Художеств, создателем декораций и костюмов к более чем 300 постановкам на отечественной и зарубежной сцене. Его мать была драматической актрисой, профессором, одной из первых выпускниц Школы-студии МХАТ. Сегодня Александр Васильев – всемирно известный театральный художник, дизайнер интерьеров, искусствовед и историк моды, а также ведущий в программе Первого канала «Модный приговор».

Фото: Фото из открытых источников
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем