С весны Ростов потряхивает от громких задержаний и арестов высокопоставленных силовиков. Но расследование деятельности Елены Золотаревой и Татьяны Юровой выделяется на фоне других антикоррупционных дел — ведь это до недавнего времени председатель областного суда и его заместитель. Задержание и арест судей такого ранга — исключительный случай. Корреспондент 161.RU Сабина Бондарь пересказывает главное о ростовском «деле судей», получившем стремительное развитие в последние дни.
Вершители судеб погрязли в пороках?
Весной в Ростовскую область прибыла группа московских силовиков, давших старт двум уголовным делам — о преступном сообществе в полиции и «конвейере нужных решений» в судебной системе. Оба расследования крепко переплетены с самого начала, в том числе показаниями свидетелей и подозреваемых. Но события судейского дела разворачивались чуть медленнее, учитывая особый статус фигурантов.
3 апреля у председателя Ростовского областного суда Золотаревой и ее зама Юровой прошли первые обыски. По словам источника редакции в силовых структурах, тогда было возбуждено уголовное дело по статье «Получение взятки в особо крупном размере», фигурантами которого на старте стали семь человек. Золотаревой среди них поначалу не было — благодаря судейской неприкосновенности.
4 апреля Золотарева подала в отставку. Примечательно, что особый статус и неприкосновенность при этом сохранялись за ней.
— За «проплаченные» приговоры они годами получали миллионы на счета. Речь как минимум о десятках миллионов рублей. Оперативники собирали информацию на Золотареву и ее приближенных в течение полугода, — так наш источник пересказывал подозрения следствия. По его словам, валюту из домов фигурантов выносили пакетами.
Вместе с Золотаревой и Юровой московские оперативники вышли на начальника управления судебного департамента Андрея Рощевского. Еще тогда высокопоставленных судей вывезли в Москву на следственные мероприятия. Там Рощевский, по словам источника, согласился дать показания против коллег — список подозреваемых разросся до 32 человек. Особенно вовлеченными в схему, согласно его показаниям, оказались Ленинский и Кировский районные суды Ростова, рассматривавшие резонансные дела.
— Многие боятся и сразу готовы давать показания. В основном против Юровой и Золотаревой. Как выяснилось из показаний двух фигурантов уголовного дела, Юрова держала «в страхе все региональные суды», — пересказывал предварительную версию наш собеседник в органах. — Сама Юрова согласовывала всё с Золотаревой.
Из столицы Золотареву и Юрову отправили под домашний арест — с фактическим отстранением от работы в суде.
ВККС отреклась от ростовских судей
4 апреля Басманный суд арестовал Андрея Рощевского. Текст решения решили не публиковать, сославшись на норму, позволяющую закрывать доступ к информации, если она, например, затрагивает безопасность государства.
— По предварительным показаниям Рощевского, схему возглавляла Золотарева. Именно она «называла суммы и давала добро», — пересказывал версию следствия наш источник. — Сам Рощевский привлекал сотрудников районной прокуратуры. <...> Так называемые «привлечения» были нужны для объективной оценки во время заседаний.
Рощевский указал, что председатель облсуда «иногда даже открыто выступал против таких решений, чтобы создать видимость защиты подсудимых».
— Во время обысков оперативники обнаружили ряд документов, подтверждающих отношение нескольких чиновников к выработанной коррупционной схеме, — добавил силовик. — Среди них есть и представители прокурорской системы Ростовской области.
Высшая квалификационная коллегия судей России (ВККС) приняла 4 апреля отставку Елены Золотаревой. А 6 апреля Ростовский областной суд назначил временного председателя, исполнять обязанности стала Фарида Калюжина.
Полномочия Золотаревой были официально прекращены лишь 7 апреля. Из-за особого порядка возбуждения уголовных дел в отношении судей московские оперативники вынуждены были выжидать и соблюдать формальности, которые «тормозили процесс». Параллельно силовики вышли на след нескольких адвокатов, которые плотно сотрудничали с областным судом. Как оказалось, это бывшие сослуживцы Андрея Рощевского по прокуратуре. По версии следствия, именно они договаривались с клиентами о «сумме свободы».
Спустя неделю был назначен и. о. начальника управления судебного департамента в Ростовской области вместо арестованного Рощевского. Им стала Оксана Загородняя, бывшая заместителем начальника управления.
Председатель СК Александр Бастрыкин лично попросил ВККС дать ход расследованию против уже бывшего председателя Ростовского облсуда, и 26 мая коллегия одобрила возбуждение уголовных дел в отношении Золотаревой, Юровой и председателя Железнодорожного райсуда Георгия Бондаренко. Последнего, как и Юрову, заподозрили в посредничестве при передаче и получении «особо крупной» взятки и получении крупной взятки в составе группы.
Следствие считает, что в 2022 году Юрова предложила теперь уже экс-председателю облсуда Елене Золотаревой 10 миллионов рублей за обеспечение «нужного» решения. Та согласилась и повлияла на судей, рассматривавших дело. Кроме того, по версии следствия, в сговоре с Золотаревой Юрова получила две взятки общей суммой два миллиона рублей и две взятки на сумму миллион рублей. Деньги они получили за принятие «правильных» решений при апелляции. Кроме того, по версии следствия, осужденному заменили оставшуюся часть наказания, после чего к Бондаренко обратилось неустановленное лицо, чтобы этот акт «устоял» в апелляции. За это Бондаренко получил 400 тысяч рублей, которые передал Золотаревой, считает следствие.
Неприкосновенность отменена
Спустя два месяца после обысков Елена Золотарева и Георгий Бондаренко подали жалобы в Верховный суд, пытаясь обжаловать решение Высшей квалификационной коллегии судей, давшей добро на возбуждение уголовного дела. Но рассмотрение жалоб состоится лишь в августе.
13 июля завершилось заседание ВККС, на котором Золотареву и Юрову лишили судейской неприкосновенности, тем самым развязав руки столичным силовикам. Коллегия удовлетворила обращение президиума Совета судей РФ и прекратила отставку Елены Золотаревой — «из-за дисциплинарного проступка». Фактически ВККС лишила бывшего председателя права на почетный уход с поста, предполагающий сохранение части судейских привилегий.
Золотарева полжизни проработала в судах Ростовской области и с 2015 года возглавляла облсуд.
После оглашения решения ВККС, по данным источников, Золотарева попыталась совершить суицид. Ее увезли в реанимацию в ночь на 14 июля.
По предварительной версии, потерявшую сознание женщину обнаружил сын, который и вызвал скорую. Золотареву госпитализировали в БСМП с сильным медикаментозным отравлением. Родственники заявили, что эмоциональное состояние женщины ухудшилось после новости о том, что коллегия прекратила ее добровольную отставку с поста председателя Ростовского облсуда.
Ростовские медики спасли экс-судью после попытки суицида. По информации источника 161.RU в силовых структурах, юристы и сотрудники ФСБ засомневались в суициде, после чего силовики начали проверку по показаниям близких и медиков. Врачи же уверяли, что тревожить пациентку нельзя и она находится на кардиостимуляции.
Тем не менее 17 июля Золотареву вместе с Юровой увезли на допрос в Москву. Экс-председателя забрали прямо из больничной койки.
— Уголовное дело в отношении Золотаревой выделено в отдельное производство. Юрова также является подозреваемой по данному уголовному делу и проходит свидетелем по другому в рамках расследования о «деле судей». Когда пришла команда из Москвы, медики выписали Золотареву, — пояснил источник 161.RU.
18 июля Басманный суд Москвы арестовал обеих на два месяца и отправил за решетку. Бывшим судьям предъявлено обвинение в получении взятки. Золотарева и Юрова будут находиться под стражей на время расследования уголовного дела — как минимум до середины сентября.
По информации ВККС, для принятия «нужных решений» Золотарева использовала авторитет и возможности занимаемой должности. Следователи уверены, что взятки ей передавали коллеги — глава местного райсуда и зампред Ростовского облсуда.
На допросе судья в отставке вину не признала, от дачи подробных показаний отказалась. По словам ее адвоката Максима Хырхырьяна, есть основания полагать, что уголовное преследование Золотаревой связано с профессиональной деятельностью.